ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5267
Скачиваний: 5
Однако в тех случаях, когда нарушитель смежных прав будет пытаться освободиться от ответственности, ссылаясь на отсутствие своей вины (ст. 1250 ГК РФ), наличие знака охраны смежных прав может иметь решающее значение как доказательство виновности правонарушителя.
3. К знаку охраны смежных прав полностью применимы положения, указанные в ч. 3 комментария к ст. 1271 ГК РФ.
Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения
Комментарий к статье 1306
1. Данная статья относится к случаям свободного безвозмездного использования объектов смежных прав.
В ней предусмотрен общий принцип: нормы о свободном безвозмездном использовании авторских произведений применяются и к объектам смежных прав.
При этом такое применение осуществляется не на основе аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ), а на основе прямого указания закона.
Разумеется, нормы о свободном безвозмездном использовании авторских произведений применяются к объектам смежных прав с необходимыми изменениями, mutatis mutandis.
2. Вместе с тем указанный общий принцип, как следует из комментируемой статьи, применим только к тем случаям свободного безвозмездного использования, которые установлены в ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК РФ.
Случаи свободного безвозмездного использования авторских произведений содержатся не только в этих пяти статьях, но и в некоторых иных статьях гл. 70 ГК РФ.
Учитывая общий принцип, установленный в комментируемой статье, следует считать, что и другие нормы о свободном безвозмездном использовании авторских произведений применимы к объектам смежных прав, но, конечно, только по аналогии и mutatis mutandis.
Нет препятствий для того, чтобы это последнее сформулированное нами правило применять и в отношении случаев свободного, но возмездного использования авторских произведений.
3. В комментируемой статье предусматривается также то, что объекты смежных прав могут использоваться свободно, без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения, и в других случаях, предусмотренных в гл. 71 ГК РФ. Такие случаи свободного безвозмездного использования указаны, в частности, в ст. 1326 и в п. 3 ст. 1334 ГК РФ.
4. К комментируемой статье применимы нормы, содержащиеся в абз. 2 п. 5 ст. 1229 ГК РФ. См. также п. 19, 20 и 21 комментария к ст. 1229 ГК РФ.
Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
Комментарий к статье 1307
1. Данная статья повторяет применительно к смежным правам общие нормы, содержащиеся в п. 1 ст. 1234 ГК РФ. Никаких новых положений она не содержит.
См. п. 2 и 3 комментария к ст. 1234 ГК РФ.
2. К договорам об отчуждении исключительных прав применяются также нормы, содержащиеся в п. 2 - 5 ст. 1234 ГК РФ.
3. Несмотря на возможность отчуждения исключительного права на исполнение, что предусмотрено в комментируемой статье, из статьи 1319 ГК РФ следует, что исполнитель сохраняет некоторые элементы имущественных прав и после их отчуждения. В связи с этим см. п. 3 комментария к ст. 1285 ГК РФ.
Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав
Комментарий к статье 1308
1. Комментируемая статья повторяет - применительно к смежным правам - норму, содержащуюся в абз. 1 п. 1 ст. 1235 ГК РФ. Никаких новых положений в ней не содержится.
В связи с этим см. п. 1 - 5 комментария к ст. 1235 ГК РФ.
2. К лицензионным договорам о предоставлении права использования смежных прав должны применяться также нормы, содержащиеся в абз. 2 п. 1 и в п. 2 - 6 ст. 1235, а также в ст. 1236, 1237 и 1238 ГК РФ.
3. Нормы, относящиеся к авторским лицензионным договорам (ст. 1286 - 1290 ГК РФ), в принципе применимы - по аналогии и mutatis mutandis - к договорам о предоставлении смежных прав. Исключение, однако, составляют специальные (исключительные) нормы, которые не могут быть применены по аналогии.
В частности, нормы об ограниченной ответственности автора (ст. 1290 ГК РФ) могут применяться по аналогии к ответственности исполнителей, но они не применимы для других владельцев исполнительских прав и для владельцев других смежных прав, даже если они являются физическими лицами.
Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав
Комментарий к статье 1309
1. В комментируемой статье прежде всего дается понятие "технических средств защиты смежных прав".
Оно полностью совпадает с содержащимся в ст. 1299 ГК РФ понятием "технические средства защиты авторских прав", но, конечно, с заменой терминов.
В связи с этим см. п. 1 и 2 комментария к ст. 1299 ГК РФ.
2. В комментируемой статье, далее, указывается, что к техническим средствам защиты смежных прав применимы нормы, установленные в ст. 1299 ГК РФ, т.е., очевидно, нормы, содержащиеся в п. 2 и 3 ст. 1299 ГК РФ. Поскольку в п. 3 ст. 1299 ГК РФ дается отсылка к ст. 1301 ГК РФ, следует считать, что и эта последняя статья применима к случаям нарушения технических средств на объекты смежных прав. Разумеется, нормы, содержащиеся в п. 2 и 3 ст. 1299 и в ст. 1301 ГК РФ, применяются к смежным правам mutatis mutandis.
См. также п. 3 - 5 комментария к ст. 1299 и комментарий к ст. 1301 ГК РФ.
3. Наконец, в комментируемой статье указывается, что к техническим средствам защиты смежных прав применяются нормы ст. 1311 ГК РФ.
При этом содержащиеся в самом начале ст. 1311 ГК РФ слова "В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав" должны быть заменены словами "В случаях нарушения технических средств защиты смежных прав".
Статья 1310. Информация о смежном праве
Комментарий к статье 1310
1. В комментируемой статье прежде всего дается определение понятия "информация о смежном праве".
Это понятие полностью совпадает с понятием "информация об авторском праве", содержащимся в ст. 1300 ГК РФ; различия в формулировках имеют чисто технический, а не правовой характер.
В связи с этим см. п. 2 комментария к ст. 1300 ГК РФ.
2. Далее, в настоящей статье указывается, что к использованию информации о смежном праве применяются нормы ст. 1300 ГК РФ, т.е. фактически нормы, содержащиеся в п. 2 и 3 ст. 1300 ГК РФ.
Поскольку в п. 3 ст. 1300 ГК РФ содержится отсылка к ст. 1301 ГК РФ, следует считать, что и ст. 1301 ГК РФ должна применяться к информации о смежном праве. Применение к информации о смежном праве норм статей 1300 и 1301 ГК РФ осуществляется не по аналогии, а в силу прямого указания закона. Разумеется, при этом должна производиться замена отдельных слов и выражений.
См. п. 3 - 7 комментария к ст. 1300, а также комментарий к ст. 1301 ГК РФ.
3. В комментируемой статье, далее, указывается, что к информации о смежном праве применимы также нормы, установленные в ст. 1311 ГК РФ.
При этом содержащиеся в начале ст. 1311 ГК РФ слова "В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав" должны быть заменены словами "В случаях нарушения информации о смежных правах".
Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав
Комментарий к статье 1311
1. В комментируемой статье повторяются (с одним отличием, которое будет отмечено ниже) нормы, содержащиеся в ст. 1301 ГК РФ.
Поэтому к этой статье применим комментарий, данный к ст. 1301 ГК РФ, разумеется, с заменой терминов (mutatis mutandis).
2. В отличие от нормы, содержащейся в части 3 ст. 1301 ГК РФ, в соответствии с которой правообладатель имеет право требовать с нарушителя выплаты компенсации в двукратном размере стоимости любых экземпляров произведения, в части 3 комментируемой статьи указывается на право правообладателя требовать выплаты компенсации в двукратном размере стоимости только экземпляров фонограмм, но не других экземпляров объектов смежных прав.
Нет никаких сомнений в том, что подобные требования владельцев исключительных вещательных прав, прав на содержание базы данных, а также публикаторских прав не подлежат удовлетворению.
Вопрос о том, могут ли быть удовлетворены такие требования, предъявляемые владельцами исключительных исполнительских прав, более сложен.
Материальный носитель (экземпляр), в котором выражается исполнение, законодатель именует термином "запись". Под "записью" понимается фиксация звуков и (или) изображений (подп. 3 п. 2 ст. 1317 ГК РФ), т.е. не только фонограммы. Вместе с тем в нескольких случаях законодатель в качестве материального воплощения результата исполнения называет "фонограмму" (подп. 3 п. 1 ст. 1315, подп. 4 п. 2 ст. 1317 ГК РФ).
Поскольку объем прав исполнителя не может быть зависимым от случайного фактора (а именно от того, записали его на фонограмму или на видеограмму), следует считать, что требования исполнителей о выплате компенсации в размере двойной стоимости экземпляров любых записей не могут быть удовлетворены. Такую компенсацию (в размере двойной стоимости экземпляров) могут требовать только владельцы фонограммных прав, но не владельцы исполнительских прав.
Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав
Комментарий к статье 1312
1. Комментируемая статья распространяет на сферу смежных прав все нормы, содержащиеся в ст. 1302 ГК РФ, касающиеся мер по обеспечению исков по делам о нарушении авторских прав.
2. В связи с этим к данной статье полностью применим комментарий к ст. 1302 ГК РФ, но, разумеется, с заменой соответствующих терминов.
Нормы комментируемой статьи не отменяют и не ограничивают никаких положений, содержащихся в процессуальном законодательстве, в частности в ГПК РФ и в АПК РФ.
§ 2. Права на исполнение
Статья 1313. Исполнитель
Комментарий к статье 1313
1. Комментируемая статья определяет лиц, являющихся исполнителями. Они именуются также авторами исполнений.
