Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5219

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с вышеизложенным следует признать, что к указанной ситуации, ввиду очевидности допущенного законодателем пробела, по аналогии применяется норма п. 3 ст. 1398 ГК РФ о выдаче нового патента.

6. Абзац третий комментируемой статьи посвящен второму основанию досрочного прекращения действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец - неуплате в установленный срок патентной пошлины за поддержание соответствующего патента в силе.

Точка отсчета досрочного прекращения патента по указанному основанию - со дня истечения установленного срока для уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе, что соответствует мировой патентной практике.

По смыслу комментируемой нормы установленным сроком для уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе считается срок, предусмотренный Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12 августа 1993 г. N 793 (САПП. 1993. N 34. Ст. 3182).


Статья 1400. Восстановление действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Право послепользования


Комментарий к статье 1400


1. Комментируемая статья, в которой предусмотрено восстановление действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец и сопутствующее ему право послепользования, в целом соответствует ст. 30.1 ранее действовавшего Патентного закона РФ.

Институт восстановления действия патента, существенно расширяющий права российских патентообладателей, принят в российском патентном законодательстве сравнительно недавно, в результате внесения в 2003 г. изменений и дополнений в Патентный закон РФ.

2. В пункте 1 комментируемой статьи определено основание, по которому патент, прекративший свое действие, может быть восстановлен, и условия восстановления действия патента.

Восстановлению подлежит действие патента, досрочно прекращенное только в силу одного основания - неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе. В случае другого основания для досрочного прекращения действия патента - отказа патентообладателя от своего патента путем подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего заявления, восстановление действия патента невозможно. Сказанное свидетельствует о том, что законодатель рассматривает институт восстановления действия патента в качестве своего рода льготы, предоставляемой в случае возникновения у патентообладателя тяжелого финансового положения, не позволяющего ему вовремя уплатить патентные пошлины.


3. Для целей восстановления действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец требуется наличие следующих условий:

- восстановление осуществляется по ходатайству лица, которому принадлежал патент;

- ходатайство подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение трех лет с даты истечения установленного срока уплаты патентной пошлины за поддержание патента в силе, но до истечения предусмотренного ГК РФ срока действия патента;

- к ходатайству прилагается документ, подтверждающий уплату в установленном размере патентной пошлины за восстановление действия патента.

Ходатайство рассматривается в течение двух месяцев с даты его поступления в указанный федеральный орган, и действие патента восстанавливается, если соблюдены упомянутые выше условия и некоторые требования к документам, в частности приложение перевода на русский язык, если ходатайство подано на другом языке; приложение доверенности, если ходатайство подано через представителя; приложение патента, восстановление которого испрашивается.

В связи с вышеизложенным следует отметить, по сути, автоматическое удовлетворение ходатайства о восстановлении патента со стороны указанного федерального органа, что в принципе нарушает баланс интересов между претендентами на восстановление действия патента и третьими лицами, являющимися, как правило, их конкурентами.

Указанная особенность российского законодательства не соответствует требованиям ст. 12 (1) Договора о патентном праве (PLT), согласно которым в ходатайстве о восстановлении действия патента должны быть указаны причины несоблюдения срока, а ведомство вправе принимать положительное решение по такому ходатайству только в тех случаях, когда сочтет, что несоблюдение срока произошло, несмотря на принятие надлежащих при данных обстоятельствах мер, или, по выбору Договаривающейся Стороны, что любая задержка была непреднамеренной. Как известно, Россия пока не является участницей Договора о патентном праве, однако некоторые его положения восприняты российским патентным законодательством.

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан публиковать в официальном бюллетене сведения о восстановлении действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Помимо упомянутой публикации, указанный федеральный орган обязан вносить записи о восстановлении действия патента с указанием соответствующей даты (публикации сведений о восстановлении действия патента) в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ или Государственный реестр промышленных образцов РФ.

5. Восстановление действия патента во всех правовых системах, где оно предусмотрено, сопровождается введением института послепользования, уравновешивающего право на восстановление действия патента.


Согласно п. 3 комментируемой статьи лицо, которое в период между датой прекращения действия патента и датой публикации в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений о восстановлении действия патента начало использование изобретения, полезной модели или промышленного образца либо сделало в указанный период необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения такого использования.

Право послепользования заключается в свободном (т.е. без лицензии) использовании послепользователем изобретения, полезной модели или промышленного образца после восстановления патентной монополии без угрозы привлечения к ответственности за нарушение чужого патента. По сути, послепользование является одним из видов ограничения патентной монополии наряду, например, с правом преждепользования. Однако, в отличие от права преждепользования, право послепользования, по замыслу законодателя, уже по своему объему, поскольку оно не может быть передано, как право преждепользования (см. комментарий к п. 2 ст. 1361), другому лицу вместе с предприятием.

