Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5230

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если заявитель в установленный срок (т.е. в течение двух месяцев) не представит запрашиваемые документы (т.е. исправленные или недостающие документы) или не подаст ходатайство о продлении этого срока, то заявка признается отозванной. При этом этот срок может быть продлен указанным федеральным органом, но не более чем на 10 месяцев.

8. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрен случай, когда заявка на изобретение подана с нарушением требования единства изобретения (см. комментарий к п. 1 ст. 1375 ГК РФ).

В этом случае федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности предлагает заявителю в течение 2 месяцев со дня получения им соответствующего уведомления сообщить, какое из заявленных изобретений должно рассматриваться. При этом другие заявленные в этой заявке изобретения могут быть оформлены выделенными заявками. В случае отсутствия реакции заявителя на указанное уведомление рассматривается изобретение, указанное в формуле изобретения первым.

Указанные выше положения п. 5 о проверке соблюдения требования единства изобретения в рамках ранее действовавшей ст. 21 Патентного закона РФ были общими как для формальной экспертизы, так и для экспертизы по существу, т.е. они могли применяться при проведении обоих видов экспертизы заявки на изобретение.

В настоящее время эти положения формально не относятся к экспертизе по существу. Однако следует полагать, исходя из общего характера указанных положений, что они могут применяться как при проведении формальной экспертизы заявки на изобретение, так и экспертизы такой заявки по существу.

9. Сказанное выше в полной мере относится к положениям, предусмотренным п. 2 комментируемой статьи, о проверке соблюдения требования неизменности сущности заявленного изобретения в результате представления заявителем дополнительных материалов.


Статья 1385. Публикация сведений о заявке на изобретение


Комментарий к статье 1385


1. В комментируемой статье установлены правила публикации сведений о заявке на изобретение. В ранее действовавшем патентном законодательстве вопросы публикации сведений о заявке были урегулированы в п. 6 ст. 21 Патентного закона РФ.

Публикация сведений о заявке на изобретение (или публикация заявки) предусмотрена патентными законодательствами большинства стран мира, а также международными договорами как универсального характера (Договор о патентной кооперации 1970 г.), так и регионального характера (Европейская патентная конвенция 2000 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.).

Цель публикации сведений о заявке на изобретение - информирование заинтересованных лиц (изобретателей, предпринимателей и др.) о предполагаемых исключительных правах на изобретения. Такая информация представляет большую ценность, поскольку является ориентиром для других разработчиков при осуществлении ими изобретательской деятельности, а также предостережением для потенциальных нарушителей чужих патентных прав.


2. В абзаце первом п. 1 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому сведения о заявке на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, публикуются по истечении 18 месяцев со дня ее публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Указанная публикация производится автоматически, без подачи какого-либо ходатайства со стороны заявителя. При этом состав публикуемых сведений определяется не федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (т.е. Роспатентом), как было прежде, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (т.е. Министерством образования и науки РФ).

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности публикует следующие сведения о заявке на изобретение:

- номер заявки;

- дату подачи заявки в указанный федеральный орган;

- имя и наименование заявителя;

- код страны места жительства или места нахождения заявителя в соответствии со стандартом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) ST.3 и адрес для переписки с ним или его представителем;

- имя автора изобретения, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового при публикации, код страны местожительства автора изобретения в соответствии со стандартами ВОИС ST.3;

- номер, дату и код в соответствии со стандартами ВОИС ST.3 страны подачи заявки (дату поступления дополнительных материалов по ней), на основании которой испрашивается приоритет изобретения, если по заявке испрашивается более ранняя дата приоритета, чем дата подачи заявки в указанный федеральный орган;

- индекс рубрики Международной патентной классификации (МПК), как он установлен в результате формальной экспертизы заявки;

- название изобретения;

- первоначальную формулу изобретения или, если она изменялась, последнюю на момент истечения 12 месяцев с даты подачи заявки измененную заявителем в установленном порядке формулу изобретения;

- сведения об отзыве заявки или признании ее отозванной (дату отзыва или дату, с которой заявка признана отозванной).

