Файл: ГК_3_комм_Марышева_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4037

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отличие от исполнителя завещания ГК не наделяет наследников по завещанию при исполнении ими завещания правом на толкование завещания. Однако без установления истинной воли завещателя невозможно надлежащее исполнение его завещания. В связи с этим представляется необходимым распространить полномочия, предусмотренные в ст. 1132 ГК, на наследников по завещанию, если они являются исполнителями завещания.


Статья 1134. Исполнитель завещания


Комментарий к статье 1134


1. В соответствии с п. 1 ст. 1134 завещатель вправе для исполнения его воли, выраженной в завещании, назначить лицо, именуемое исполнителем завещания либо душеприказчиком.

Душеприказчиком может быть назначен гражданин независимо от того, является ли он наследником. Принимая во внимание данное положение, а также то, что в силу закона исполнение завещания может осуществляться наследниками по завещанию, представляется, что душеприказчиком может быть назначен и наследник завещателя, и любое иное лицо.

2. Из п. 1 комментируемой статьи вытекает, что душеприказчиком может быть назначено любое физическое лицо. Юридическое лицо не вправе выступать в качестве душеприказчика.

Однако запрет на назначение юридического лица в качестве душеприказчика не означает абсолютный запрет для этого лица на возможность его привлечения к исполнению завещания. Так, в случае, если назначение душеприказчика не произойдет либо ему будет поручено исполнение части завещания, юридическое лицо, являющееся наследником по завещанию, в обязательном порядке в силу ст. 1133 ГК примет участие в исполнении завещания.

3. В комментируемой статье предусматривается назначение исполнителем завещания одного гражданина. В юридической литературе высказывается мнение о том, что не должна исключаться возможность назначения нескольких душеприказчиков, равно как и возможность их подназначения, поскольку ГК не содержит прямого запрета об этом <1>. Представляется, что данный вывод вполне мог бы быть реализован на практике, если по этому поводу будет высказана соответствующая точка зрения Пленума Верховного Суда РФ.

--------------------------------

<1> Свит Ю.П. Содержание завещания // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 10.


4. Закон не содержит ограничений по поводу гражданства душеприказчика. В связи с этим душеприказчиком может быть как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства.

5. Законодатель не установил каких-либо конкретных требований, предъявляемых к исполнителю завещания. Но принимая во внимание полномочия душеприказчика и общие положения гражданского законодательства, завещателю может быть рекомендовано назначить в качестве исполнителя завещания гражданина, обладающего дееспособностью в полном объеме, грамотного и в полной мере осознающего существо происходящего, который сможет беспрепятственно исполнить возлагаемые на него обязанности.


Кроме того, поскольку согласие гражданина быть исполнителем завещания можно рассматривать как одностороннюю сделку (ст. ст. 153, 154 ГК), то указанная рекомендация корреспондирует со ст. 43 Основ законодательства о нотариате, предусматривающей обязательность проверки дееспособности граждан при нотариальном удостоверении сделок.

6. Нововведением Кодекса является норма о недопустимости принуждения кого-либо возложить на себя обязанности исполнителя завещания. Любой гражданин, назначенный исполнителем завещания, должен выразить свое согласие быть душеприказчиком. Такое согласие может быть выражено одним из указанных в законе способов:

собственноручная надпись на завещании;

собственноручная надпись в заявлении, приложенном к завещанию;

собственноручная надпись в заявлении, поданном нотариусу в течение одного месяца со дня открытия наследства;

исполнение обязанностей душеприказчиком, т.е. совершение фактических действий по исполнению завещания, в течение месяца со дня открытия наследства.

Выраженное при совершении завещания согласие лица быть душеприказчиком никоим образом не ограничивает прав завещателя по назначению другого лица в качестве исполнителя завещателя, по отмене распоряжения об исполнителе завещания, по совершению по своему усмотрению других завещательных распоряжений.

7. Согласие душеприказчика, выраженное путем проставления собственноручной надписи на завещании, удостоверяется нотариусом удостоверительной надписью в соответствии с формой N 26, утвержденной Приказом Минюста России N 99.

Два других способа объединяет то, что согласие душеприказчика выражается в отдельном документе - заявлении. Разница между этими способами состоит в том, что в одном случае согласие душеприказчика выражается одновременно с удостоверением завещания и прилагается к нему, являясь его неотъемлемой частью, а в другом - согласие душеприказчика никоим образом не связано по времени с совершением завещания и выражается в заявлении, которое может быть подано в течение одного месяца со дня смерти завещателя.

