Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5217

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- дата регистрации секретного изобретения (дата выдачи патента).

Как правило, в тех государствах, где допускается регистрация сведений о секретных патентах в обычных реестрах, такая регистрация осуществляется в отдельных рубриках реестра, за исключением сведений о названии секретного изобретения и имени (наименования) патентообладателя.

3. В абзаце втором п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что уполномоченный орган, осуществивший регистрацию секретного изобретения и выдавший на него патент, вносит изменения, связанные с исправлением очевидных и технических ошибок, в патент на секретное изобретение и (или) Государственный реестр изобретений РФ. Понятия "очевидные ошибки" и "технические ошибки" раскрыты в комментарии к п. 4 ст. 1393 ГК РФ.

4. В предложении первом п. 2 комментируемой статьи сформулировано правило, согласно которому сведения о заявках и патентах на секретные изобретения, а также об относящихся к секретным изобретениям изменениях в Государственном реестре изобретений РФ не публикуются.

Указанное правило следует толковать таким образом, что запрещается публикация не только сведений о носителях, т.е. о заявках и патентах на секретные изобретения, но и самих сведений о секретных изобретениях, которые могут содержаться, например, в описании секретного изобретения, которое, как известно, не входит в состав публикуемых сведений о заявке на изобретение.

5. В предложении втором п. 2 комментируемой статьи установлено, что передача сведений о патентах на секретные изобретения осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне.

В Законе о государственной тайне этому вопросу посвящен раздел V ("Распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну").

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется следующими способами: взаимная передача сведений в связи с выполнением совместных и других работ; передача сведений другим государствам.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам осуществляется по соответствующему решению Правительства РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. При этом обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).


Правительством РФ утверждено (Постановлением от 2 августа 1997 г. N 973) Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам (СЗ РФ. 1997. N 32. Ст. 3786), согласно которому под передачей сведений понимается доведение до иностранного государства (уполномоченного государством представителя) каким-либо способом (передача, пересылка, ознакомление, осуществление доступа) указанных сведений.


Статья 1403. Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений


Комментарий к статье 1403


1. Комментируемая статья посвящена вопросам изменения степени секретности изобретения и их рассекречивания.

В пункте 1 данной статьи указано законодательство, положения которого применимы при изменении степени секретности и рассекречивании изобретений, а также при изменении и снятии грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное изобретение: законодательство о государственной тайне.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну (в том числе степень секретности секретного изобретения), должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений.

Установлено три степени секретности указанных сведений и соответствующие этим степеням грифы секретности для их носителей: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Рассекречивание сведений и их носителей заключается в снятии ранее введенных в предусмотренном Законом о государственной тайне порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

В статьях 13 и 14 Закона о государственной тайне предусмотрены, соответственно, порядок рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, и порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Исчерпывающий перечень оснований для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, следующий:

- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в России государственную тайну;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Следовательно, сведения о выдаче патента на секретное изобретение, включающие, в частности, название и формулу изобретения, могут быть рассекречены по указанным выше обстоятельствам.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через пять лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.


Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержденный распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп (СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1547), включает 27 позиций.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет, однако в исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Однако в исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей указанных сведений предоставляется руководителям государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне.

В Законе о государственной тайне не установлен максимальный срок засекречивания носителей, как это сделано, например, в отношении срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, который не должен превышать 30 лет.

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Вполне очевидно, что указанное положение распространяется также и на обладателей патентов на секретные изобретения.

Закон о государственной тайне не содержит каких-либо положений относительно порядка изменения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и порядка изменения грифов секретности носителей этих сведений.

2. Рассекречивание изобретений возможно как в процессе рассмотрения заявки на выдачу патента на секретное изобретение, так и после выдачи патента на секретное изобретение.

В первом случае рассекречивание изобретения означает снятие ограничений на распространение сведений о секретном изобретении путем публикации сведений о заявке, а также снятие ограничений на доступ к документам заявки после ее публикации путем аннулирования грифа секретности, проставленного ранее на ее документах. Снятие грифа секретности с носителей секретного изобретения открывает возможность применения п. 2 ст. 1385 ГК РФ, согласно которому любое лицо после публикации сведений о заявке вправе ознакомиться с документами заявки.

Во втором случае рассекречивание изобретения означает снятие ограничений на распространение сведений о секретном изобретении путем публикации сведений о патенте, включающей, в частности, название и формулу изобретения, а также снятие ограничений на доступ к документам заявки, по которым выдан патент, путем аннулирования грифа секретности, поставленного ранее на документах заявки и на патентной грамоте. Снятие грифа секретности с носителей секретного изобретения открывает возможность применения п. 2 ст. 1394 ГК РФ, согласно которому любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки и отчетом об информационном поиске.