Предоставление права послепользования обставлено рядом условий:

- использование изобретений, полезной модели или промышленного образца начато либо к нему предприняты необходимые приготовления в период, когда соответствующий объект находился в общественном достоянии (между датами прекращения действия патента и его восстановления);

- объем использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, патентная охрана которых восстановлена, не должен быть расширен послепользователем.

Если в отношении понятия "использование" для целей рассматриваемого института можно применить положения ст. 1358 ГК РФ (см. комментарии к указанной статье), то такие оценочные понятия, как "необходимые приготовления" к послепользованию или "без расширения объема такого использования", могут быть разработаны в процессе правоприменительной практики.


§ 7. Особенности правовой охраны и использования

секретных изобретений


Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение


Комментарий к статье 1401


1. Параграф 7 гл. 72 ГК РФ, состоящий из пяти статей, посвящен особенностям правовой охраны и использования секретных изобретений.

В ранее действовавшем патентном законодательстве отношения, связанные с правовой охраной и использованием секретных изобретений, были урегулированы ст. 30.2 - 30.6, включенными в Патентный закон РФ в 2003 г.

Следует отметить, что изначально предполагалось иное решение вопроса о правовой охране секретных изобретений в России. Постановлением Верховного Совета РФ "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" были предусмотрены разработка и принятие ряда нормативных правовых актов, в том числе о порядке обращения с секретными изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами и компенсации за их засекречивание. Как известно, большинство из этих нормативных актов до сих пор не принято, равно как и не принят проект Федерального закона "О секретных изобретениях", который был разработан в конце 90-х гг. прошлого века.


Отдельные положения упомянутого выше законопроекта стали основой сначала ст. 30.2 - 30.6 Патентного закона РФ, а затем - ст. 1401 - 1405 ГК РФ, которые, в принципе, мало чем отличаются друг от друга.

2. В качестве общего правила, действующего в патентных законодательствах большинства зарубежных государств, изобретения могут признаваться секретными, но патенты на них не выдаются. Как правило, выдача патента приостанавливается или откладывается до снятия с заявки режима секретности.

В некоторых государствах выдаются секретные патенты (в частности, в Германии, Дании, Канаде, Норвегии, Швеции), но их действие в корне отличается от действия российских патентов на секретные изобретения.

Как правило, секретные патенты в этих государствах регистрируются в специальных реестрах, а права, вытекающие из таких патентов, не могут передаваться третьим лицам. Кроме того, во всех правовых системах засекречивание изобретений влечет за собой выплату компенсации правообладателям.

3. Положения ст. 1401 ГК РФ относятся к подаче и рассмотрению заявки на выдачу патента на секретное изобретение.

Понятие "секретное изобретение" не раскрыто в ГК РФ и в других законодательных актах.

Поскольку правовая охрана и использование секретного изобретения должны осуществляться с соблюдением законодательства о государственной тайне, секретное изобретение является сложным объектом правового регулирования, включающим в себя, помимо легального определения изобретения как технического решения в любой области, относящегося к продукту или способу (см. комментарий к ст. 1350 ГК РФ), второй его объект - сведения, составляющие государственную тайну.

Следует особо отметить, что взаимодействие патентного законодательства и законодательства о государственной тайне предполагает концептуальные противоречия.

Выдача патента на секретное техническое решение противоречит самой идее сохранения в секретности сведений, составляющих государственную тайну, которые содержатся в этом техническом решении, в то время как длительное сохранение секретности противоречит экономическим интересам патентообладателя, который не может рассчитывать на ту норму прибыли, которую он бы извлек из открытого использования своего технического решения.

4. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение, рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.

Законодательство о государственной тайне основано на Законах РФ: от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769) и от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673), а также положениях других нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.


Согласно ст. 2 Закона РФ "О безопасности" граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Закон о государственной тайне регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона о государственной тайне перечень сведений, составляющих государственную тайну, структурирован по четырем областям:

1) сведения в военной области; 2) сведения в области экономики, науки и техники, включая сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющее на безопасность государства; 3) сведения в области внешней политики и экономики; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Указанный перечень сведений, составляющих государственную тайну, детализирован в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), в котором предусмотрены также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне носителями сведений, составляющих государственную тайну, считаются материальные объекты, в которых такие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Вполне очевидно, что к носителям сведений, составляющих государственную тайну, относятся заявки на выдачу патента на секретное изобретение.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, т.е. введение ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны), и осуществляются ими в соответствии с перечнями сведений, надлежащих засекречиванию, действующими в данных органах, предприятиях, учреждениях и организациях.

При засекречивании сведений, составляющих государственную тайну, на их носители, в том числе документы заявок на секретные изобретения, наносятся реквизиты, включающие данные о степени секретности, об органе государственной власти, предприятии, учреждении или организации, осуществивших засекречивание носителя, о регистрационном номере, о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Кроме того, для целей рассмотрения заявок на секретные изобретения должны привлекаться только должностные лица или граждане, имеющие соответствующий допуск к государственной тайне.