ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5231
Скачиваний: 5
При этом порядок проведения информационного поиска и представления отчета о нем устанавливается не федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (т.е. Роспатентом), как было прежде, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (т.е. Министерством образования и науки РФ).
6. Что касается объема информационного поиска, то федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности проводит этот поиск не менее чем в объеме следующих документов с ретроспективой, где это возможно, с 1920 г.:
- официальные бюллетени указанного федерального органа, а также бывшего патентного ведомства СССР;
- описания к охранным документам СССР и Российской Федерации;
- описания к евразийским патентам;
- заявки на выдачу патентов Российской Федерации на изобретения и патентов и свидетельств Российской Федерации на полезные модели, доступные для ознакомления третьих лиц;
- опубликованные заявки на выдачу евразийских патентов;
- патентную документацию США, Великобритании, Германии, ФРГ, Франции, Японии (в объеме рефератов на русском и английском языках), Швейцарии (на французском и немецком языках), Австрии, Австралии и Канады, а также патентную документацию Европейского патентного ведомства (ЕПВ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Африканской организации интеллектуальной собственности и Африканской региональной организации промышленной собственности;
- непатентную литературу по списку, опубликованному Международным бюро ВОИС с ретроспективой не менее пяти лет.
Содержание отчета об информационном поиске следующее:
- номер заявки, по которой проведен информационный поиск;
- дата подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
- индекс рубрики Международной патентной классификации (МПК), установленный при классифицировании заявленного изобретения;
- название изобретения, в отношении которого проведен информационный поиск;
- индекс рубрики МПК, характеризующий область информационного поиска;
- приводимые в виде библиографических данных ссылки на документы с указанием релевантных частей, относящихся к предмету информационного поиска, и пунктов формулы с указанием релевантных частей, к которым относится ссылка;
- категории релевантности приведенных ссылок, указанные в соответствии со стандартом ST.14 ВОИС;
- дата завершения информационного поиска.
При условии соответствующей оплаты копии документов, указанных в отчете об информационном поиске, могут предоставляться заявителю и третьим лицам, за исключением копий заявок, сведения о которых не доступны для ознакомления любого лица.
7. В пункте 3 комментируемой статьи указано, что по истечении шести месяцев со дня начала экспертизы заявки на изобретение по существу федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю отчет об информационном поиске. Направление указанного отчета обусловлено двумя обстоятельствами:
- если по такой заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки;
- если ходатайство о проведении экспертизы по существу подано при подаче заявки.
Данная норма способствует более эффективному патентованию изобретений за рубежом с использованием конвенционного приоритета, когда заявитель заинтересован в скорейшем получении отчета об информационном поиске для правильной оценки перспектив такого патентования.
Слова "по истечении шести месяцев со дня начала экспертизы" должны толковаться таким образом, что федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности дается шесть месяцев для составления отчета об информационном поиске, который должен быть затем незамедлительно направлен заявителю.
Вместе с тем срок направления заявителю отчета об информационном поиске (а точнее - срок составления этого отчета) может быть продлен указанным федеральным органом в двух случаях:
- есть необходимость запроса в других организациях источника информации, отсутствующего в фондах указанного федерального органа;
- заявленное изобретение охарактеризовано таким образом, что это делает невозможным проведение информационного поиска в установленном порядке.
Комментируемая норма не содержит указание на длительность продления срока направления отчета об информационном поиске, что, в целом, ухудшает положение заявителя.
8. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность проведения информационного поиска вне рамок процедуры экспертизы по существу. В соответствии с этой нормой заявителю и третьим лицам предоставляется право ходатайствовать о проведении по заявке на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, информационного поиска для определения уровня техники, по сравнению с которой будет осуществляться оценка новизны и изобретательского уровня заявленного изобретения.
Указанная норма расширяет правомочия заявителей и третьих лиц, поскольку дает им возможность до начала экспертизы заявки на изобретение по существу оценить перспективы получения патента на заявленное изобретение.
Порядок и условия проведения такого информационного поиска и предоставления сведений о его результатах устанавливаются не федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (т.е. Роспатентом), как было прежде, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (т.е. Министерством образования и науки РФ).
9. В пункте 5 комментируемой статьи установлено правило, согласно которому федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на этапе экспертизы по существу может запросить у заявителя дополнительные материалы, в том числе измененную формулу изобретения.
Критерий запроса у заявителя дополнительных материалов - невозможность для указанного федерального органа проведения экспертизы по существу.
Дополнительные материалы (без изменения сущности изобретения) должны быть представлены в течение двух месяцев со дня получения заявителем запроса или копий материалов, противопоставленных заявке (в случае истребования заявителем указанных копий в течение месяца со дна получения им запроса). При этом упомянутый выше срок для представления заявителем запрашиваемых материалов может быть продлен указанным федеральным органом не более чем на 10 месяцев.
Как правило, основанием для запроса дополнительных материалов могут быть следующие обстоятельства. Это необходимость:
- выяснения вопросов, связанных с правильностью уплаты патентных пошлин;
- уточнения формулы изобретения по результатам проверки патентоспособности изобретения;
- решения вопросов, связанных с рассмотрением заявок на идентичные изобретения и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета.
Статья 1387. Решение о выдаче патента на изобретение или об отказе в его выдаче
Комментарий к статье 1387
1. В комментируемой статье урегулированы вопросы вынесения решений федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности о выдаче патента на изобретение, об отказе в его выдаче, о признании заявки на изобретение отозванной, а также вопросы обжалования указанных решений.
В ранее действовавшем патентном законодательстве аналогичные вопросы были урегулированы в п. 8 и 9 ст. 21 Патентного закона РФ.
