Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5218

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. В пункте 2 комментируемой статьи установлено два уровня секретности в отношении заявок на секретные изобретения (назовем их условно - повышенного уровня секретности и обычного уровня секретности). В зависимости от этой классификации заявки на секретные изобретения рассматриваются различными органами.

Так, заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно" (заявки повышенного уровня секретности), подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные органы).

Заявки на иные секретные изобретения (заявки обычного уровня секретности) подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Несколько иная классификация сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена Законом о государственной тайне. Так, согласно ст. 8 указанного Закона устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". При этом степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну.

В Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), определен порядок классификации указанных сведений по степени секретности в зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен государственной безопасности.

Так, к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких перечисленных областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в перечисленных областях, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом государственной безопасности в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в перечисленных областях.


Следовательно теоретически в федеральной орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут подаваться заявки на секретные изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в области экономики, науки и техники, а также в области внешней политики, распространение которых может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в одной или нескольких из перечисленных областей.

Что касается уполномоченных органов, куда должны подаваться заявки повышенного уровня секретности (для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", либо "секретно" - в отношении секретных изобретений, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам разведывательной и оперативно-розыскной деятельности), то их перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 (СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046).

Такими уполномоченными органами являются следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство обороны РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное агентство по промышленности.

6. В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи предусмотрена ситуация, когда по поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявке на изобретение не установлена степень секретности.

Если при рассмотрении такой заявки будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, то такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.

Порядок отнесения сведений к государственной тайне установлен в ст. 9 Закона о государственной тайне, а порядок засекречивания полученных или разработанных сведений и их носителей - в ст. 11 указанного Закона.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности правомочен рассматривать только "заявки на иные секретные изобретения" (т.е. заявки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в области экономики, науки и техники, а также в области внешней политики), то поступившие в указанный федеральный орган заявки повышенного уровня секретности должны признаваться секретными заявками, поступившими не по назначению, и передаваться в компетентные уполномоченные органы с использованием специальных средств связи и с одновременным уведомлением об этом заявителей.

Порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявок на секретные изобретения предусмотрен в Правилах проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 (СЗ РФ. 2007. 353. Ст. 6624).


Содержание указанных Правил детально освещено в п. 5 комментария к ст. 1395 ГК РФ ("Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и международных организациях").

7. В абзаце втором п. 3 комментируемой статьи закреплена норма, согласно которой засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается. Следовательно, заявки на секретные изобретения, поступившие в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от указанных заявителей, возвращаются им без рассмотрения.

Указанную норму необходимо рассматривать во взаимосвязи с нормой, предусмотренной абзацем четвертым ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которой не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что в комментируемой норме не предусмотрена судьба заявок на секретные изобретения, поступивших в указанный федеральный орган от лиц с двойным гражданством или лиц без гражданства либо с участием созаявителей из России. Следует полагать, что в таких случаях заявки на секретные изобретения также подлежат засекречиванию.

8. В пункте 4 комментируемой статьи устанавливается, что процедура получения патента по заявке на секретное изобретение осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 1384, 1386 - 1389 ГК РФ (см. комментарии к указанным статьям), в которых речь идет о проведении формальной экспертизы заявки, экспертизы заявки по существу, о порядке принятия решений о выдаче патента или об отказе в его выдаче, о праве заявителя знакомиться с патентными материалами, о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на изобретение. При этом указывается, что публикация сведений о такой заявке в этом случае не производится. В принципе такое напоминание излишне, поскольку в перечне статей, которые должны применяться при рассмотрении заявки на секретное изобретение, отсутствует ст. 1385 ГК РФ, в которой предусмотрена публикация сведений о заявке на изобретение.

Следует также подчеркнуть, что перечисленные статьи, на которые сделана ссылка в комментируемом пункте, должны применяться при рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно в уполномоченных органах и в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

9. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи уровень техники, который используется при установлении новизны изобретения, дополнен в отношении секретного изобретения, в сравнении с п. 2 ст. 1350 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), сведениями о секретных изобретениях, запатентованных в России и на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается. Указанная норма, как и норма, закрепленная в п. 2 ст. 1350 ГК РФ, направлена на устранение кумуляции (совмещения) правовой охраны, т.е. выдачи двух охранных документов на один и тот же объект.


