ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5349
Скачиваний: 4
4. Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом (т.е. с согласия), так и без акцепта плательщика - в случаях, предусмотренных законодательством (см. п. 2 ст. 854 и коммент. к нему).
Положение о безналичных расчетах отказалось от императивного регулирования продолжительности срока для акцепта платежных требований. Пунктом 10.1 ч. I Положения предусмотрено, что срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. Однако он не может быть менее 5 рабочих дней. При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле "Срок для акцепта" указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считаются 5 рабочих дней.
5. Банк не связан условиями основного договора между плательщиком и получателем средств, поскольку они не являются его стороной. Поэтому, если в основном договоре будет указана одна продолжительность срока для акцепта платежных требований (или такое условие будет отсутствовать), а в платежном требовании - другая, банки должны руководствоваться только данными полученных ими расчетных документов. При этом не имеет значения, были ли они осведомлены о содержании основного договора.
6. В соответствии с п. п. 10.2, 10.3 ч. I Положения о безналичных расчетах на всех экземплярах принятых исполняющим банком платежных требований должна быть проставлена дата, по наступлении которой истекает срок акцепта платежного требования. При исчислении срока платежа в расчет берутся рабочие дни. День поступления в банк платежного требования в расчет указанной даты не принимается. До получения акцепта плательщика либо наступления срока платежа платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету N 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" (картотека N 1).
Учитывая ошибки прежнего нормативного регулирования расчетов платежными требованиями, Положение о безналичных расчетах возложило на банк обязанность по уведомлению плательщика о поступлении к его счету платежного требования. В соответствии с п. 10.2 ч. I Положения о безналичных расчетах плательщик уведомляется путем вручения ему соответствующего экземпляра поступившего платежного требования. Раньше банки несли аналогичную обязанность при расчетах платежными требованиями-поручениями, что вызывало у них многочисленные трудности и жалобы. В большинстве случаев основная сложность заключалась в невозможности разыскать клиента, к счету которого предъявлено требование, чтобы вручить ему расчетный документ.
Пункт 10.2 ч. I Положения о безналичных расчетах позволяет банкам формализовать исполнение указанной обязанности. Он предусматривает, что передача платежных требований плательщику осуществляется исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета. Это правило дает банку возможность предусмотреть в разработанном им формуляре указанного договора любую процедуру, выполнение которой позволит считать расчетные документы переданными. При этом нежелательно предусматривать, что платежные требования подлежат направлению по почте. Срок почтового пробега может значительно превысить срок акцепта, что в дальнейшем вызовет ненужные споры.
7. Пунктом 10.10 ч. I Положения о безналичных расчетах установлен предварительный положительный акцепт платежных требований. Предварительный акцепт предполагает, что согласие на платеж должно быть получено банком до списания средств со счета плательщика. Положительный акцепт выражается в положительных действиях плательщика, который должен представить в банк заявление на акцепт. В соответствии с п. 10.4 ч. I Положения плательщик может предоставить исполняющему банку в договоре банковского счета право оплачивать платежные требования, предъявляемые к его счету любыми или указанными плательщиком кредиторами, при неполучении от плательщика документа об акцепте или отказе от акцепта (полном или частичном) платежного требования в течение срока, установленного для акцепта.
8. Плательщик вправе отказаться от акцепта платежных требований также путем предъявления в банк заявления об отказе от акцепта по установленной форме по основаниям, предусмотренным в договоре, с обязательной ссылкой на его пункт и указанием мотива отказа (п. п. 10.5 и 10.6 ч. I Положения о безналичных расчетах). В связи с указанным правилом возник вопрос, вправе ли клиент в письменном виде отказаться от оплаты платежного требования, ранее им акцептованного, если деньги со счета еще не списаны. Согласие клиента на списание средств с принадлежащего ему счета является односторонней сделкой, порождающей для обслуживающего банка обязанность списать средства и направить их получателю. Следовательно, для изменения или отмены этой сделки достаточно волеизъявления совершившего ее лица. Поэтому до тех пор, пока сумма платежного требования еще не списана с корсчета банка плательщика, плательщик вправе отменить свой акцепт.
