Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5181

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О произведениях, охраняемых авторским правом, см. гл. 70 ГК РФ.

39. В качестве общего правила устанавливается, что произведение, охраняемое авторским правом, может быть использовано в качестве товарного знака (или в составе товарного знака) только с согласия обладателя авторского права. Следовательно, применению подлежит и противоположная общая норма: без согласия обладателя авторского права охраняемое произведение не может быть использовано в товарном знаке.

40. В подпункте 1 п. 9 названы наиболее часто встречающиеся авторские произведения, которые используются в товарных знаках: названия произведений, персонажи и цитаты из произведений, произведения искусства и их фрагменты. Этот перечень - примерный, не исчерпывающий: любые иные авторские произведения также могут включаться в товарные знаки только с согласия обладателя авторского права.

41. Следует учитывать, что названия произведений и другие указанные здесь объекты далеко не всегда охраняются авторским правом. См. ст. 1259 ГК РФ и комментарий к ней.

42. Авторское право охраняет и неопубликованные произведения, а также те произведения, которые были неизвестны на территории России на дату подачи заявки на товарный знак. Авторское право не знает понятия первенства (приоритета) и новизны объекта. Поэтому соответствующие положения, содержащиеся в подп. 1 п. 9 комментируемой статьи, являются неточными, даже юридически неграмотными; они не должны толковаться ограничительно.

43. Авторское право защищает произведения от копирования, в том числе в переработанном виде. В связи с этим подп. 1 п. 9 следует понимать как запрет охраны в качестве товарных знаков обозначений, скопированных с авторских произведений, в том числе и в переработанном виде.

44. В подпункте 2 п. 9 регулируются вопросы столкновения права на товарный знак с некоторыми личными правами граждан.

Речь идет о следующих правах:

1) праве на имя (ст. 19 ГК РФ);

2) праве на псевдоним (п. 1 ст. 1265 ГК РФ);

3) праве на обозначение, производное от имени или псевдонима (очевидно, это клички, прозвища);

4) право на портрет (очевидно, речь идет о праве гражданина на собственное изображение - ст. 152.1 ГК РФ);

5) право на факсимиле (очевидно, имеется в виду авторское право на подпись или особый знак).

При этом имеются в виду столкновения с правами не любого гражданина, а лишь лица, известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на товарный знак.

45. При определении известности лица на территории России могут применяться следующие критерии:

лицо должно считаться известным, если регистрация в качестве товарного знака его личных атрибутов (портрета, имени и т.п.) окажет на репутацию этого лица какое-либо влияние или если репутация этого лица окажет влияние на использование товарного знака.

46. Общее правило, содержащееся в подп. 2 п. 9 комментируемой статьи, состоит в том, что товарный знак, содержащий указанные атрибуты такого известного лица, может охраняться только с согласия этого лица "или его наследника". Следует полагать, что под "наследником" здесь имеются в виду только непосредственные родственники: наследники наследников в это понятие не входят. Даже при таком узком толковании употребленного здесь термина "наследник" имеется противоречие между данной нормой и нормой, содержащейся в ст. 152.1 ГК РФ.


47. В подпункте 3 п. 9 комментируемой статьи рассматриваются столкновения между правом на товарный знак (или правом на регистрацию товарного знака), с одной стороны, и правом на промышленный образец (очевидно, имеется в виду право на запатентованный промышленный образец - ст. 1358 ГК РФ), правом на знак соответствия и правом на доменное имя, с другой стороны.

О знаках соответствия (это обозначения, служащие для информирования потребителей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту) см. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Доменные имена - наименования пользователей сети Интернет.

"Столкновение" этих объектов имеет место только в том случае, если обозначения являются "тождественными".

Следует, однако, полагать, что "столкновения" могут возникать и в отношении обозначений, сходных до степени смешения.

"Столкновения" возникают лишь в тех случаях, когда владельцы прав - разные.

48. Сама норма, содержащаяся в подп. 3 п. 9, является довольно простой: если право на товарный знак имеет более ранний приоритет по сравнению с приоритетом противопоставляемого права, то оно сохраняется, имеет "право на существование". В противном случае товарный знак не может быть зарегистрирован, а если регистрация уже состоялась, то она должна быть отменена, аннулирована.

49. "Столкновения", урегулированные в подп. 3 п. 9, возникают независимо от того, для каких товаров регистрируется (или уже зарегистрирован) товарный знак.

Такой подход нельзя признать оправданным, тем более что в пунктах 6 и 8 ст. 1483 ГК РФ применен принципиально иной подход.

Следует полагать, что практика будет пытаться исправить эту ошибку законодателя.

50. В пункте 10 комментируемой статьи речь идет об обозначениях, которые считаются в России зарегистрированными товарными знаками в соответствии с международными договорами России: о Мадридском соглашении о международной регистрации знаков и о Протоколе к Мадридскому соглашению.

В соответствии с этими международными договорами на территорию России поступают уже готовые регистрации товарных знаков.

Мы сталкиваемся с обозначениями, уже "признанными" товарными знаками - в комментируемой норме они неточно названы "признаваемыми". На стадии рассмотрения заявки на такой товарный знак российский регистрирующий орган не мог вынести решение об отклонении заявки - "поезд ушел", знак уже зарегистрирован. Поэтому, согласно п. 10 комментируемой статьи, если такой товарный знак не отвечает какому-либо требованию, указанному в п. 1 - 9 ст. 1483 ГК РФ, он может быть оспорен и признан недействительным в соответствии со ст. 1512 и 1513 ГК РФ.


2. Использование товарного знака и распоряжение

исключительным правом на товарный знак


Статья 1484. Исключительное право на товарный знак



Комментарий к статье 1484


1. В пункте 1 комментируемой статьи раскрывается понятие "исключительного права на товарный знак". Оно состоит из двух частей: 1) исключительного права использования товарного знака и 2) права распоряжения исключительным правом.

2. Исключительное право на товарный знак принадлежит лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак. Имеется в виду как национальная регистрация в Государственном реестре товарных знаков или в Перечне общеизвестных товарных знаков, так и действующая в России международная регистрация. Владельцы исключительных прав время от времени могут заменяться новыми лицами.

3. Содержание и объем исключительного права использования товарного знака определяется в соответствии со ст. 1229 ГК РФ (см. также комментарий к этой статье).

Ограничение этого исключительного права предусмотрено в абзаце 1 п. 2 комментируемой статьи (см. п. 5 комментария к данной статье).

Содержание права распоряжения исключительным правом раскрывается в ст. 1488 и 1489 ГК РФ.

4. В пункте 2 комментируемой статьи содержится важное ограничение исключительного права использования товарного знака, а также приводится перечень характерных случаев использования товарного знака.

5. В абзаце 1 п. 2 установлено самое существенное ограничение исключительного права на товарный знак. Оно состоит в том, что использование товарного знака осуществляется только для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован. Это рамки действия исключительного права. В этих рамках и только в этих рамках правообладатель осуществляет и свое право распоряжения.

Любые действия по использованию товарного знака не для индивидуализации товаров, работ или услуг, для которых товарный знак зарегистрирован, а, например, для индивидуализации иных товаров, работ и услуг, выходят за рамки действия исключительного права и могут осуществляться без согласия владельца товарного знака и без выплаты ему вознаграждения.

Это положение относится к любым действиям третьих лиц и, в частности, к тем действиям, которые указаны в подп. 1 - 4 п. 2 комментируемой статьи.

О распространении этого права на "однородные" товары см. п. 3 ст. 1484 ГК РФ.

6. Подпункт 1 п. 2 устанавливает, что в сферу исключительного права на товарный знак входят такие действия, как производство, предложение к продаже, продажа, демонстрация на выставках и ярмарках, ввоз (импорт) на территорию России и иное введение в гражданский оборот на территории России товаров, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, если на самих этих товарах, их этикетках или упаковке проставлен товарный знак. В сферу исключительного права входят также хранение и транспортировка таких товаров, если хранение и транспортировка имеют в качестве своей последующей цели введение товаров в гражданский оборот.


7. В соответствии с подп. 2 п. 2 в сферу исключительного права на товарный знак включаются действия по использованию товарного знака при выполнении работ и оказании услуг. Следует считать, что в данном случае речь идет о знаке обслуживания.