При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что степени секретности изобретения, установленные в законодательстве Российской Федерации, и степени секретности изобретения, установленные в нормативных правовых актах СССР, полностью не совпадают. Так, в разделе V Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Постановлением Совета Министров от 21 августа 1973 г. N 584 (СП СССР. 1973. N 19. Ст. 109; 1976. N 14. Ст. 70; 1979. N 4. Ст. 17), говорится относительно изобретений только о секретных изобретениях и совершенно секретных изобретениях.

10. В пункте 6 комментируемой статьи сформулирована императивная норма, согласно которой возражения против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. При этом решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

Таким образом, комментируемые нормы исключают открытый административный порядок обжалования (например, в палату по патентным спорам) решений уполномоченных органов по возражениям против предыдущих решений этих уполномоченных органов, принятых по заявкам на секретное изобретение.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не является уполномоченным по смыслу п. 2 комментируемой статьи и исходя из принципа сохранения режима секретности в отношении заявок на секретное изобретение, следует полагать, что возражения против решений указанного федерального органа по заявкам на секретное изобретение не могут быть поданы ни в палату по патентным спорам, ни в любой другой административный орган (например, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности).

Вполне очевидно, что законодатель не предусмотрел административный порядок обжалования решений по заявкам на секретное изобретение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такие решения могут быть оспорены только в суде.

11. В пункте 7 комментируемой статьи установлено правило, не допускающее преобразование заявки на секретное изобретение в заявку на полезную модель (см. комментарий к ст. 1379 ГК РФ). Правило вполне логичное, поскольку ГК РФ не предоставляет правовую охрану секретным полезным моделям.


Статья 1402. Государственная регистрация секретного изобретения и выдача патента на него. Распространение сведений о секретном изобретении


Комментарий к статье 1402


1. В пункте 1 комментируемой статьи указаны компетентные органы, которые осуществляют государственную регистрацию секретных изобретений в Государственном реестре изобретений РФ и выдачу патентов на секретные изобретения: федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности; уполномоченный орган, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято этим органом.


В России в 2003 г. воспринята, с определенными модификациями, децентрализованная система выдачи патентов на секретные изобретения, которая действовала ранее в СССР.

Вопреки децентрализованной системе выдачи патентов на секретные изобретения их государственная регистрация осуществляется в централизованном порядке - в едином Государственном реестре изобретений РФ, что, в принципе, не соответствует целям сохранения в тайне секретных изобретений, объективно увеличивает вероятность утечки секретных сведений, касающихся новейших военно-технических и иных разработок.

Следует особо отметить, что в большинстве государств, где выдаются секретные патенты или предусмотрены иные формы засекречивания, секретные изобретения регистрируются в специальных (особых) реестрах или вовсе не заносятся в реестры.

2. В предложении втором абзаца первого п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что уполномоченный орган, зарегистрировавший секретное изобретение и выдавший патент на секретное изобретение, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Из редакции комментируемой нормы со всей очевидностью следует, что до уведомления указанного государственного федерального органа уполномоченный орган производит собственную регистрацию секретного изобретения, на которое он выдает патент.

В соответствии с проектом Регламента по ведению реестров и публикации сведений при государственной регистрации секретного изобретения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (или, если решение о выдаче патента на секретное изобретение принято уполномоченным органом, - этот орган) вносит в Государственный реестр изобретений:

- регистрационный номер секретного изобретения (номер патента);

- наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего решение о выдаче патента на секретное изобретение;

- регистрационный номер заявки на выдачу патента;

- дату подачи заявки на выдачу патента;

- дату приоритета изобретения;

- условное название секретного изобретения;

- сведения о патентообладателе: фамилия, имя, отчество (полностью), наименование юридического лица, его (их) место жительства, место нахождения. Если патент выдан на имя Российской Федерации или субъекта РФ, дополнительно указывается наименование государственного заказчика, выступающего от имени Российской Федерации, субъекта РФ;

- сведения об авторе (авторах) изобретения: фамилия, имя, отчество (полностью), его (их) место жительства;

- адрес для переписки с патентообладателем или его представителем;

- дополнительные сведения (в частности, сведения о наличии заявления об отчуждении патента, сведения о наличии представителя патентообладателя, сведения о государственном заказчике, если изобретение создано при выполнении работ по государственному контракту);