ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4589
Скачиваний: 1
Так, в ряде случаев Правила, регулирующие отдельные разновидности личного страхования, разработанные страховщиками, определяют возрастные границы страхователя (застрахованного): "не моложе 16 и не старше 75 лет"; учитывают состояние здоровья гражданина (не принимая на страхование инвалидов 1 группы и лиц, страдающих определенными заболеваниями). Однако эти обстоятельства следует рассматривать как объективные причины отсутствия возможности у коммерческой организации предоставить страховую услугу, так как они связаны с повышенной опасностью наступления страхового случая. Не случайно, п. 2 ст. 945 ГК предусматривает право страховщика при заключении договора личного страхования провести медицинское обследование гражданина для оценки фактического состояния его здоровья.
Общее правило публичного договора об установлении одинаковой для всех потребителей цены услуги, кроме случаев, когда законом и иными правовыми актами допустимы исключения, имеет в страховании особенность, связанную с необходимостью учета при определении размера страховой премии (платы) таких факторов, как объект страхования и степень страхового риска. С учетом этого одинаковая цена страховой услуги применима по отношению к лицам с одинаковым возрастом, состоянием здоровья и другими условиями, которые влияют на определение степени страхового риска, а сама система определения страховой премии не противоречит запрету отдавать предпочтение одному лицу перед другим.
3. Комментируемая статья устанавливает в п. 2 императивную норму, согласно которой право получения страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор страхования. Данной статьей предусмотрено также право страхователя назначать любое лицо в качестве выгодоприобретателя на случай своей смерти. В отношении страховой суммы, которая причитается выгодоприобретателю, установлен специальный режим: она не входит в состав наследственного имущества страхователя. Таким образом, исключается конкуренция в правах выгодоприобретателя и наследников, которые могут претендовать на получение страховой суммы, только если выгодоприобретатель не назван в договоре.
Новеллой действующего законодательства является установление специального основания для признания договора личного страхования недействительным, как оспоримой сделки при нарушении предусмотренного в законе условия о назначении выгодоприобретателя. Такое возможно при отсутствии письменного согласия застрахованного лица на заключение договора в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя. Договор может быть признан недействительным по иску самого застрахованного лица, а в случае его смерти - по иску наследников в соответствии с нормами об исковой давности.
Необходимо отметить, что согласно п. 6 ст. 10 Закона о страховании при личном страховании выплата (страховая сумма) производится страхователю или лицу, имеющим право на получение страховой выплаты (страховой суммы) по договору страхования независимо от сумм, причитающихся им по другим договорам страхования, а также по обязательному социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.
При страховании жизни страховщик в дополнение к страховой сумме может выплачивать часть инвестиционного дохода.
Статья 935. Обязательное страхование
Комментарий к статье 935
1. Обязательным признается страхование, возлагаемое законом на указанных в нем лиц и на определяемых им условиях, в том числе в отношении подлежащих страхованию рисков и минимального размера страховых сумм. Исключение сделано в отношении имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, порядок страхования которого может устанавливаться не только законом, но и в установленном им порядке.
Обязательное страхование проводится для защиты общественно значимых интересов и представляет собой одну из форм социально-правовой охраны имущественных интересов граждан, а также других публичных интересов.
Обязанность гражданина страховать собственную жизнь или здоровье не может быть возложена на него законом.
В настоящее время действует несколько специальных законов, посвященных регулированию страховых отношений по обязательному страхованию, а также целый ряд федеральных законов, касающихся правового статуса отдельных категорий лиц. В последних есть нормы, предусматривающие в качестве меры социальной защиты обязательное государственное или осуществляемое за счет других источников обязательное страхование жизни, здоровья и имущества лиц, профессиональная деятельность которых наиболее подвержена риску причинения вреда; в их числе космонавты, работники ядерных установок, члены экипажа воздушного судна, доноры и др. Обязательному страхованию от несчастных случаев подлежат пассажиры транспортных средств общего пользования как источников повышенной опасности. Обязательное личное страхование предусмотрено Федеральным законом от 28 марта 1998 г. "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" за счет бюджетных средств; Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" - за счет бюджетных средств; ст. 19 Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" - за счет средств соответствующего предприятия; Законом РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" установлено обязательное государственное личное страхование врачей-психиатров и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи; Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено обязательное государственное личное страхование судей; Федеральным законом от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" установлено обязательное государственное личное страхование всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки; ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" - обязательное государственное личное страхование и др.