3. В абзаце втором п. 1 предусматривается, что автор изобретения вправе отказаться быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке на изобретение.

Данная норма присутствует в патентных законодательствах многих стран мира, а также в международных договорах о региональном патенте.

Вполне очевидно, что отказ автора изобретения быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке должен быть оформлен путем подачи соответствующего ходатайства в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.


Указанный отказ учитывается при публикации сведений о заявке, если он представлен до завершения технической подготовки к публикации. В этот же срок автор может отозвать свой отказ.

4. В абзаце третьем п. 1 предусмотрено исключение из общего правила о публикации сведений о заявке на изобретение по истечении 18 месяцев со дня подачи заявки.

Публикация сведений о заявке до истечения 18 месяцев с даты подачи заявки производится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному до истечения 12 месяцев со дня подачи заявки на изобретение. Указанное ходатайство удовлетворяется при условии соответствующей оплаты в течение 6 месяцев с даты его поступления.

Если ходатайство поступило до окончания формальной экспертизы, то указанный 6-месячный срок исчисляется с даты направления заявителю уведомления о положительном результате формальной экспертизы.

5. В абзаце четвертом п. 1 изложены условия, при наличии которых публикация сведений о заявке по ходатайству заявителя не производится.

Так, сведения о заявке не публикуются, если на дату подачи ходатайства (т.е. до истечения 12 месяцев со дня подачи заявки) заявка была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация изобретения в Государственном реестре изобретений РФ.

6. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено право любого лица на ознакомление с документами заявки на изобретение.

Реализация такого права связана с двумя условиями. Во-первых, это право предоставляется после публикации сведений о заявке на изобретение. Во-вторых, на дату публикации заявка не должна быть отозвана или быть признанной отозванной. При этом порядок ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов устанавливается не федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (т.е. Роспатентом), как было прежде, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (т.е. Министерством образования и науки РФ).

Следует учитывать также то обстоятельство, что в комментируемой норме говорится об ознакомлении с документами заявки, которые определены в ст. 1375 ГК РФ, а не о материалах заявки, как это предусматривалось в Патентном законе РФ в редакции 1992 г. Иными словами, для целей ознакомления не предоставляется переписка заявителя с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и другие подобные материалы.

В практическом плане ознакомление с документами заявки, сведения о которых опубликованы, осуществляется в форме выкладки описания изобретения, формулы изобретения, чертежей, если они имеются в заявке, реферата, а также дополнительных материалов в виде заменяющих листов, содержащих исправления и уточнения документов заявки, если они представлены заявителем в установленном порядке в течение 12 месяцев с даты подачи заявки. При этом копии выложенных документов могут быть предоставлены любому лицу при условии соответствующей оплаты.


7. По общему правилу опубликованные сведения о заявке на изобретение включаются в уровень техники в отношении других заявок при проверке патентоспособности изобретения.

В пункте 3 комментируемой статьи описана ситуация, когда произведена публикация сведений о заявке на изобретение, которая на дату публикации была отозвана или признана отозванной.

Такие сведения не включаются в уровень техники, но только в отношении последующих заявок того же заявителя, при условии подачи их в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения 12 месяцев со дня публикации сведений о заявке на изобретение.


Статья 1386. Экспертиза заявки на изобретение по существу


Комментарий к статье 1386


1. Комментируемая статья посвящена самому важному этапу экспертизы заявки на изобретение - экспертизы по существу.

В России в 1992 г. введена так называемая отсроченная экспертиза заявки на изобретение, которая получила широкое распространение в мире.

Отсроченная экспертиза была впервые введена в Нидерландах в 1964 г. Ее целью было устранение недостатков проверочной экспертизы (длительность процедуры рассмотрения заявки, высокая стоимость содержания патентного ведомства) и обеспечение выдачи надежных патентов без излишней перегрузки патентных ведомств.