В правоприменительной практике возник вопрос о том, каким образом нотариус должен подтвердить волеизъявление лица быть исполнителем завещания в случаях, когда это согласие выражается в надписи на отдельном от завещания заявлении: путем удостоверения согласия этого лица либо путем свидетельствования его подписи на заявлении. Представляется, что в данном случае речь может идти об удостоверении согласия лица быть душеприказчиком, исходя из:

а) того, что в силу ст. ст. 153 и 154 ГК согласие указанного лица быть исполнителем завещания является по своей сути односторонней сделкой, поскольку направлено на установление, изменение или прекращение определенных гражданских прав и обязанностей;


б) требования закона (ст. 1123 ГК) о необходимости соблюдать тайну завещания и исполнителем завещания, которое может быть разъяснено нотариусом только при удостоверении сделки, но не при свидетельствовании подлинности подписи (ст. ст. 54 и 80 Основ законодательства о нотариате);

в) обязанности нотариуса лишь при удостоверении сделки разъяснить сторонам ее смысл и значение, проверить соответствие содержания сделки намерениям исполнителя завещания с тем, чтобы в рассматриваемой ситуации его действия не могли быть использованы во вред ни ему, ни наследникам (ст. 54 Основ законодательства о нотариате);

г) аналогии закона, согласно которому нотариус при удостоверении завещания, совершаемого с участием душеприказчика, обязан проверить дееспособность последнего, чего при свидетельствовании подлинности подписи он не делает (удостоверительная надпись формы N 26, утвержденной Приказом Минюста России N 99, ст. 80 Основ законодательства о нотариате);

д) того, что в утвержденных названным выше Приказом формах нотариальных удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах предусматривается удостоверение согласия лица, а не свидетельствование подлинности его подписи (форма N 73).

Согласие гражданина быть исполнителем завещания, выраженное в фактическом исполнении обязанностей душеприказчика, может быть подтверждено выполнением этим гражданином каких-либо действий, вытекающих из предусмотренных Кодексом полномочий душеприказчика.

8. Для того чтобы определиться с принятием решения относительно выражения согласия либо несогласия быть исполнителем завещания, гражданин должен быть поставлен в известность о факте назначения его душеприказчиком. Присутствуя при удостоверении завещания, гражданин узнает о факте назначения его исполнителем завещания в процессе данного действия.

Однако завещатель, принимая решение о назначении душеприказчика, вправе не ставить в известность об этом гражданина, которого он назначает душеприказчиком. В этом случае известие о факте назначения его исполнителем завещания гражданин может получить только от нотариуса либо наследников, если им известен адрес места жительства этого гражданина. Если же место жительства данного гражданина не было указано в завещании и его не удалось уточнить после открытия наследства, то представляется, что назначение исполнителя завещания фактически не состоялось и меры по исполнению завещания надлежит принять наследникам по завещанию. Поскольку права и обязанности душеприказчика тесно связаны с личностью и не переходят к его наследникам, аналогичным образом следует решать вопрос об исполнении завещания и в случае смерти душеприказчика как до открытия наследства (если завещателем не будет назначен другой душеприказчик), так и после открытия наследства, в том числе и тогда, когда душеприказчиком были совершены какие-либо действия по исполнению завещания.


Следует отметить, что закон допускает ситуацию, когда завещание в течение определенного времени может не исполняться, поскольку наследники по завещанию не вправе будут этого делать, а названный в завещании душеприказчик не выразит своего согласия надлежащим образом быть исполнителем завещания. Возникновение такой ситуации вызвано тем, что лицо, назначенное душеприказчиком, вправе заявить о своем согласии на это (приступить к исполнению фактически) в месячный срок со дня открытия наследства. Что же касается наследников, то они не смогут исполнять завещание в течение указанного периода времени.

9. В ГК не урегулирован вопрос о возможности восстановления пропущенного месячного срока, в течение которого может быть выражено согласие гражданина на исполнение полномочий душеприказчика.

Представляется, что указанный месячный срок не является сроком исковой давности, установленным для обращения душеприказчика в суд с требованием о защите своего нарушенного права. Данный месячный срок следовало бы признать пресекательным сроком, не подлежащим восстановлению по каким-либо основаниям, предусмотренным ст. 205 ГК.

