ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4553
Скачиваний: 7
- от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (регулирует отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд);
- от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <1> (устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд);
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.
- от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в этой области).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о размещении заказов в случаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов, Президент РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, например: Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" <1>, от 18 августа 2010 г. N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис" <2>, от 28 декабря 2006 г. N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" <3>, и др.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 38. Ст. 4477.
<2> Собрание законодательства РФ. 2010. N 34. Ст. 4488.
<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 269.
В отношении актов, изданных до введения в действие части второй ГК РФ, необходимо помнить, что нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно части второй Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов и могут применяться в части, не противоречащей положениям ГК РФ. В качестве примера такого нормативного правового акта можно привести Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации <1>, которые применяются только в части, не противоречащей части второй ГК РФ, Закону о размещении заказов и иным законам.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка, заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации" (ред. от 18 февраля 1998 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
В целом при характеристике источников, регламентирующих отношения по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд, можно согласиться с М.И. Брагинским в том, что названные выше и ряд других актов, изданных в разное время и содержащих нередко коллизирующие решения, делают настоятельно необходимым скорейшее принятие закона о подряде для государственных нужд - одного из немногих прямо поименованных в ГК РФ законов, которые до сих пор не приняты <1>.
--------------------------------
<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Изд. испр. и доп. М.: Статут, 2002 // СПС " КонсультантПлюс".
2. В силу положений комментируемой статьи нормы ГК РФ, в том числе включенные в § 5 гл. 37 Кодекса, будут обладать приоритетом по отношению к еще не принятому закону о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Глава 38. ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ,
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ
Статья 769. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ
Комментарий к статье 769
1. В комментируемой статье даются понятие и основные параметры договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), касающиеся субъектов, предмета, особенностей содержания и правовой регламентации данного договора.
2. Стороны (субъекты) договора на выполнение НИОКТР именуются "исполнитель" и "заказчик". Ни комментируемая, ни иные статьи ГК РФ не содержат каких-либо требований к субъектам. Из этого можно сделать вывод, что как заказчиком, так и исполнителем данного договора может быть любой субъект гражданских правоотношений. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ такими субъектами являются граждане (физические лица) и юридические лица; в силу п. 1 ст. 124 ГК РФ к числу субъектов относятся публично-правовые образования (государственные и муниципальные). Причем к последним в силу п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Рассмотрим каждого из субъектов как потенциального участника договора на выполнение НИОКТР. Физическое лицо может быть и заказчиком, и исполнителем; причем наличие статуса индивидуального предпринимателя представляется необязательным - каждый человек может заказать предусмотренные нормами гл. 38 ГК РФ исследования и работы; каждый может обязаться их исполнить. Тем не менее специфика регламентируемых комментируемой главой отношений такова, что на практике, как правило, их субъектами являются юридические лица. При этом в качестве исполнителей в большинстве случаев выступают специализированные научно-исследовательские организации. Действуют такие организации, как правило, в форме учреждений, хотя доступны и другие организационно-правовые формы, в том числе коммерческие юридические лица.
Публично-правовые образования, думается, могут выступать заказчиками по договору на выполнение НИОКТР. Выступление их в качестве исполнителей хотя напрямую требованиям законодательства не противоречит, но, на мой взгляд, невозможно в силу особенностей статуса. Публично-правовые образования создаются, очевидно, для иных целей, нежели проведение научных исследований и изысканий.
3. В комментируемой статье определены два вида договоров:
1) на выполнение научно-исследовательских работ;
2) на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.
Специфика предмета договора состоит в выполнении работ, которые имеют в качестве результата нематериальный объект - результат интеллектуальной деятельности, который может подпадать под признаки охраняемых законодательством об интеллектуальной собственности (ст. 1225 ГК).
Научные исследования в соответствии с Приказом Росстата от 19 января 2009 г. N 4 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)", N 4-инновация "Сведения об инновационной активности организации" включают в себя:
- фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;
- прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
- экспериментальные разработки - деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
Результатом опытно-конструкторских работ является разработка образца нового изделия, конструкторской документации. Категория "опытный образец" используется в разных нормативных правовых актах. Так, Приказом Ростехрегулирования от 9 октября 2006 г. N 224-ст введен ГОСТ 31278-2004 "Сотрудничество государств - участников Содружества Независимых Государств военно-экономическое. Термины и определения", опытный образец изделия вооружения (ВТ) определен как образец, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации для проверки его соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о постановке изделия на производство или взятии на вооружение и о постановке на производство либо использовании по назначению.
Опытно-конструкторские работы (ОКР) гражданским законодательством не определены. В Постановлении Правительства г. Москвы от 2 сентября 2008 г. N 781-ПП "О городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008 - 2010 гг." они представлены как комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии). Однако названное Постановление с учетом п. 1 ст. 3 ГК РФ не подлежит применению к гражданским правоотношениям.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 ноября 2008 г. N 2712р "Об утверждении стандарта ОАО "РЖД" "Инновационная деятельность. Стадии жизненного цикла и паспортизация инновационного проекта" рассматривает технологическую работу как разработку новых и корректировку существующих технологических процессов.
4. Целью договора на выполнение НИОКТР является создание нового результата, имеющего техническое значение (новое научное исследование, изделие, новую технологию и т.п.). Как отмечает Д.А. Поляков, "признак новизны вытекает из ст. 771 ГК РФ, поскольку соблюдать конфиденциальность и обязываться не публиковать можно лишь в отношении новых, неизвестных сведений" <1>. Использование в названии рассматриваемого вида деятельности термина "работы" объясняется историческим выделением данного договора из договоров подрядного типа. Впервые специальная норма о договорах на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ появилась в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
--------------------------------
<1> Поляков Д.А. Правовое регулирование договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 8.
Для договоров на выполнение НИОКТР, как и для договоров о создании произведений науки, литературы и искусства, других охраняемых результатов, основной целью является создание нематериального результата, а не порядок осуществления работ. И в том и в другом случае работы имеют творческий, интеллектуальный характер, не поддающийся правовому регулированию.
Существуют различные точки зрения на правовую природу договоров в сфере НИОКТР. Одни авторы считают, что данная группа договоров относится к классу договоров на выполнение работ <1>. По мнению М.И. Брагинского, такие договоры являются "подрядоподобными" <2>. Некоторые относят эти договоры к договорам на оказание услуг <3>. Существует позиция, согласно которой это договоры о передаче ноу-хау, предметом которых могут быть как охраноспособные, так и неохраняемые объекты <4>.
--------------------------------
<1> Калмыков Ю.Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов, 1982. С. 44.
<2> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Волошко С.Д. Договоры на передачу научно-технических достижений. Харьков, 1974. С. 15; и др.
<4> Азимов Ч.Н. О договоре на передачу научно-технических достижений // Вопросы изобретательства. 1986. N 7. С. 20, 21.
Предметом договора на выполнение НИОКТР является получение новой информации, которая может обладать признаками охраняемого результата интеллектуальной деятельности и основные характеристики которой должны быть определены в договоре (вид объекта, цель использования, в зависимости от объекта - характеристики по содержанию и форме). Данный результат представляет собой объект, обладающий признаками охраноспособности, например, изобретение, полезная модель, промышленный образец, топология интегральной микросхемы и др. <1>, либо не обладающий таковыми, но при этом имеющий определенную новизну. Этот результат достигается в ходе интеллектуальной деятельности, процесс осуществления которой не регулируется законодательством и не подконтролен каким-либо лицам, в том числе государственным и муниципальным органам.
--------------------------------
<1> При этом необходимо учитывать, что результат интеллектуальной деятельности, подлежащий государственной регистрации, становится таковым лишь при условии данной регистрации.
Целью договоров на выполнение НИОКТР является не только достижение определенного результата, но и использование созданного объекта заказчиком. Законодатель употребляет термин "передать заказчику" (абз. 2 ст. 773 ГК), однако в отношении нематериального объекта этот термин используется как условный. В случае если создан охраняемый результат интеллектуальной деятельности и договором не определен порядок распределения прав на него, такой порядок определяется диспозитивными нормами части четвертой ГК РФ о договорах заказа (ст. ст. 1296, 1372, 1431, 1463, 1471 ГК). В том случае, если договор прямо не предусматривал создание охраняемого объекта, порядок распределения прав регулируется ст. ст. 1297, 1371, 1462 ГК РФ.
Исполнение договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется лично соответствующей стороной. В то же время системообразующий признак объекта разграничивает степень личного участия исполнителя в создании результата. Привлечение третьих лиц возможно лишь по тем договорам, по которым творческий вклад менее значителен - при выполнении опытно-конструкторских и технологических работ (п. 2 ст. 770).
В отличие от договоров подряда риск недостижения соответствующего результата несет заказчик, который должен произвести оплату выполненных работ или компенсировать понесенные исполнителем затраты в зависимости от цели договора и его предполагаемого результата.