Кроме того, система отсроченной экспертизы предоставляет заявителям время и возможность оценить целесообразность патентной охраны своих изобретений, предварительно зафиксировав их приоритет.

2. В пункте 1 комментируемой статьи определены условия проведения экспертизы заявки на изобретение по существу.

Указанная экспертиза проводится при наличии следующих обстоятельств:

- ходатайство заявителя или третьих лиц, поданное в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

- ходатайство может быть подано при подаче заявки на изобретение или в течение 3 лет со дня подачи этой заявки;

- формальная экспертиза заявки должна быть завершена с положительным результатом.

Помимо упомянутых выше условий, требуется предоставление документа, подтверждающего уплату пошлины за проведение экспертизы заявки по существу в размере, установленном подп. "г" п. 1 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставления права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12 августа 1993 г. N 793 (САПП. 1993. N 34. Ст. 3182).

Указанная выше норма претерпела некоторые изменения по сравнению с ранее действовавшим законодательством (п. 7 ст. 21 Патентного закона РФ). Если ранее ходатайство заявителя или третьих лиц могло быть подано в течение трех лет со дня подачи заявки, то в настоящее время указанное ходатайство может быть подано и при подаче заявки.


Следует особо отметить, что и прежде орган экспертизы допускал представление заявителями указанных ходатайств (по причине многочисленности таких случаев) при подаче ими заявок, что, в целом, свидетельствует о невостребованности в России системы отсроченной экспертизы.

Вполне очевидно, что таким нововведением может воспользоваться только заявитель (в целях ускорения делопроизводства по заявке), поскольку третьи лица по своему статусу практически не в состоянии это сделать.

Теоретически можно представить себе, например, подачу указанного ходатайства работодателем, который ранее сам не подал заявку на служебное изобретение. Однако вероятность такого шага со стороны работодателя практически исключена.

3. Срок подачи ходатайства (три года со дня подачи заявки) о проведении экспертизы по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такое продление срока обусловлено подачей соответствующего ходатайства до истечения этого срока и представлением вместе с ним документа, подтверждающего уплату патентной пошлины. При этом указанный срок может быть продлен не более чем на два месяца.

Правовые последствия пропуска установленного срока подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу - признание заявки отозванной.

4. В пункте 2 комментируемой статьи раскрыто содержание экспертизы заявки по существу.

Экспертиза по существу включает:

- информационный поиск в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники, по сравнению с которым будет осуществляться оценка новизны и изобретательского уровня изобретения;

- проверку соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, предусмотренным ст. 1350 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье).

Кроме того, согласно проекту Регламента по изобретениям при экспертизе заявки по существу орган экспертизы проводит следующие юридически значимые действия: установление приоритета изобретения (см. комментарий к ст. 1381 и 1382 ГК РФ); проверку представленной заявителем формулы изобретения; проверку дополнительных материалов, если такие материалы представлены заявителем (см. комментарий к ст. 1378 ГК РФ).

Как указывалось ранее (см. комментарий к п. 5 ст. 1384 ГК РФ), на этапе экспертизы заявки по существу может быть осуществлена проверка соблюдения требования единства изобретения.

При проверке формулы изобретения устанавливается наличие в ней существенных признаков заявленного изобретения, совокупность которых достаточна для получения указанного заявителем технического результата.

5. Информационный поиск в отношении заявленного изобретения, относящегося к объектам, указанным в п. 4 ст. 1349 и в п. 5 и 6 ст. 1350 ГК РФ, не проводится, о чем уведомляется заявитель до истечения шести месяцев со дня начала экспертизы по существу. Иными словами, проведение информационного поиска исключается в отношении решений, которые не могут быть объектами патентных прав (способы клонирования человека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; использование человеческих эмбрионов в промышленных или коммерческих целях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали), решений, которые изначально не являются изобретениями (открытия, научные теории и математические методы; касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для ЭВМ; решения, заключающиеся только в предоставлении информации), а также в отношении решений, которым не предоставляется охрана в качестве изобретения (сорта растений, породы животных и биологические способы их получения; топологии интегральных микросхем).