Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4547

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. Ст. 102.


Таким образом, по общему правилу срок действия государственного или муниципального контракта, а следовательно, и срок выполнения работ не должны превышать трех лет. Подобные правила установлены ст. 9 Закона о размещении заказов и для бюджетных учреждений.

Особенности определения размера и порядка финансирования и оплаты подрядных работ обусловлены положениями ст. 3 Закона о размещении заказов об обеспечении государственных или муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, а также положениями п. 2 ст. 763 ГК РФ об обязанности государственного заказчика оплатить или обеспечить оплату выполненных работ.

К существенным условиям государственного или муниципального контракта отнесено и условие о способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В этой части положения ГК РФ и Закона о размещении заказов не совсем согласованы, поскольку по правилам, установленным Законом о размещении заказов, условие о способах обеспечения исполнения обязательств относится к существенным только в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта (см., например, ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов), а не во всех случаях заключения таких контрактов. При этом перечень способов исполнения обязательств по государственному или муниципальному контракту установлен Законом о размещении заказов и является исчерпывающим: безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией; поручительство или залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном соответствующей документацией (о конкурсе или аукционе).

Способ обеспечения исполнения контракта <1> из указанных выше способов выбирается, соответственно, участником конкурса или аукциона самостоятельно.

--------------------------------

<1> Используется терминология Закона о размещении заказов.


Государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления соответствующим участником размещения государственного или муниципального заказа, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, договора поручительства или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Данное требование вышеназванного Закона не совсем согласуется с положениями ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств как акцессорных обязательств.

Необходимо отметить, что если в ГК РФ в отношении способов обеспечения исполнения обязательств как существенном условии государственного или муниципального контракта речь идет об обеспечении обязательств как государственного или муниципального заказчика, так и подрядчика, то в Законе о размещении заказов - только о гарантиях исполнения обязательств со стороны подрядчика.


Обязательства заказчика прежде всего связаны с оплатой выполненных работ. В некоторых нормативных правовых актах, регламентирующих выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, содержатся положения, гарантирующие исполнение обязанности заказчика по оплате таких работ. Например, в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" говорится о предоставлении Правительством РФ гарантий по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

Кроме того, к обязательным условиям государственного или муниципального контракта Законом о размещении заказов отнесено условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного соответствующим контрактом (ст. 9 Закона о размещении заказов).

Как уже отмечалось, существенные условия могут быть названы таковыми в законе или иных правовых актах. Закон о размещении заказов относится к числу специальных законов. Поскольку последствием несогласования сторонами существенных условий договора является незаключенность такого договора, возникает вопрос: насколько целесообразно относить к существенным условия, названные в Законе о размещении заказов?

В юридической литературе кроме существенных выделяются и другие виды договорных условий, например обычные и случайные <1>. Так, В.И. Кофман выделял кроме "существенных" условий (их согласование необходимо для признания договора заключенным) и "предписываемые" условия (которые должны согласовываться сторонами в соответствии с содержащимися в законе основаниями, но, однако, не должны ставить вывод о совершении договора в зависимость от того, включено ли в него указанное предписание) <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2001 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Там же.


Как справедливо отмечал М.И. Брагинский, "правило, в силу которого при отсутствии существенного условия договор признается незаключенным, предполагает, что соответствующее условие не может быть изменено ни императивной, ни диспозитивной нормой законодательства, ни путем толкования самого договора. Из этого, в частности, следует от противного, что, если диспозитивная норма закона перекрывает все возможные варианты решения соответствующего вопроса, его согласование сторонами не должно рассматриваться как непременное требование для признания договора заключенным" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.


Представляется, что отсутствие обязательных условий, названных Законом о размещении заказов (ч. ч. 10 и 12 ст. 9), не должно влечь незаключенность государственного или муниципального контракта. Отсутствие в договоре такого условия восполняется применением соответствующего положения ГК РФ, например ст. 754 об ответственности подрядчика за качество работы, ст. 753 о порядке приемки заказчиком работы, выполненной подрядчиком, ст. 761 об ответственности подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ и др.


2. Условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы в случаях, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Подобные правила закреплены и в Законе о размещении заказов (см., например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 8 ст. 47, ч. 5 ст. 54).

