Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4483

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В указанных случаях правило о возмещении убытков не применяется либо в силу особого статуса казенного предприятия, либо в силу нецелесообразности применения указанной меры к лицам, специально занизившим цену с целью получения соответствующего государственного или муниципального заказа.

Кроме того, специальным законом могут быть предусмотрены и иные случаи обязательного заключения государственного или муниципального контракта. Например, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов работ (п. 4 ст. 3 Закона о государственном оборонном заказе).

4. При определении порядка заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд законодатель отсылает к ст. 528 ГК РФ, в которой подробно регламентируются преддоговорные отношения сторон государственного или муниципального контракта по его заключению, порядок, сроки и способы урегулирования разногласий.

По общему правилу проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется подрядчику. Иное может быть предусмотрено соглашением между ними (п. 1 ст. 528 ГК).

В случае проведения торгов проект государственного и муниципального контракта размещается на соответствующем сайте при объявлении торгов (ч. 5 ст. 22, ч. 5 ст. 34 Закона о размещении заказов).

Законодатель строго определяет срок, в течение которого должен быть заключен государственный или муниципальный контракт.

В случае, когда государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд заключается по результатам торгов, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК).

При проведении конкурса соответствующий контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса - со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 1.1 ст. 29 Закона о размещении заказов). Аналогичные правила установлены и для заключения государственного или муниципального контракта на аукционе (ч. 1.1 ст. 38 Закона о размещении заказов).


Согласно ч. 7.1 ст. 47 Закона о размещении заказов государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания указанного протокола.

5. Порядок урегулирования разногласий при заключении государственного или муниципального контракта регламентируется п. п. 2 и 3 ст. 528 ГК РФ (подробнее см. комментарий к данной статье). Указанные правила применимы и к отношениям по заключению государственного или муниципального контракта по результатам проведения торгов или запроса котировок, за исключением правил о сроках.

Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Таким образом, составление протокола разногласий по условиям, которые не являются обязательными условиями извещения о проведении торгов или запроса котировок, нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку данное право предоставлено стороне ст. 528 ГК РФ.

Так, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 528, 765 ГК РФ, ч. 5 ст. 9, ст. 43, ч. ч. 4, 8 ст. 47 Закона о размещении заказов, признал недействительным протокол об отказе от заключения государственного контракта и указал, что подписание заявителем государственного контракта с протоколом разногласий, касающимся тех условий контракта, которые не являются необходимыми условиями извещения о проведении запроса котировок (а именно об исключении пункта договора, не соответствующего требованиям законодательства), нельзя признать уклонением от заключения контракта, поскольку такие действия соответствуют положениям ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 мая 2010 г. по делу N А82-16307/2009 // СПС "КонсультантПлюс".


Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или по истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение суда.


6. Если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Требование государственного или муниципального заказчика о принуждении к заключению контракта в соответствии с Законом о размещении заказов имеет свои особенности. В соответствии с ч. 2 ст. 29, ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 47 Закона о размещении заказов заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта. В данном случае применимы одновременно два способа защиты: мера защиты - принуждение к исполнению обязанности заключить контакт и мера ответственности - возмещение причиненных убытков. Эти меры применяются по усмотрению заказчика.

Если же заказчик после недобросовестного поведения победителя размещения заказа не желает вступать с ним в правоотношения, ему предоставляется право заключить контракт с участником размещения заказа, предложившим лучшие условия заключения контракта после предложения победителя (или такие же условия при проведении запроса котировок, или "вторые" по предложению). В случае уклонения победителя для заказчика заключение контракта с ним становится необязательным.

Заключение контракта с участником размещения заказа, предложившим лучшие условия заключения контракта после предложения победителя (или такие же условия при проведении запроса котировок, или "вторые" по предложению), имеет специфику в зависимости от способа размещения заказа. Однако во всех случаях для "второго" участника размещения заказа заключение контракта является обязательным.

Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона о размещении заказов сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков влечет невыгодные для таких лиц последствия, а именно:

1) умаление деловой репутации поставщика (исполнителя, подрядчика). В соответствии со ст. 150 ГК РФ деловая репутация относится к числу нематериальных благ - объектов гражданского права. Сайт, на котором размещается информация о недобросовестных поставщиках, является открытым, он доступен любому заинтересованному лицу. В "черный" список недобросовестный поставщик попадает на довольно длительный для бизнеса период времени - два года;

2) ограничение права поставщика на участие в торгах на два года, если одним из оснований допуска к участию в торгах заказчиком установлено условие - отсутствие в предусмотренном законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа (п. 2 ч. 2 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов).



Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 766


1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет существенные условия государственного и муниципального контрактов. К таковым относятся условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, о сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

К существенным условиям согласно ст. 432 ГК РФ кроме условия о предмете относятся и условия, которые названы таковыми в законе или в иных правовых актах, либо условия, которые необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При отнесении того или иного условия к существенному законодатель, как правило, исходит из природы самой модели определенного договорного типа (вида). Так, срок является существенным условием для любого вида договора подряда, а если сторонам не удалось достичь соглашения по этому условию, договор признается незаключенным. Особенности оплаты по государственному и муниципальному контрактам обусловлены тем, что используются средства соответствующего бюджета. Условие о способах обеспечения исполнения обязательств нельзя отнести к особенности именно договора подряда или государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Это условие служит гарантией защиты интересов сторон такого договора.

Государственный или муниципальный контракт не единственный договор, в котором к существенным условиям отнесено условие о способе обеспечения исполнения обязательства. Так, в п. 2 ст. 587 ГК РФ в числе существенных условий договора о передаче под выплату ренты денежной суммы или иного движимого имущества названа необходимость для плательщика ренты предоставить обеспечение исполнения его обязательства или застраховать в пользу получателя ренты риск ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В этой ситуации законодатель предусматривает гарантии защиты интересов более слабой стороны договора.

В ст. 432 ГК РФ установлено правило, в силу которого при отсутствии соглашения сторон о всех существенных условиях договор признается незаключенным.

Условие об объеме работ раскрывает предмет государственного или муниципального контракта.

В соответствии с правилами ст. ст. 740, 743, 758 ГК РФ подрядчик обязан по заданию заказчика осуществлять работы в определенном объеме. Кроме того, в технической документации должны быть определены содержание работ и предъявляемые к ним требования. Выполнение дополнительных работ возможно лишь в случаях, предусмотренных в законе. Например, согласно ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия и других работ вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем таких работ при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, предусмотренными контрактом.


Стоимость подлежащей выполнению работы (цена государственного или муниципального контракта) также является существенным условием такого договора.

При размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (ч. 7.2 ст. 9 Закона о размещении заказов).

По общему правилу цена контракта изменению в одностороннем порядке или по соглашению сторон не подлежит (ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов). Исключения из этого правила предусмотрены в этой же статье Закона. Например, при изменении не более чем на 10% предусмотренного контрактом объема работ при изменении потребности в таких работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами (ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов), государственный или муниципальный заказчик по согласованию с подрядчиком в случае выполнения дополнительного объема работ вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% цены контракта. Однако необходимо обратить внимание на то, что при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Отсюда следует, что при увеличении объема работ цена контракта не подлежит безусловному изменению.

Кроме того, вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ цена государственного или муниципального контракта при определенных в законе обстоятельствах может быть изменена на основании соответственно решения Правительства РФ, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа местного самоуправления (ч. ч. 6.2 и 6.3 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Особенностью государственного или муниципального контракта является отнесение к существенным условиям срока начала и окончания работ. При этом срок окончания работ связан и со сроком действия соответствующего контракта. Согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные или муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 этой же статьи.

В случае если предметом государственного или муниципального контракта является выполнение работ, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, местной администрации. Правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ, длительность производственного цикла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 978 "Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом" <1>.