Файл: ГК_2_комм_том1_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выселение производится без предоставления другого жилого помещения.

2. В случае принятия решения суда о расторжении договора найма наниматель, граждане, постоянно проживающие с ним, поднаниматели, временные жильцы могут добровольно освободить жилое помещение. Если этого не происходит, то выселение производится в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Кроме прочего в этом акте устанавливается срок для добровольного исполнения решения суда. Этот срок не может превышать пяти дней. По истечении установленного срока судебный пристав-исполнитель проверяет, исполнено ли требование исполнительного документа. Если исполнено, то выносится постановление об окончании исполнительного производства (ст. ст. 30, 47 указанного Закона).

В случае когда должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника.

Выселение включает в себя освобождение жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества, домашних животных и запрещение выселяемому пользоваться освобожденным помещением.

Выселение производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением акта о выселении и описи имущества.

Судебный пристав-исполнитель в необходимых случаях обеспечивает хранение имущества выселенного должника с возложением на него понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня выселения должник не забрал свое имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.

Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет (ст. 107 Закона об исполнительном производстве).

3. Об особенностях выселения из жилого помещения социального использования см. комментарий к ст. 672 ГК РФ.


Глава 36. БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ


Статья 689. Договор безвозмездного пользования



Комментарий к статье 689


1. По договору безвозмездного пользования (ссуды) собственником или иным управомоченным лицом имущество временно предоставляется другой стороне для извлечения его полезных свойств так же, как по договорам аренды и найма жилого помещения, но без встречного предоставления от ссудополучателя, т.е. безвозмездно. При отсутствии в договоре прямого указания на безвозмездность передачи имущества в пользование и иных условий и оговорок, позволяющих определить сущность отношений сторон, т.е. при невозможности опровержения презумпции, установленной п. 3 ст. 423 ГК РФ, такой договор должен признаваться договором аренды.

Отношения по безвозмездному предоставлению имущества в пользование соседствуют с так называемыми бытовыми отношениями (внутрисемейными, приятельскими и т.д.), которые не носят имущественного характера и напрямую не регулируются гражданским правом. Атрибутами договорной модели безвозмездного пользования вещами служат установление срока, на который передается вещь, обязанности пользователя по содержанию вещи, возмещению ее стоимости в случае порчи или утраты и прочие условия, свидетельствующие о желании сторон придать своим отношениям юридический характер.

2. Содержание всех норм комментируемой главы показывает, что договор ссуды предполагает передачу вещей по договору ссуды не только в пользование, но и во владение ссудополучателя. В то же время вполне допустимо безвозмездное предоставление права почасового пользования оборудованием в зале компьютерной техники, нежилыми помещениями (например, концертными площадками, испытательными стендами и т.п.), которое не сопровождается передачей фактического владения вещью. Таким образом, так же, как и по договору аренды, по договору ссуды имущество может передаваться либо во владение и пользование (что более распространено), либо только в пользование. Наличие ссуженной вещи во владении ссудополучателя позволяет ему применять вещно-правовые способы защиты права на эту вещь от посягательств третьих лиц, предусмотренные ст. ст. 304, 305 ГК РФ.

3. Как и договор дарения, договор ссуды может быть консенсуальным или реальным в отличие от договора аренды, который всегда является консенсуальным. Однако ссудополучатель в отличие от одаряемого не вправе требовать передачи ему обещанной вещи даже тогда, когда договор носит консенсуальный характер (см. комментарий к ст. 692 ГК).

В отличие от консенсуального договора дарения, не возлагающего на одаряемого каких-либо обязанностей, консенсуальный договор ссуды является взаимным. Есть основания считать взаимным также и реальный (т.е. заключаемый в момент передачи вещи) договор безвозмездного пользования, поскольку обязанность ссудодателя возместить ссудополучателю вред, причиненный недостатками переданной в пользование вещи (ст. 693 ГК), исполняется именно в рамках уже существующего договорного, а не вновь возникающего в момент причинения вреда деликтного обязательства.


4. Так же как и в арендных отношениях, предметом договора ссуды могут выступать только вещи в натуральном выражении. Смысл и аренды, и безвозмездного пользования как гражданско-правовых институтов заключается именно в извлечении из вещей полезных свойств в процессе владения и пользования ими. В отличие от договора дарения, которым может опосредоваться отчуждение имущественных прав и вещей, определяемых родовыми признаками, в безвозмездное пользование может быть передана только индивидуально-определенная и непотребляемая вещь. Предоставление имущества, определенного родовыми признаками, с возложением обязанности возвратить соответствующее количество вещей того же рода и качества опосредуется договором займа.

5. Договор ссуды (безвозмездного пользования) необходимо отличать от договора банковской ссуды как разновидности кредитного договора (см. комментарий к ст. 819 ГК). При этом для отдельных категорий граждан благодаря установленным льготам кредитный договор может носить и безвозмездный характер.

6. Безвозмездное пользование природными ресурсами с точки зрения правового регулирования имеет свою специфику. Так, ст. 24 ЗК РФ устанавливает ограничения по субъектам и объектам отношений безвозмездного срочного пользования земельными участками.

От обязательственного права безвозмездного пользования следует отличать ограниченное вещное право (см. ст. 218 ГК) постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставляемое в силу ст. 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

7. Близость договорных моделей безвозмездного пользования и аренды позволила законодателю распространить на отношения ссуды ряд норм гл. 34 ГК РФ. К ним относятся:

- ст. 607, определяющая примерный перечень объектов, которые могут передаваться в пользование, и обязанность надлежащего согласования существенного условия о предмете договора;

- п. п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610 о сроках действия договора (при этом порядок расторжения договора ссуды, заключенного на неопределенный срок, установлен специальной нормой - ст. 699);

- п. п. 1 и 3 ст. 615, устанавливающие обязанность пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора (а если они не согласованы - в соответствии с назначением имущества) и последствия неисполнения этой обязанности;


- п. 2 ст. 621 о порядке пролонгации договора;

- п. п. 1 и 3 ст. 623 о судьбе произведенных пользователем улучшений переданного ему имущества.


Статья 690. Ссудодатель


Комментарий к статье 690


1. Помимо собственника в качестве ссудодателей могут выступать субъекты ограниченных вещных прав и иные титульные владельцы.

Пределы осуществления государственными и муниципальными предприятиями правомочия распоряжения имуществом, принадлежащим им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, определены ст. ст. 113 - 115, 294 - 297, 299 и 300 ГК РФ, а также ст. ст. 18 и 19 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Пределы распоряжения имуществом учреждений определяются ст. ст. 120, 296, 298 - 300 ГК РФ. Содержание установленных в них правил подлежит учету при ответе на вопрос: может ли унитарное предприятие или учреждение в том или ином конкретном случае заключить договор ссуды, выступая в качестве ссудодателя?

Следует учитывать, что положения ст. ст. 267 и 270 ГК РФ, допускавшие возможность субъектов права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования передавать предоставленные им земельные участки в безвозмездное пользование, не подлежат применению, поскольку ст. ст. 20, 21 ЗК РФ запретили субъектам названных вещных прав распоряжение земельными участками, за исключением перехода первого из этих прав по наследству. Коль скоро этот запрет носит императивный характер, то при отчуждении строения, расположенного на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отчуждателя, к приобретателю переходит лишь право на землю, непосредственно занятую отчуждаемой недвижимостью в тех пределах, которые необходимы для реализации правомочий в отношении приобретенного строения.

Ссудодателями могут выступать и лица, осуществляющие владение имуществом на основании договора. Пункт 2 ст. 615 ГК РФ устанавливает общее правило, в соответствии с которым арендатор вправе передавать арендованное имущество в безвозмездное пользование другим лицам только с согласия арендодателя. Для арендатора предприятия общим правилом является возможность самостоятельно определять судьбу имущества, входящего в состав арендованного комплекса, в том числе передавать его в пользование (ст. 660 ГК). В соответствии со ст. 892 ГК РФ хранитель вправе предоставлять возможность пользования переданной на хранение вещью только с согласия поклажедателя, за исключением случаев, когда пользование вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору.

Нет оснований исключать из круга потенциальных ссудодателей и лиц, осуществляющих давностное владение имуществом (ст. 234 ГК). Такая возможность предполагается открытым и самостоятельным характером фактического владения имуществом.


2. Комментируемая норма запрещает передачу в безвозмездное пользование имущества коммерческих организаций ссудополучателям, участвующим в данной коммерческой организации своим капиталом или привлеченным для работы в ее органах управления и контроля. Этот запрет направлен на пресечение злоупотреблений положением участника (учредителя) юридического лица или служебным положением его руководителя.

3. Пункт 2 комментируемой статьи не запрещает заключение договоров ссуды между коммерческими организациями. Как соотносится данная норма с п. 4 ч. 1 ст. 575 ГК РФ, запрещающим дарение между коммерческими организациями? Ведь от дарения в форме предоставления права или освобождения от имущественной обязанности одаряемого перед дарителем безвозмездное пользование отличается только тем, что ссудополучателем приобретается вновь возникающее из договора право, которое нельзя приравнять к освобождению от обязанности оплачивать пользование переданным имуществом, поскольку последней до заключения договора вообще не было (о подобной модели можно говорить, пожалуй, только применительно к новации обязательства из договора аренды обязательством из договора ссуды). В то же время позиция законодателя, состоящая в запрещении безвозмездной передачи имущества в собственность между коммерческими организациями, должна была бы прослеживаться и здесь.

Логика установленного комментируемой нормой правила состоит в следующем.

Во-первых, передача имущества от одной коммерческой организации другой часто вызвана не намерением ссудодателя обогатить контрагента, а стремлением сократить собственные затраты на обслуживание имущества, временно избавиться от бремени его содержания, т.е. принципиально иным (экономическим) интересом, а не просто благожелательным отношением к ссудополучателю. В таких отношениях контрагентов не усматривается признаков дарения (см. п. 4 комментария к ст. 575 ГК).

Во-вторых, временный характер взаимоотношений сторон (переданное имущество продолжает учитываться на балансе ссудодателя, ссудополучатель учитывает его в балансе как арендованное) существенно снижает вероятность злонамеренного характера поведения участников сделки, естественно, при отсутствии в ней признаков мнимости или притворности. В этой связи препятствовать формированию в предпринимательской среде обычаев разумной и добросовестной взаимовыручки, сотрудничества, основанного не только на прагматичном, но и на нравственном начале, было бы неоправданно.


Статья 691. Предоставление вещи в безвозмездное пользование


Комментарий к статье 691


1. Истребование ссудополучателем не переданных ссудодателем принадлежностей имущества, являющегося предметом договора ссуды, - это единственное требование о реальном исполнении обязательства, которое может быть заявлено ссудополучателем, да и то лишь в том случае, когда договор в основной своей части ссудодателем исполнен (см. комментарий к ст. 692 ГК).