В связи с возможностью рассекречивания патента на секретное изобретение могут возникнуть ситуации, которые не урегулированы законодателем.

Так, например, не указан остающийся срок действия рассекреченного патента. Будет ли этот срок равняться сроку действия обычного патента - 20 лет с даты подачи заявки - или срок действия патента на рассекреченное изобретение продлевается на период времени, равный сроку, прошедшему от даты выдачи патента на секретное изобретение до даты рассекречивания изобретения? Ведь общий срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, достигающий 30 лет, который к тому же может быть продлен при определенных обстоятельствах, является аргументом в пользу последнего варианта решения этого вопроса.

Однако такое решение возможно в государствах, патентные законодательства которых предусматривают приостановление действия патента в случае засекречивания изобретения. В нашем случае действие патента не приостанавливается, и свидетельство этому ст. 1405 ГК РФ об исключительном праве на секретное изобретение (см. комментарий к указанной статье).

Не определен также статус охранного документа на рассекреченное изобретение. Умолчание законодателя по этому вопросу можно толковать как продолжение действия прежнего охранного документа, т.е. патента на секретное изобретение, форма которого идентична форме обычного патента, да и регистрируются оба патента в едином реестре - Государственном реестре изобретений РФ.

Однако для подобного вывода таких доводов недостаточно.

Сопутствующая рассекречиванию изобретения публикация должна быть публикацией сведений об обычном патенте, а не о патенте с грифом секретности, даже если при этом не менять номер регистрации в Государственном реестре изобретений РФ. Кроме того, не следует забывать о грифе секретности, который проставляется на патенте на секретное изобретение, как на любом другом носителе сведений, составляющих государственную тайну.

Следовательно, в комментируемую статью необходимо включить норму о выдаче патентообладателю по его ходатайству патента на изобретение на оставшийся срок в пределах 20 лет со дня приоритета на секретное изобретение.

Следует отметить, что в государствах, где действуют Законы о секретных патентах, предусмотрены нормы о преобразовании секретных патентов в обычные патенты в случае рассекречивания изобретений (см., например, ст. 8 Закона Дании о секретных патентах от 27 января 1960 г. N 18 // Industrial Property. 1992. N 6. Text 2-002).

3. В пункте 2 комментируемой статьи урегулированы отношения, связанные с изменением степени секретности изобретений на этапе рассмотрения заявок на секретные изобретения.

Повышение степени секретности изобретения осуществляется при рассмотрении соответствующих заявок в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который должен передать документы заявки на секретные изобретения в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган для дальнейшего рассмотрения этой заявки.


Возможна и обратная ситуация, когда степень секретности изобретения понижается. Указанное понижение степени секретности входит в компетенцию только уполномоченных органов. При этом дальнейшее рассмотрение заявки на секретное изобретение осуществляется тем же уполномоченным органом, который до этого рассматривал заявку.

В законодательных актах отсутствуют какие-либо положения относительно порядка повышения или понижения степени секретности изобретения.

4. Пункт 3 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому при рассекречивании изобретения уполномоченный орган передает имеющиеся у него рассекреченные документы заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, который и завершает рассмотрение указанной заявки.

Поскольку в таких случаях отпадают причины ограничений на рассмотрение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их посетителям, дальнейшее рассмотрение бывшей заявки на секретное изобретение и выдача по ней обычного патента осуществляются с применением общих норм патентного права.


Статья 1404. Признание недействительным патента на секретное изобретение


Комментарий к статье 1404


1. В комментируемой статье установлен особый порядок признания недействительным патента на секретное изобретение, по многим параметрам отличающийся от обычного порядка признания недействительным патента на несекретное изобретение (см. комментарий к ст. 1398 ГК РФ).

2. Возражение против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение подается не в палату по патентным спорам, как это допускается в случае с несекретными изобретениями, а в тот же уполномоченный орган, который выносит решение о выдаче патента на секретное изобретение.

При этом процедура рассмотрения указанного возражения устанавливается этим уполномоченным органом.

Исходя из принципа сохранения секретности лица, возражающие против выдачи патента на секретное изобретение, обязаны перед оспариванием патента на секретное изобретение в суде пройти административную процедуру признания недействительным патента на секретное изобретение.

3. Следует особо подчеркнуть, что упомянутый выше вывод о неучастии палаты по патентным спорам в процедуре рассмотрения возражений против выдачи патента распространяется на все виды секретных изобретений, в том числе на "иные секретные изобретения", заявки на которые подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Иными словами, в случае выдачи указанным федеральным органом патентов на секретные изобретения, для которых, как известно, установлена степень секретности "секретно", но которые не относятся к средствам вооружения и военной техники, методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, возражения против таких патентов должны подаваться не в палату по патентным спорам, а непосредственно в суд.