8. Подпункт 3 п. 2 включает в сферу исключительного права на товарный знак действия по использованию товарного знака на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот. Следует полагать, что данное положение распространяется и на документацию, касающуюся соответствующих работ и услуг, - если речь идет о знаках обслуживания.

9. Подпункт 4 п. 2 устанавливает, что исключительное право на товарный знак распространяется на действия с использованием товарного знака в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ и оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.

См. п. 5 комментария к данной статье.

10. В соответствии с подп. 5 п. 2 использование товарного знака в сети Интернет (для индивидуализации товаров, работ и услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован), в том числе в доменном имени и при других способах адресации, считается входящим в сферу исключительного права на товарный знак.

11. Пункт 3 комментируемой статьи касается случаев использования обозначений, не идентичных товарному знаку, а сходных с ним до степени смешения, в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, а также в отношении однородных товаров.

Такое использование может производиться только с разрешения правообладателя. Следовательно, такие действия также входят в сферу исключительного права на товарный знак.

Об обозначениях, сходных до степени смешения, см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.

12. Понятие "однородных товаров" упоминается во многих нормах ГК РФ: п. 6 и 8 ст. 1483, п. 1 и 3 ст. 1508 и др.

Общий принцип, установленный ГК РФ, можно выразить следующей формулой:

"Исключительное право на товарный знак действует не только при применении товарного знака к тем товарам, которые указаны при регистрации, но и при применении товарного знака к однородным товарам".

Таким образом, "однородные товары" - это товары, которые при регистрации не указаны, не названы; тем не менее исключительное право на использование распространяется и на применение товарного знака к этим товарам.

В принципе, допустимы два обоснования этого явления: исключительное право на товарный знак распространяет свое действие на применение товарного знака к однородным товарам либо потому, что это вызвано самим правом на товарный знак, либо потому, что это вызвано природой этих (однородных) товаров.

Первое обоснование: право на товарный знак действует, оно создает "внешнюю ауру", оно "захватывает" и однородные товары.

Второе обоснование: кроме товаров, прямо названных при регистрации, существуют очень близкие к ним товары, товары сходные, однопорядковые, однородные, на которые и распространяет свое действие возникающее исключительное право.


Подзаконные нормативные правовые акты и судебная практика исходят из эклектического сочетания первого и второго обоснований.

В соответствии с Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными Приказом Роспатента N 32 от 5 марта 2003 г.:

"При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.

Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки" - п. 14.4.3 указанных Правил.

В основу этой нормы, как видно, положено первое обоснование: если у потребителя появляется представление о том, что товары исходят от одного и того же производителя, то они считаются однородными.

Но это представление может появиться у потребителя только в результате использования товарного знака, т.е. при использовании исключительного права.

Значит, данные Правила базируются на первом обосновании.

С другой стороны, во втором абзаце рассматриваемой нормы предлагается учитывать характеристики самого товара, т.е. Правила исходят и из второго обоснования.

Первое обоснование - учет самого возникшего права на товарный знак - с неизбежностью приводит к выводу о том, что широко используемый товарный знак создает большую "внешнюю ауру" - "захватывает" больший круг "однородных" товаров.

Наиболее ярким примером проявления этого принципа является дело, касающееся товарного знака "НЕВСКОЕ", зарегистрированного для пива и получившего широкое распространение и популярность.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, рассматривая вопрос об однородности товаров в споре между товарными знаками "НЕВСКОЕ" (для пива) и "AMRO НЕВСКОЕ" (для ряда пищевых продуктов: арахис обработанный, креветки, орехи обработанные, чипсы, рыба соленая и т.п.), признал эти товары однородными, так как "традиционность применения в качестве пивных закусок этих пищевых продуктов, условия их сбыта (совместная продажа пива и пивных закусок), общий для них круг потребителей свидетельствуют об однородности сравниваемых товаров и услуг".

"Кроме того, сложившееся в обществе представление о взаимодополняемости таких товаров, как пиво и пивные закуски, при их употреблении свидетельствует об их общем (целостном) восприятии значительным кругом потребителей" (Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июля 2006 г. N 2979/06 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 11. С. 11).

Нельзя, однако, не отметить, что первое обоснование однородности товаров противоречит одной специальной норме ГК РФ.

Пункт 3 ст. 1508 ГК РФ устанавливает:

"Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителя с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого правообладателя".