10. В п. 2 ст. 1134 установлены правила освобождения лица, выразившего согласие быть душеприказчиком, от обязанностей исполнителя завещания.

В соответствии с данными правилами исполнитель завещания после открытия наследства может быть освобожден от своих обязанностей только в судебном порядке. Наличие у гражданина желания отказаться от исполнения обязанностей душеприказчика при согласии с этим наследников не освобождает этого гражданина и наследников от обращения за разрешением данного вопроса в суд.

Правом обращаться в суд с просьбой об освобождении от обязанностей исполнителя завещания закон наделяет его самого и наследников.

Основанием для освобождения судом исполнителя завещания от его обязанностей по просьбе как самого душеприказчика, так и наследников могут явиться обстоятельства, препятствующие исполнению гражданином этих обязанностей. К числу таких обстоятельств могут быть отнесены любые причины, вследствие которых гражданин не в состоянии выполнить возложенные на него обязанности исполнителя завещания.

Закон не предусматривает возможности отказа исполнителя завещания от своих обязанностей при отсутствии таких обстоятельств.

Однако если в силу своей нерадивости душеприказчик не будет выполнять своих обязанностей, представляется, что наследники вправе обратиться в суд с просьбой освободить это лицо от его обязанностей, обосновав свою просьбу мнимостью и притворностью выраженного гражданином согласия быть душеприказчиком (ст. 170 ГК).

11. Автор произведения науки, литературы или искусства вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (или произведений) после своей смерти (п. 2 ст. 1267 ГК). Это лицо может быть выбрано из числа наследников, но может и не иметь к ним отношения. Предусмотрено, что такое лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.


При отсутствии таких специальных указаний охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Вышеназванные полномочия переходят к наследникам также после смерти назначенного автором лица или в случае его отказа от исполнения соответствующих полномочий до истечения срока действия исключительного права. Если наследников у автора нет или истек срок действия исключительного права, то защита авторства, имени автора и неприкосновенности произведения может осуществляться любым заинтересованным лицом, и возможность такой защиты не ограничена никакими сроками, т.е. бессрочна (п. 2 ст. 1282 и абз. 3 п. 2 ст. 1228 ГК).

Аналогичное правило предусмотрено также в отношении охраны имени исполнителя и неприкосновенности исполнения (п. 2 ст. 1316 и п. 5 ст. 1318 ГК).


Статья 1135. Полномочия исполнителя завещания


Комментарий к статье 1135


1. Согласно п. 1 комментируемой статьи основанием для возникновения полномочий исполнителя завещания является завещание, которым он назначен душеприказчиком.

Комментируемая статья впервые предусматривает необходимость подтверждения полномочий исполнителя завещания свидетельством, выдаваемым нотариусом. Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минюста России N 99 (форма N 71).

В нотариальной практике случается, что за удостоверением полномочий душеприказчика обращается лицо, не обладающее дееспособностью в полном объеме или не способное понимать значение своих действий или руководить ими. В указанной ситуации нотариусам, руководствуясь ст. 48 Основ законодательства о нотариате, следует отказывать в совершении нотариального действия, а обратившимся лицам разъяснять их право: либо обжаловать этот отказ (ст. 49 Основ законодательства о нотариате), либо обратиться в суд с просьбой об освобождении от обязанностей исполнителя завещания (п. 2 ст. 1134 ГК).

2. В соответствии с п. 2 ст. 1135 душеприказчик должен принять все необходимые для исполнения завещания меры, если объем его полномочий не будет ограничен в самом завещании.

В целях конкретизации полномочий исполнителя завещания ГК содержит перечень мер, которые исполнитель должен принять для исполнения завещания. Необходимо отметить, что этот перечень носит примерный, а не исчерпывающий характер. Реализация этих мер направлена на наиболее полное выполнение последней воли завещателя, изложенной в завещании, путем совершения исполнителем завещания действий как юридического, так и фактического характера. Для того чтобы исполнить завещание, необходимо ясно и четко понять его содержание. В связи с этим душеприказчик при неясности буквального смысла какого-либо положения завещания наделен правом толковать завещание (см. комментарий к ст. 1132). Но при этом недопустимо выходить за рамки завещания или сужать по своему усмотрению пределы его исполнения.