9. Унифицированные правила по инкассо предусматривают возможность инкассирования банками финансовых или коммерческих документов. При этом под финансовыми документами понимаются переводные векселя, простые векселя, чеки, платежные расписки или т.п. документы, используемые для получения платежа деньгами. Термин "коммерческие документы" означает счета-фактуры, отгрузочные документы, документы о праве собственности или т.п. документы или какие-либо документы, не являющиеся финансовыми документами.
В практике российских кредитных организаций ни коммерческие, ни финансовые документы практически не инкассируются. Например, векселя не инкассируются банками из-за неприспособленности законодательства о расчетах к выполнению указанной операции, особенности которой требуют специального правового регулирования. Исключение составляют случаи, когда к платежным требованиям различных энергоснабжающих и прочих организаций прилагаются документы, содержащие показания соответствующих измерительных приборов. Их можно было бы рассматривать в качестве счета.
Вместе с тем норма, которая должна определять обязанности исполняющего банка при инкассо финансовых и коммерческих документов (долговые документы), существует - это п. 3 комментируемой статьи.
В этом случае исполняющий банк должен предъявить долговые документы плательщику в срок, установленный ими для исполнения соответствующего денежного обязательства. Поэтому совершенно необходимо, чтобы они поступили в исполняющий банк заблаговременно. В противном случае последний не может нести ответственность за несвоевременное предъявление долговых документов обязанному лицу.
Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен представить их к платежу немедленно по получении. Если же документы подлежат оплате в иной срок, он должен представить их к акцепту немедленно, а к платежу - в день срока исполнения соответствующего денежного обязательства, обозначенного в самом документе.
Срок для предъявления к акцепту или платежу простого или переводного векселя исчисляется по правилам, установленным ст. ст. 21 - 23, 34 - 37, 72 - 74 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341 (Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР, 1937, N 52, ст. 221), и субсидиарно - ст. ст. 190 - 194 ГК в части, не противоречащей Положению. При исчислении срока по другим денежным обязательствам следует руководствоваться ст. ст. 190 - 194 ГК.
10. Акцептованные платежные требования, а также расчетные документы, оплачиваемые без согласия плательщика, должны быть списаны и перечислены получателю в сроки, установленные ст. 849 ГК. Этот срок должен исчисляться начиная со дня получения банком письма плательщика о согласии на платеж.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека N 2) с указанием даты помещения в картотеку.
11. Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.
В соответствии с п. 8.10 ч. I Положения о безналичных расчетах допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке N 2.
Право обязанного лица производить частичные выплаты по векселю предусмотрено ст. 39 Положения о переводном и простом векселе.
12. Суммы, списанные им со счета плательщика (инкассированные суммы), исполняющий банк обязан немедленно перечислить в распоряжение банка-эмитента. Это означает, что исполняющий банк должен либо зачислить эти средства на корсчет банка-эмитента (при наличии прямых корреспондентских отношений), либо дать поручение ЦБР о переводе платежа на корсчет банка-эмитента в расчетно-кассовый центр (РКЦ) для зачисления его на счет получателя. В этом случае ЦБР привлекается к выполнению операции по переводу денежных средств на основании ст. 313 ГК.
Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных им сумм причитающееся ему вознаграждение, возмещение издержек и расходов, если иной порядок указанных выплат не установлен договором или банковскими правилами. При наличии прямых корреспондентских отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком они вправе по-иному решить вопрос о совершении рассматриваемых платежей. Например, они могут списываться исполняющим банком с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке.
Действующее законодательство не содержит механизма реализации этой нормы при отсутствии между банком-эмитентом и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. Кроме того, возникает проблема определения размера вознаграждения исполняющего банка. Ее можно решить, руководствуясь п. 3 ст. 424 ГК.