Специальные правила установлены при определении цены контракта. В соответствии с положениями Закона о размещении заказов при заключении государственного или муниципального контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса, аукциона, запроса котировок. В случае если такой контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (см., например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38 Закона о размещении заказов).

Иные правила определения условий государственного или муниципального контракта противоречили бы сущности способа заключения таких контрактов (торги, запрос котировок).


Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 767


1. Самостоятельным основанием для изменения или расторжения договора в соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили на момент заключения договора. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает специальное основание для изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ, которое как раз относится к существенному изменению обстоятельств в смысле правил п. 1 ст. 451 ГК РФ.

При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, у сторон появляется обязанность согласовать новые сроки, а если необходимо, - и другие условия выполнения работ.

При этом условие о сроках подлежит изменению всегда, а иные условия выполнения работ изменяются по соглашению сторон, только если в этом есть необходимость. К иным условиям могут быть отнесены: изменение объема работ, требования к качеству используемых материалов и т.п.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами, согласно правилам п. 2 ст. 451 ГК РФ контракт может быть изменен на основании решения суда по требованию заинтересованной стороны.


Таким образом, правило, предусмотренное п. 1 комментируемой статьи, является таким исключительным обстоятельством, позволяющим в отличие от общего правила о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств изменить договор, поскольку расторжение договора в данном случае противоречит общественным интересам (п. 4 ст. 451 ГК).

Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Убытки взыскиваются по общим правилам ст. 15 ГК РФ. Так, у подрядчика возможно возникновение убытков из-за досрочного расторжения либо изменения ряда договоров, например договоров на поставку необходимого оборудования, на аренду оборудования или складских помещений, убытков в виде расходов, связанных с сокращением штата работников и др.

Об изменении контракта также говорится в ст. 161 БК РФ. При уменьшении казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящем к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

В этом случае сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Таким образом, ст. 161 БК РФ устанавливает правило, несколько отличное от соответствующего правила ГК РФ. Необходимо отметить, что в указанном случае возмещению подлежит только реальный ущерб, но не упущенная выгода.

2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 комментируемой статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, в качестве общего правила законодатель устанавливает недопустимость и одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, и изменения его условий по соглашению сторон. Исключения из указанного правила должны быть прямо предусмотрены законом.

Соответствующие случаи предусмотрены как общими положениями ГК РФ (например, ст. ст. 328, 405), так и специальными правилами, например правилами, содержащимися в Законе о размещении заказов.


Так, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства (проектно-сметная документация была утверждена заказчиком, несмотря на неоднократные письменные обращения подрядчика о ее согласовании, значительно позже срока, установленного договором, заказчиком был нарушен срок оплаты по муниципальному контракту) сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (ст. 328 ГК); поэтому действия подрядчика по приостановлению работ, а затем и по расторжению контракта были признаны судом соответствующими закону <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2010 г. по делу N А03-6205/2009 // СПС "КонсультантПлюс".


Законом о размещении заказов ограничено действие принципа свободы договора в отношении государственных и муниципальных контрактов.

В ст. 9 названного Закона определены случаи, когда государственный или муниципальный контракт может быть изменен по соглашению сторон (см. комментарий к ст. 766 ГК). Так, в конкурсной документации, как уже отмечалось, может быть установлено право заказчика изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов). Вместе с тем может здесь содержаться и запрет на изменение условий контракта (указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Закона о размещении заказов) при его заключении и исполнении по соглашению сторон и в одностороннем порядке.

Анализ положений Закона о размещении заказов приводит к выводу, что не подлежат изменению условия государственного или муниципального контракта, определенные в соответствии с объявленными условиями торгов или запросом котировок цен на работы и предложением участника размещения заказа, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на выполнение работ (а также предложением единственного участника размещения заказа). Это, несомненно, является правильным, в противном случае терялся бы смысл проведения торгов и запроса котировок.

При этом по решению суда изменение условий государственного или муниципального контракта возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, например ст. 451 ГК РФ.


Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 768


1. В соответствии с комментируемой статьей отношения по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, должны регулироваться законом о подрядах для государственных нужд. До настоящего времени такой закон не принят. Но есть ряд законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные вопросы, связанные с выполнением подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Так, к числу источников правового регулирования отношений, возникающих из государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для публичных нужд, и отношений, связанных с заключением такого контракта, могут быть отнесены следующие Федеральные законы: