ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5224
Скачиваний: 5
Следует иметь в виду, что в упомянутой выше норме речь идет о праве на ознакомление не с материалами заявки, а с документами заявки, перечень которых указан соответственно в п. 2 ст. 1375 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), п. 2 ст. 1376 ГК РФ (см. комментарий к ней) и в п. 2 ст. 1377 ГК РФ (см. комментарий к этой статье).
В абзаце втором п. 2 комментируемой статьи определен орган, который компетентен устанавливать порядок ознакомления с документами заявки и отчетом об информационном поиске - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством (ст. 25 Патентного закона РФ) этими полномочиями располагал федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Статья 1395. Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях
Комментарий к статье 1395
1. Комментируемая статья посвящена вопросам патентования изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и международных организациях. В ранее действовавшем патентном законодательстве порядок зарубежного патентования изобретений или полезных моделей регулировался ст. 35 Патентного закона РФ.
Исходя из смысла комментируемой статьи, патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и в международных организациях означает процедуру получения охранных документов в патентных ведомствах иностранных государств или в региональных патентных организациях, предоставляющих исключительное право на изобретение или полезную модель, действующее на территории государства патентования или на территории группы государств определенного региона патентования.
Как правило, осуществление прав, вытекающих из региональных охранных документов, регламентировано нормами национальных патентных законодательств государств, на территории которых действуют указанные охранные документы.
2. Законодатель исходит из принципа свободы зарубежного патентования, т.е. свободы выбора заявителем государства патентования своего результата интеллектуальной деятельности.
Вместе с тем свобода зарубежного патентования ограничена п. 1 комментируемой статьи в интересах национальной безопасности в связи с возможным засекречиванием сведений, содержащихся в патентных заявках.
3. В соответствии с предложением первым п. 1 комментируемой статьи заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в России, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Прежде всего необходимо отметить, что, согласно Патентному закону РФ в редакции 1992 г., ограничение свободы зарубежного патентования касалось также промышленных образцов, а срок проверки заявки на наличие в ней государственной тайны равнялся трем месяцам. Налицо противоречивые тенденции в развитии правового регулирования в указанной области. С одной стороны, из сферы ограничения свободы зарубежного патентования исключен один объект - промышленный образец. С другой - с увеличением срока проверки заявки на наличие в ней государственной тайны в два раза необоснованно замедлен сам процесс зарубежного патентования.
Следует также иметь в виду то обстоятельство, что в комментируемой норме речь идет об изобретении и полезной модели, которые созданы в Российской Федерации. Иными словами, законодатель не связывает напрямую зарубежное патентование с гражданством РФ.
Кроме того, в комментируемой норме предусматривается уведомление заявителя о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Следовательно, бремя засекречивания соответствующего объекта возлагается не на заявителя, а на орган государственной власти, который согласно ст. 10 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673) должен засекретить документы заявки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
4. В предложениях втором и третьем п. 1 комментируемой статьи раскрыты особенности проведения в России проверки наличия в заявках сведений, составляющих государственную тайну.
Так, заявка на изобретение или полезную модель может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию ранее указанного срока (т.е. до истечения шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки), но после проведения по просьбе заявителя указанной выше проверки. При этом порядок проведения такой проверки устанавливается Правительством РФ.
Если следовать буквальному толкованию указанных выше положений, то можно прийти к выводу, что проверка наличия в заявках сведений, составляющих государственную тайну, должна проводиться только в случае просьбы заявителя об этом в целях ускорения процесса зарубежного патентования.
Однако если исходить из такого толкования, то представляется бессмысленным установление 6-месячного срока, в течение которого ограничена свобода выбора зарубежного патентования. Поэтому следует полагать, что проверка наличия в заявках сведений, составляющих государственную тайну, должна производиться автоматически в течение указанного шестимесячного срока независимо от факта поступления просьбы заявителя об ускорении зарубежного патентования.
5. Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6624).
Проверка заявки, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляется путем ознакомления с ней имеющих необходимую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, представителей федеральных органов исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (далее - компетентный орган). Определение представителей осуществляется руководителем соответствующего компетентного органа.
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявки предоставляет представителям компетентных органов возможность ознакомления с ней в соответствии с ее тематической принадлежностью.
В деле заявки, с которой ознакомлен представитель компетентного органа, делается отметка об ознакомлении.
В случае выявления представителем компетентного органа обстоятельств, требующих, по его мнению, проверки содержания заявки, заявка направляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности с использованием специальной связи в соответствующий компетентный орган, о чем уведомляется заявитель. Уведомление должно содержать предупреждение о неразглашении сведений, содержащихся в заявке, до окончания проверки.
Компетентный орган в двухмесячный срок с даты получения заявки осуществляет ее проверку.
В случае если по результатам проверки заявки установлено наличие в ней сведений, составляющих государственную тайну, руководитель компетентного органа или уполномоченное им должностное лицо на основании заключения комиссии принимает решение о засекречивании заявки и присвоении ей соответствующего грифа секретности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Компетентный орган, принявший решение о засекречивании заявки, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителя, который предупреждается о нераспространении сведений, составляющих государственную тайну, и ответственности за их несанкционированное распространение.
В случае если решение о засекречивании заявки принимается в отношении международной заявки или евразийской заявки, заявитель также уведомляется о невозможности зарубежного патентования изобретения или полезной модели.
Заявитель уведомляется компетентным органом о засекречивании его заявки до истечения шести месяцев с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
6. В соответствии со ст. 7.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
При определенных обстоятельствах нарушение порядка зарубежного патентования может подпасть под действие ст. 283 УК РФ о разглашении государственной тайны, санкции которой также незначительны.
7. Пункт 2 комментируемой статьи содержит исключение из общего порядка зарубежного патентования изобретений и полезных моделей, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, которое допускается на основании международных договоров, участницей которых является Россия. Согласно данному пункту патентование в соответствии с Договором о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty, далее - PCT) или Евразийской патентной конвенцией (далее - ЕАПК) изобретения или полезной модели, созданных в России, допускается без предварительной подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если заявка в соответствии с PCT (международная заявка) подана в указанный федеральный орган как в получающее ведомство и в ней указана Россия в качестве государства, в котором заявитель намерен получить патент, а евразийская заявка подана через указанный федеральный орган.
Иными словами, в этом случае у заявителя нет необходимости подавать сначала российскую заявку, а на ее основе, с использованием права конвенционного приоритета, - международную заявку или евразийскую заявку.
8. Заявитель имеет право выбора следующих процедур зарубежного патентования:
- национальная (традиционная) процедура, при которой патент испрашивается согласно национальным патентным законодательствам каждой из стран патентования;
- универсальная процедура, при которой патент испрашивается согласно правилам PCT;
- региональная процедура, при которой патент испрашивается согласно правилам международных договоров о региональных патентах (в частности, Евразийская патентная конвенция (ЕАПК), Европейская патентная конвенция (ЕПК));
- смешанная процедура, при которой патент испрашивается посредством сочетания универсальной процедуры PCT и одной или нескольких региональных процедур.
Выбор заявителем упомянутых выше процедур зарубежного патентования зависит от многих факторов, в том числе от стратегии заявителя на внешних рынках (защита экспорта, заключение лицензионных договоров), экономических интересов заявителя в различных регионах, масштабов бизнеса заявителя.
9. Предусмотренная в п. 2 комментируемой статьи универсальная система патентования - по процедуре PCT - самая распространенная и востребованная в мире.
Договор о патентной кооперации (PCT), заключенный в г. Вашингтоне в 1970 г., вступил в силу 1 июня 1978 г. Государства - участники PCT, число которых по состоянию на 15 апреля 2008 г. составляет 139, образуют Международный союз патентной кооперации.
Одно из самых распространенных заблуждений в отношении PCT, даже в среде специалистов, - это признание этого Международного союза международной организацией. С таким утверждением нельзя согласиться по той причине, что Международный союз PCT не соответствует одному из ключевых признаков международной организации - у него нет органов управления, действующих на постоянной основе. Функции управления (администрирования) Международным союзом PCT, равно как и другими союзами, в том числе Парижским союзом по охране промышленной собственности, осуществляет Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), что экономически выгодно для государств - участников PCT.
Другое распространенное заблуждение - отнесение международных региональных патентных организаций к разряду организаций - участниц PCT. Членство в PCT открыто только для государств. Другое дело, что международные региональные патентные организации "встроены" в систему PCT для целей получения региональных патентов на основании международных заявок, что весьма удобно для заявителей.
Наконец, подача международных заявок не приводит к выдаче "международных" патентов, поскольку на основании этих заявок, после проведения по ним поиска и предварительной экспертизы, если она испрошена, выдаются национальные патенты и региональные патенты соответственно национальными патентными ведомствами и международными региональными патентными организациями.
Универсальная процедура, т.е. процедура рассмотрения международной заявки в соответствии с PCT, предусматривает международную и национальную (региональную) фазы.
Международная фаза рассмотрения международной заявки включает в себя три обязательных этапа и один факультативный этап.
К обязательным относятся следующие этапы:
- подача заявителем международной заявки и ее рассмотрение получающим ведомством. Под получающим ведомством понимается национальное патентное ведомство или межправительственная организация, в которую подается международная заявка;
- подготовка одним из международных поисковых органов отчета о международном поиске, целью которого является выявление соответствующего уровня техники. Международный поиск осуществляется одним из крупных патентных ведомств или межправительственной организацией, назначенных с их согласия Ассамблеей Международного союза PCT и отвечающих установленным Инструкцией к PCT требованиям в отношении штата сотрудников, их языковой подготовки и минимума документации (патентной и непатентной литературы). К таким ведомствам относятся: Европейская патентная организация и патентные ведомства Австралии, Австрии, Испании, Канады, КНР, Республики Корея, Российской Федерации, США, Финляндии (фактически бездействует с 2003 г.), Швеции и Японии;
- публикация Международным бюро ВОИС международной заявки вместе с отчетом о международном поиске и их рассылка в национальные патентные ведомства или региональные патентные организации (так называемые указанные ведомства), в которых заявитель желает получить патентную охрану.
Факультативный этап, заключающийся в проведении международной предварительной экспертизы, наступает по инициативе заявителя, который желает заранее ознакомиться с перспективами патентования заявленного объекта. В ходе международной предварительной экспертизы заявитель правомочен вносить изменения в международную заявку.
Международная предварительная экспертиза проводится одним из органов международной предварительной экспертизы, функции которых возложены на те же ведомства и организации, которые выполняют функции международных поисковых органов.