2. В пункте 1 комментируемой статьи приведены основания, согласно которым принимаются решения о выдаче патента на изобретение либо отказе в его выдаче.
3. Абзац первый данной статьи посвящен решению о выдаче патента на изобретение. Такое решение принимается в том случае, если установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности, предусмотренной ст. 1350 ГК РФ (имеется техническое решение, оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо).
Следует иметь в виду, что в практике экспертизы к формуле изобретения, предложенной заявителем, причисляется и формула, составленная экспертом и направленная на согласование заявителю, в отношении которой от заявителя получен положительный ответ.
Если при подготовке решения о выдаче патента будут обнаружены недостатки описания и/или чертежей, о необходимости устранения которых заявитель не уведомлялся ранее, то заявителю может быть предложено представить уточненные описание и/или чертежи в двухмесячный срок с даты получения такого уведомления. Если заявитель в установленный срок не представит уточненное описание, то оно будет опубликовано с указанными недостатками.
Кроме того, когда в описании изобретения содержатся сведения об необщедоступных источниках информации либо недопустимые элементы (в частности, выражения, чертежи, рисунки, фотографии и иные материалы, противоречащие морали и общественному порядку, пренебрежительные высказывания по отношению к продукции или технологическим процессам, а также заявкам или охранным документам других лиц), заявитель уведомляется о том, что описание будет опубликовано с соответствующими купюрами.
Если предложенная заявителем формула изобретения содержит ошибки в орфографии, пунктуации и т.п., то в формулу изобретения вносятся соответствующие исправления.
4. При установлении несоответствия заявленного изобретения, выраженного формулой, предложенной заявителем, хотя бы одному условию патентоспособности, принимается решение об отказе в выдаче патента (абзац второй п. 1 комментируемой статьи).
В проекте Регламента по изобретениям приведены конкретные случаи, когда принимаются отказные решения.
Так, например, принимается решение об отказе в выдаче патента:
- если установлено, что заявленное изобретение, охарактеризованное в многозвенной формуле, имеющей один независимый пункт и зависимые пункты, не соответствует одному из условий патентоспособности в отношении независимого пункта, а заявитель отказывается скорректировать этот пункт формулы;
- если установлена патентоспособность изобретения, охарактеризованного в независимом пункте формулы, не имеющей других независимых пунктов, а характеристика изобретения, содержащаяся в зависимых пунктах, такова, что она препятствует осуществлению изобретения или реализации указанного заявителем назначения либо является основанием для отнесения изобретения к решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и нормам морали, и заявитель отказывается скорректировать либо исключить из формулы такие зависимые пункты.
5. В абзаце третьем п. 1 комментируемой статьи сформулирована норма, которая, в целом, благоприятна для заявителей в процессе принятия федеральным органом по исполнительной власти интеллектуальной собственности решения о выдаче патента или об отказе в выдаче патента.
Согласно этой норме до принятия такого решения указанный федеральный орган направляет заявителю уведомление о результатах проверки патентоспособности заявленного изобретения с предложением представить свои доводы по приведенным в уведомлении мотивам.
Иными словами, заявителю предлагается вступить в полемику с органом экспертизы с изложением своих контраргументов относительно содержания результатов проверки патентоспособности его заявленного изобретения. При условии представления таких контраргументов (доводов) в течение шести месяцев со дня получения заявителем уведомления они учитываются при принятии решения по заявке.
6. В пункте 2 комментируемой статьи дано определение заявки, признанной отозванной, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательстве.
Заявка признается отозванной в соответствии с положениями комментируемой главы на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, за исключением случая, когда она отзывается заявителем.
Правовой смысл легального разграничения двух видов отозванной заявки - заявки, которая признана отозванной, и заявки, отозванной заявителем, заключается в более четком определении их правовых последствий, хотя и прежде такие последствия вытекали из соответствующих правовых норм. Только решения указанного федерального органа о признании заявки отозванной могут быть оспорены как в административном, так и в судебном порядке.
7. В пункте 3 комментируемой статьи определены виды решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, которые могут быть оспорены заявителем в административной инстанции:
- об отказе в выдаче патента на изобретение;
- о выдаче патента на изобретение;
- о признании заявки на изобретение отозванной.
Упомянутые выше решения могут быть оспорены заявителем путем подачи возражения в палату по патентным спорам в течение шести месяцев со дня получения им запрошенных у указанного федерального органа исполнительной власти копий материалов, противопоставленных заявке и указанных в решении об отказе в выдаче патента (если заявитель запросил копии этих материалов в течение двух месяцев со дня получения решения, принятого по заявке).
Практический смысл обжалования заявителем решения о выдаче патента возникает, например, в том случае, когда решение принято по поводу изобретения, охарактеризованного в формуле, которая не предлагалась заявителем и которая не устраивает последнего.
Статья 1388. Право заявителя знакомиться с патентными материалами
Комментарий к статье 1388
1. В комментируемой статье закреплено процессуальное право заявителя на этапе экспертизы заявки на изобретение знакомиться с патентными материалами.
В ранее действовавшем законодательстве комментируемой статье соответствует п. 11 ст. 21 Патентного закона РФ.
2. В предложении первом данной статьи определен состав патентных материалов, с которыми имеет право знакомиться заявитель.
К таковым относятся материалы, на которые имеется ссылка в: запросах; отчетах; решениях; уведомлениях или иных документах, полученных заявителем из федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Следует особо отметить, что понятие "патентные материалы" шире понятия "патентные документы". Патентные материалы включают в себя, помимо патентных документов, и непатентную литературу, включенную экспертом в уровень техники, на которую имеется ссылка, например, в запросе экспертизы.