ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5237
Скачиваний: 5
5. Государственный или муниципальный контракт по многим параметрам отличается от договоров подрядного типа, в том числе договора на выполнение НИОКР.
Прежде всего государственный муниципальный контракт отличается своим особым субъектным составом. От имени Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования выступают, соответственно, государственный заказчик и муниципальный заказчик.
Работы по государственному или муниципальному контракту выполняются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд за счет соответствующих бюджетных средств.
В Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" раскрыты понятия "государственные заказчики", "муниципальные заказчики", "государственные нужды" и "муниципальные нужды".
Так, государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать, соответственно, государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств России, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ).
Муниципальные нужды - это потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков, обеспечиваемых за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Что касается исполнителя по государственному или муниципальному контракту, то в этом качестве может выступать лишь организация, имеющая статус юридического лица, организационно-правовая форма которой может быть любой.
6. Как следует из комментируемой нормы, в определенных случаях права на результаты интеллектуальной деятельности могут принадлежать публично-правовым образованиям в лице Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, являющихся, согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ, субъектами гражданского права.
Это особые субъекты гражданского права, от их имени, согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ, могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Следовательно, патентообладателями могут быть государственные органы, в том числе федеральные министерства, службы, агентства. Однако следует иметь в виду, что права и обязанности, вытекающие из исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, возникают не у государственного органа - заказчика, а у государства.
При этом государственные органы - заказчики реализуют лишь правомочие по распоряжению исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, причем в четко заданных границах, о чем будет сказано ниже. Элементы предпринимательства не должны присутствовать в деятельности государственных органов, поскольку их основное назначение состоит в осуществлении функций публичной власти на основе бюджетного финансирования.
7. В пункте 2 комментируемой статьи описывается случай, когда по государственному или муниципальному контракту право на получение патента и исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. В этом случае государственный или муниципальный заказчик может подать заявку на выдачу патента в течение шести месяцев со дня его письменного уведомления исполнителем о полученном результате, способного к правовой охране. При этом если в течение упомянутого выше срока государственный или муниципальный заказчик не подаст заявку, то право на получение патента (равно как и на исключительное право) принадлежит (а вернее, переходит) исполнителю.
8. В пункте 3 данной статьи установлены обязанности исполнителя в случае, когда по государственному или муниципальному контракту право на получение патента (исключительное право) принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
Исполнителю вменяется в обязанность (путем заключения соответствующих соглашений со своими работниками и третьими лицами) приобрести все права либо обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию.
Речь идет о соглашениях с работниками исполнителя, являющимися авторами изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, заключаемых в соответствии со ст. 1370 ГК РФ.
Соглашения с третьими лицами заключаются в соответствии со ст. 1371 ГК РФ, что, в принципе, налагает на исполнителя довольно серьезные и трудоемкие обязанности. В этом случае исполнитель должен провести патентные исследования в соответствии с ГОСТ 15.011-96 как на начальной, так и на конечной стадии работ, без чего невозможно обеспечить гарантии передачи заказчику результатов интеллектуальной деятельности, не нарушающих чужих патентных прав. При этом стоимость всех этих работ, а не только возмещение затрат, понесенных исполнителем в связи с приобретением прав у третьих лиц, как указано в комментируемом пункте, должна быть компенсирована исполнителю.
9. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрены последствия того случая, когда патент на соответствующий результат интеллектуальной деятельности не принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
В этом случае патентообладатель-исполнитель обязан по требованию государственного или муниципального заказчика предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд.
В комментируемой норме закреплена возможность обеспечения государственным или муниципальным заказчиком публичных интересов. При этом, однако, не уточняется, каким образом оформляется требование государственного или муниципального заказчика, т.е. в норме нет прямого ответа на вопрос, достаточно ли простого уведомления патентообладателя-исполнителя или необходимо заключение лицензионного договора между сторонами?
Следует полагать, что заказчик, являясь инициатором более широкого использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, вправе определять порядок взаимодействия между патентообладателем-исполнителем и лицом, которое указано заказчиком в качестве пользователя.
Таким образом, упомянутое требование заказчика может быть включено в качестве условия в государственный или муниципальный контракт или направлено, в случае необходимости, отдельным документом исполнителю либо оформлено договором о предоставлении безвозмездной неисключительной лицензии лицу, указанному заказчиком. Последний вариант является более предпочтительным для лица, указанного заказчиком, поскольку вносит определенность и стабильность в его взаимоотношения с патентообладателем-исполнителем.
10. В рамках государственного или муниципального контракта могут быть решены и другие вопросы обеспечения публичных интересов в случае закрепления за организацией-исполнителем прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Так, например, в эти контракты могут быть включены условия об эффективном использовании организацией-исполнителем полученных результатов интеллектуальной деятельности (на своем предприятии или путем предоставления лицензии), о предоставлении заказчику сведений о фактах использования результатов интеллектуальной деятельности, о контроле заказчиком за правомочиями организации-исполнителя по распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (отчуждение патента, предоставление лицензии).
11. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена возможность для государственного или муниципального заказчика предоставлять безвозмездные простые (неисключительные) лицензии на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, патент на которые получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта РФ, исполнителя и муниципального образования.
При этом такая лицензия может предоставляться только в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд с одновременным уведомлением об этом исполнителя.
Следует отметить, что комментируемая норма в принципе ограничивает патентную монополию организации-исполнителя, особенно это чувствительно в рамках государственно-частного партнерства, поскольку способствует появлению на рынке его конкурентов.
12. В пункте 6 комментируемой статьи урегулированы отношения по досрочному прекращению действия патента на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.
В случае принятия решения о досрочном прекращении патента исполнителем, на имя которого он получен, на него возлагается обязанность уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
В случае принятия аналогичного решения государственным или муниципальным заказчиком в отношении патента, полученного на имя Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, заказчик обязан уведомить об этом исполнителя и по его требованию передать ему патент на безвозмездной основе.
Следует полагать, что если патент получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта РФ или исполнителя и муниципального образования, вопрос о досрочном прекращении его действия должен решаться сообладателями патента по обоюдному согласию, в том числе и вопрос о выходе из состава сообладателей такого патента.
13. В пункте 7 комментируемой статьи путем отсылки к ст. 1370 ГК РФ решен вопрос о выплате вознаграждения автору изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, который не является изобретателем.
По общему правилу указанное вознаграждение выплачивается патентообладателем, которым в зависимости от условий государственного или муниципального контракта могут быть различные субъекты.
Размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения устанавливаются договором между патентообладателем и автором, а в случае спора - судами.
§ 5. Получение патента
1. Заявка на выдачу патента, ее изменение и отзыв
Статья 1374. Подача заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец
Комментарий к статье 1374
1. Положения о получении патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы закреплены в параграфе 5 гл. 72 ГК РФ.
Большинство норм указанного параграфа являются нормами административного права, которые призваны "обслуживать" сферу гражданского права, а именно права на получение патента, чем нарушен цивилистический характер ГК РФ.
В этом отношении ГК РФ радикально отличается от кодексов государств с развитым правопорядком, в том числе государств СНГ, где процедурные нормы патентного права сконцентрированы в специальных законах по охране интеллектуальной, включая промышленную, собственности.
2. Раздел 1 параграфа 5 посвящен заявочной документации, вопросам внесения изменений в документы заявок, отзыва заявок, а также преобразования заявок на изобретение или полезную модель.
В правовом регулировании в указанной области не произошло заметных изменений по сравнению с ранее действующим законодательством (ст. 15 - 18, 20, 27, 28 Патентного закона РФ).
3. Комментируемая статья регулирует отношения, связанные с подачей заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи заявка на выдачу патента подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности лицом, обладающим правом на получение патента в соответствии с ГК РФ (заявителем).
Указанный пункт содержит две нормы: заявка должна быть подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности; заявка должна быть подана лицом, обладающим правом на получение патента (заявителем).
В настоящее время после ряда переименований, начиная с 1992 г., функции федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности выполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), находящаяся в ведении Министерства науки и образования РФ (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945)).
На практике, согласно соответствующим бланкам заявлений, заявки подаются в Федеральный институт промышленной собственности, являющийся структурным подразделением Роспатента.
В Российской Федерации принята сугубо заявительская система подачи заявки, поскольку от заявителя не требуют подтверждения права на подачу заявки каким-либо документом.
К лицам, обладающим правом на подачу заявки (т.е. к заявителям), относятся, в частности, автор изобретения, полезной модели или промышленного образца, работодатель работника (автора), подрядчик (исполнитель), заказчик, исполнитель работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд.
В патентных законодательствах государств с развитым правопорядком принята формулировка, согласно которой право на подачу заявки принадлежит заявителю или его правопреемнику.
Как следует из вышеизложенного, в российской норме нет указания на правопреемника заявителя. Однако исходя из систематического толкования п. 1 комментируемой статьи и п. 2 ст. 1357 ГК РФ, в котором регламентируется, что право на получение патента может перейти к другому лицу (правопреемнику), следует полагать, что право на подачу заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит также правопреемникам лиц, которые были указаны выше.