Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4496

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комментарий к статье 783


1. В целях законодательной экономии, а также учитывая новизну договора возмездного оказания услуг, комментируемая статья предусматривает возможность субсидиарного применения к нему общих положений о подряде и о бытовом подряде. Допустимость применения общих положений о подряде основывается на общей экономической сущности обязательств подрядного типа и обязательств по оказанию услуг.

2. Природа результата в договорах подряда и договорах возмездного оказания услуг различна. Комментируемая статья предусматривает возможность применения к договору возмездного оказания услуг правил, касающихся субъектного состава договора, порядка оказания услуг, установления дополнительных гарантий для сторон в договоре. Применение норм о бытовом подряде объясняется и тем, что обязательства по оказанию услуг также могут быть отнесены к публичным договорам и охвачены действием Закона о защите прав потребителей (например, деятельность музеев, кинотеатров, концертных залов и т.п.).


Глава 40. ПЕРЕВОЗКА


Статья 784. Общие положения о перевозке


Комментарий к статье 784


1. Комментируемая статья начинается с указания на то, что отношения в сфере перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляются на основании соответствующего договора. Это указание имеет двоякое значение.

Во-первых, подчеркивается, что перевозка осуществляется по договору отдельного вида. Понятие о самостоятельном характере договора перевозки сформировалось очень поздно. Еще в начале XX в. считалось, что договор перевозки состоит из элементов личного найма, имущественного найма, хранения и поручения <1>. В соответствии с современными воззрениями перевозка относится к услугам, но в силу прямого указания п. 2 ст. 799 ГК РФ к отношениям по договору перевозки общие правила о возмездном оказании услуг не применяются, что также подчеркивает особый предмет регулирования отношений, связанных с перевозкой.

--------------------------------

<1> См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: В 4 т. М.: Статут, 2003. Т. II (в серии "Классика российской цивилистики"). С. 213.


Во-вторых, указание на договорный характер перевозки само по себе является далеко не лишним. Объективная необходимость планирования транспортного процесса обусловила наличие большого количества императивных норм в любом транспортном законодательстве, что, в свою очередь, породило и тенденцию к преуменьшению значения индивидуального регулирования транспортных отношений соглашением сторон.

Отношения по перевозке, бесспорно, входят в сферу гражданско-правового регулирования. Тем не менее публичные начала в гражданско-правовом регулировании перевозок продолжают накладывать ограничения на усмотрение сторон по определению условий договора перевозки - в ч. 2 п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что стороны должны соблюдать императивные нормы, установленные системой транспортного законодательства, которая определяет следующую иерархию норм: во-первых, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК); во-вторых, транспортные уставы и кодексы и иные федеральные законы в сфере транспортных отношений; и в-третьих, принятые в соответствии с уставами, кодексами и иными законами нормативные акты, называемые правилами.


Правила принимаются для каждого вида транспорта отдельно. Законодатель не устанавливает конкретный орган, который в централизованном порядке принимал бы все правила. На уровне Правительства РФ приняты только некоторые из них <1>. Большинство же существующих в России правил перевозок носят ведомственный характер - они утверждены Минтрансом России (МПС России). Правила могут касаться конкретных видов перевозок (пассажиров, груза) в целом <2>, а также перевозок отдельных видов грузов, иногда даже в отдельных транспортных средствах <3>. Кроме того, большое значение имеют правила, относящиеся не собственно к перевозке, а к составлению транспортных документов <4>, к процедуре погрузки-выгрузки грузов <5> и т.д.

--------------------------------

<1> Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112; Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72.

<2> См., например: Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82.

<3> См., например: Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 25; Правила перевозок железнодорожным транспортом животных, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 35.

<4> См., например: Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39; Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45; Приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".

<5> См., например: Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 28; Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 29.


В целом российское транспортное законодательство строится по схеме: общий кодифицированный акт (ГК) - специальные транспортные законы по отдельным видам транспорта. В современной отечественной литературе отмечается, что создание некоего единого Транспортного кодекса - "это в целом утопическая идея" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): Учеб.-практич. пособие / Отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009. С. 9 и сл.



2. Дискуссионным является вопрос о сфере применения норм о перевозке. Перевозка, в соответствии с определениями толковых и энциклопедических словарей русского языка, - это перемещение (транспортирование) людей (пассажиров) и вещей (грузов). Следовательно, в соответствии с бытовым значением термина "перевозка" перевозкой можно назвать перемещение людей и вещей лифтами, эскалаторами и подобными средствами и даже подъем грузчиками груза на верхний этаж дома без использования лифта.

Однако гражданско-правовое понятие перевозки гораздо уже общеупотребительного термина и складывается из нескольких предпосылок, ограничивающих сферу применения норм комментируемой главы к фактическим отношениям, связанным с оказанием услуг по перемещению людей и вещей.