Статья 876. Извещение о проведенных операциях
Комментарий к статье 876
1. Пункт 1 статьи обязывает исполняющий банк уведомить банк-эмитент, если платеж и (или) акцепт им не были получены, с указанием конкретных причин.
В соответствии с п. 8.9 ч. I Положения о безналичных расчетах исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку N 2, направив извещение о постановке в картотеку установленной формы. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку.
Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.
Пунктом 8.12 ч. I Положения о безналичных расчетах предусмотрено, что при неполучении платежа по платежному требованию, инкассовому поручению либо извещения о постановке в картотеку банк-эмитент может по просьбе получателя (взыскателя) средств направить в исполняющий банк запрос в произвольной форме о причине неоплаты указанных расчетных документов не позже рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего документа от получателя средств (взыскателя), если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.
2. В соответствии с комментируемой статьей банк-эмитент должен запросить клиента относительно дальнейших действий, если известно, что акцепт и (или) платеж не были получены. При неполучении таких указаний в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.
Действующими банковскими правилами такой срок не установлен, поэтому речь может идти только о разумном сроке.
Дальнейшие указания клиента могут касаться, например, совершения протеста переводного или простого векселя в неплатеже или неакцепте. Следует помнить, что по общему правилу банк, действующий на основании препоручительного (инкассового) индоссамента, не обязан совершать протест векселя, если эта обязанность прямо не предусмотрена инкассовым поручением. Поэтому, учитывая, что законодательство устанавливает довольно краткие сроки для совершения протеста векселя в неплатеже, такие указания следует давать банку одновременно с передачей векселя на инкассо.
3. На практике возник вопрос, как сочетается правило комментируемой статьи с п. 2 ст. 6 Закона об исполнительном производстве.
Дело в том, что в соответствии с п. 2 комментируемой статьи исполняющий банк вправе вернуть расчетные документы взыскателю только при неполучении от него ответа в разумный срок. Между тем действующее Положение о безналичных расчетах не содержит механизма реализации этого права. Поэтому на практике неисполненные исполнительные документы помещаются в картотеку N 2 и находятся там неопределенно долго.
С другой стороны, в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона об исполнительном производстве на банки возложена обязанность в 3-дневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнить содержащееся в этом документе требование о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
Хотя в Законе об исполнительном производстве нет прямого указания на необходимость возврата исполнительного документа взыскателю после проставления на нем указанной отметки, но такой вывод логично вытекает из п. 2 ст. 6 Закона: нет смысла ставить отметку об отсутствии средств именно в 3-дневный срок, если он не должен возвращаться взыскателю.
Представляется, что при отсутствии средств на счете плательщика банк обязан поместить исполнительный документ в картотеку N 2, направив соответствующее извещение банку-эмитенту. Через 3 дня после этого исполняющий банк должен сделать на нем отметку об отсутствии средств на счете и снова поместить его в картотеку N 2, ожидая ответа от банка-эмитента (взыскателя). При неполучении ответа в разумный срок банк получает право вернуть исполнительный документ банку-эмитенту (взыскателю). Однако на практике это право практически всегда остается нереализованным, и возврат исполнительного документа из картотеки N 2 осуществляется только в случае его отзыва взыскателем, особенно когда им является орган, выполняющий властные функции.
§ 5. Расчеты чеками
Статья 877. Общие положения о расчетах чеками
Комментарий к статье 877
1. До введения в действие части второй ГК расчеты чеками регулировались в основном Положением о чеках, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 13.02.92 N 2349-1 (Ведомости РФ, 1992, N 24, ст. 1283) (далее - Положение о чеках). Согласно Вводному закону (ч. 3 ст. 2) Положение о чеках утратило силу. ГК, подробно регулируя расчеты чеками, ставит задачу приблизить российское законодательство к положениям Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о чеках (Женева, 1931) (пер. на рус. яз. в кн.: Международные документы по внешнеэкономической деятельности. Справочник предпринимателя. Серия 1. М., 1993. С. 111 - 124).