Слово "автор" применяется только к создателям результатов интеллектуальной деятельности: ст. 1228 ГК РФ. Следовательно, исполнитель - это создатель, творец исполнения; исполнителем может быть только физическое лицо, гражданин. Именно за ним закрепляются личные неимущественные права, а исключительное право на исполнение всегда первоначально возникает у исполнителя (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).
Вместе с тем, если исполнение имеет место за рубежом, нельзя исключать того, что по зарубежному законодательству исполнителем будет считаться юридическое лицо (п. 2 ст. 1231 ГК РФ).
2. К понятию "исполнитель" полностью применимы нормы, содержащиеся в п. 1 ст. 1228 ГК РФ.
В частности, "технические исполнители" не считаются исполнителями в смысле комментируемой статьи.
3. Комментируемая статья называет три категории лиц, являющихся исполнителями (авторами исполнения):
1) артисты-исполнители;
2) режиссеры-постановщики спектаклей;
3) дирижеры.
4. Очень часто исполнение относится к произведениям, охраняемым авторским правом. В этом также проявляется связь исполнительских прав и авторских прав, их "смежность": исполнитель выступает как посредник, промежуточное звено между автором и слушателем (зрителем).
Вместе с тем законодатель исходит из того, что исполнитель придает охраняемому авторским правом произведению новую внешнюю форму, не затрагивая при этом формы авторского произведения. Происходит, так сказать, "наращивание" новой формы. Именно поэтому исполнитель не становится обработчиком (переработчиком) исполняемого произведения, а приобретает самостоятельное право на результат своего исполнения. С известной долей условности исполнителя можно сравнить с переводчиком литературного произведения, который приобретает вполне самостоятельное право на свой перевод.
Однако для того, чтобы использовать литературное произведение в переводе, должно быть получено согласие автора оригинала.
Что касается исполнителя, то он не должен получать согласия автора исполняемого им произведения. Исключение составляют те случаи, когда исполнитель, выходя за рамки предоставленных ему исполнительских прав, фактически обрабатывает (переделывает) исполняемое им авторское произведение.
5. Во многих случаях, однако, исполнитель использует либо произведение, не охраняемое авторским правом, либо вообще "не произведение".
Под категорию произведений, не охраняемых авторским правом, подпадают как те произведения, которые утратили правовую охрану, так и те произведения, которые никогда не пользовались правовой охраной, в частности произведения народного творчества.
Что касается "не произведений", то это - исполнения неоригинальных материалов, подражания пению птиц, мимические исполнения и т.п.
Во всех этих случаях исполнитель зачастую обрабатывает (перерабатывает) сам исполняемый объект.
6. Объект исполнительского творчества появляется (создается) при каждом акте исполнения. При этом каждый акт исполнения приводит к появлению отдельного, самостоятельного творческого результата. Поэтому у исполнителя появляется право не на исполнение определенной песни, а на конкретное исполнение определенной песни (например, на исполнение, состоявшееся 11 августа 2008 г. в Колонном зале).
Этот вывод относится и к режиссерам-постановщикам спектаклей.
Любое "подражание" исполнителю, созданное другим исполнителем, приводит к появлению нового исполнения, не затрагивающего права на первое исполнение. Это положение применимо и к постановкам театральных спектаклей: повтор, сознательное копирование постановки другого режиссера-постановщика приводит к появлению новой постановки.
7. Артисту-исполнителю и дирижеру для появления любого (нового) результата исполнения необходимо личное участие в творческом акте.
В отличие от этого, режиссер-постановщик спектакля не участвует лично в показе представления.
Поэтому следует признать, что творческий труд режиссера-постановщика спектакля существенно отличается от творческого труда артиста-исполнителя и дирижера; он приближается к авторскому труду, в частности к труду режиссера-постановщика аудиовизуального произведения.
8. Любые творческие акты (в том числе исполнения) являются не сделками, а юридическими поступками. Они порождают права у самих исполнителей. Возникновение этих прав у исполнителя не зависит от дееспособности исполнителя.
Однако для осуществления возникших прав необходима дееспособность. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет самостоятельно осуществляют свои исполнительские права (подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ).
9. Когда режиссер-постановщик спектакля осуществляет театрально-зрелищное представление, то в нем участвуют артисты-исполнители, также получающие исполнительские права. Аналогично и положение дирижера: при исполнении концерта исполнительские права возникают как у него, так и у артистов-исполнителей.
Поскольку в комментируемой статье режиссер-постановщик спектакля, а также дирижер названы отдельно от артистов-исполнителей, следует считать, что и у режиссера-постановщика спектакля, и у дирижера возникают отдельные самостоятельные исполнительские права, не входящие в состав смежных прав на совместное исполнение. Этот вывод подтверждается также нормой, предусмотренной в п. 1 ст. 1314 ГК РФ.