Во-первых, юридические отношения по договору перевозки складываются только в том случае, если перевозка осуществляется транспортом. Легального определения понятия "транспорт" в российском законодательстве не содержится. В этой связи представляет интерес модельное законодательство стран СНГ. Так, согласно Модельному закону о транспортной деятельности (принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в соответствии с Постановлением от 31 октября 2007 г. N 29-8) перевозочная деятельность - это деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта. Соответственно, первой предпосылкой для определения круга отношений, охватываемых комментируемой главой, является то, что в юридическом смысле перевозка - это перемещение грузов, пассажиров и багажа с помощью транспортных (перевозочных) средств. В перевозочные средства включаются не только движущие механизмы (электровоз, автомобиль и т.п.), но и непосредственно приспособления, в которых находятся пассажиры или грузы (вагоны, прицепы, платформы и т.п.).

Во-вторых, юридические отношения по перевозке складываются только при использовании определенных видов транспорта. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Следует обратить особое внимание на то, что согласно данной норме транспортным законодательством определяются не особенности перевозки отдельными видами транспорта, а именно общие условия всякой перевозки. Ограничение видов транспорта также является предпосылкой для определения круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой. Таким образом, в российском законодательстве содержится формальный подход, согласно которому транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.


В настоящее время в России действуют следующие транспортные уставы и кодексы (далее - транспортные законы) в отношении отдельных видов транспорта:

- Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ);

- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ);

- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее - ВК РФ, ВК);

- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ, КТМ);

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ, КВВТ).

В сфере транспорта действуют и иные специальные законы <1>.

--------------------------------

<1> См., в частности: Федеральные законы от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".


Специальное транспортное законодательство выделяет следующие виды транспорта:

1) наземный транспорт - железнодорожный транспорт, а также автомобильный и городской наземный электрический транспорт. Под железнодорожным транспортом понимается железнодорожный подвижной состав: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. К автомобильному и городскому наземному электрическому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов и полуприцепов. Следует заметить, что из поля зрения законодателя выпал такой вид транспорта, как метрополитен. Транспортного закона, посвященного метро, нет. Однако на практике не возникает сомнений в том, что перевозки, осуществляемые метрополитеном, подпадают под действие норм гл. 40 ГК РФ. В различных подзаконных актах метрополитен то выделяется в отдельный вид - скоростной внеуличный транспорт, то рассматривается как разновидность железнодорожного транспорта, то приравнивается к городскому электрическому наземному транспорту (что, очевидно, является правильным решением, несмотря на то, что метро по преимуществу залегает под землей);

2) водный транспорт - речной и морской. Различие речного и морского видов транспорта является функциональным - оно зависит от того, на каких путях используется этот транспорт. Под речным транспортом понимаются суда (самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства) и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации. Понятие морского транспорта охватывает только суда. Под морским транспортом понимаются морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям с заходом в иностранный морской порт;


3) воздушный транспорт - воздушные суда. Законодатель дает достаточно сложное определение: воздушные суда - это летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Таким образом происходит отграничение воздушных судов от водных судов на воздушной подушке. В целом же понятием "воздушное судно" охватываются не только самолеты и вертолеты, но и дирижабли, аэростаты и т.п.

Итак, из отношений, регулируемых нормами о договоре перевозки, исключается перемещение людей и грузов экзотическими видами транспорта, например велосипедами или животными. Данные отношения подпадают под договор возмездного оказания услуг. Точно так же нельзя квалифицировать как перевозку перемещение товаров посредством так называемого трубопроводного транспорта. Отношения, связанные с использованием трубопроводов, регулируются нормами о самостоятельном виде договора энергоснабжения через присоединенную сеть (§ 6 гл. 30 ГК). Однако и указания на определенные виды транспорта, которым посвящены специальные уставы и кодексы, все еще недостаточно для окончательного решения вопроса о том, какие отношения регулируются нормами о договоре перевозки. То обстоятельство, что определенное транспортное средство (например, автомобиль) указано в транспортных уставах и кодексах, еще не означает, что по поводу использования этого средства при перемещении пассажиров и грузов складываются отношения по договору об оказании транспортных услуг.

Третьей предпосылкой для определения круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой, является указание транспортных кодексов и уставов на то, кто именно может быть перевозчиком. Так, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ перевозчиком признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Следовательно, использование личного автотранспорта для перемещения людей или грузов не подпадает под действие транспортного законодательства - такие действия являются только действиями по оказанию услуг. Или, например, в соответствии со ст. 100 ВК РФ перевозчиком признается только такой владелец воздушного судна, который имеет лицензию на перевозку воздушным транспортом пассажиров или грузов. Если обобщить требования транспортного законодательства, то получится, что перевозчиком признается только лицо, которое осуществляет с помощью определенных транспортных средств перемещение пассажиров, грузов и багажа в качестве предпринимателя.

Таким образом, следует сделать следующий вывод: нормами о договоре перевозки регулируются отношения, связанные с перемещением грузов, пассажиров и багажа, с участием только тех перевозчиков, которые осуществляют свою деятельность в качестве предпринимательской и при этом используют транспортные средства, поименованные в специальных уставах и кодексах.