Действующее законодательство предусматривает и обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам. Так, ст. 18 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 10. Ст. 357) устанавливает, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны заключить договоры страхования своей деятельности на сумму не менее 100-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда. Согласно п. 4 ст. 140 Таможенного кодекса РФ условием включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) является наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договора с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. рублей.
2. В случаях, когда обязанность страхователя не возникает из закона, а основана на договоре, в том числе обязанность страхования по договору с владельцем имущества, как, например, в отношении ценностей, временно вывозимых государственными и муниципальными музеями, библиотеками или иными государственными хранилищами согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей", или на учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным в смысле комментируемой статьи и не влечет последствий, предусмотренных ст. 937 ГК.
Статья 936. Осуществление обязательного страхования
Комментарий к статье 936
(См. комментарии к ст. 935 - 937 ГК).
Статья 937. Последствия нарушения правил об обязательном страховании
Комментарий к статье 937
Нормы ст. 936 - 937 ГК направлены на защиту прав лиц, в отношении которых должно быть осуществлено обязательное страхование, и предусматривают санкции за невыполнение возложенных обязанностей. Пунктом 1 ст. 937 регулируются отношения, складывающиеся до наступления страхового события, относящегося к страховым случаям. А именно: если гражданин, жизнь и здоровье которого подлежат обязательной страховой охране, узнает, что договор страхования в его пользу не заключен, он имеет право требовать в судебном порядке заключения такого договора.
Иные правовые последствия установлены для отношений, когда страховой случай уже произошел, а лицо, на которое возложена обязанность заключать договор обязательного страхования, его вообще не заключило или заключило на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом. В этом случае указанное лицо (а не страховщик) несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было бы быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании (п. 2 ст. 937 ГК). Кроме того, поскольку согласно п. 3 ст. 937 денежная сумма (страховая премия), которую лицо, на которое возложена обязанность заключать договор, не уплатило (сберегло), является неосновательным сбережением, а потому может быть взыскана с обязанного лица по иску органов государственного надзора в доход РФ с начислением соответствующих процентов (ст. 395 ГК).
Статья 938. Страховщик
Комментарий к статье 938
Требования, которым должны соответствовать страховые организации, и порядок их лицензирования в настоящее время определяет Закон о страховании. Как и ГК, Закон устанавливает, что страховщиками могут быть только юридические лица, т.е. ни физическое лицо, ни гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, в качестве страховщика выступать не могут. Итак, страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом о страховании порядке.
Законодательно (п. 1, 2 ст. 6 Закона) установлена сфера деятельности страховщиков: они оценивают страховой риск, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия; установлена также их специализация. Страховые организации вправе осуществлять или только страхование объектов личного страхования (п. 1 ст. 4 Закона), или только страхование объектов имущественного страхования, а также причинение вреда жизни, здоровью граждан и медицинское страхование.
Важной новеллой является регулирование отношений, связанных с участием на российском страховом рынке иностранных страховщиков, которыми в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона считаются, во-первых, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), и, во-вторых, имеющие долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49%.
Иностранные страховщики вправе заниматься страховой деятельностью на территории России. Однако есть ряд особенностей в их правовом положении: они не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с поставками или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.
Иностранными инвесторами признаются иностранные организации, имеющие право осуществлять в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ, инвестиции на территории РФ в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ.
Если размер (квота) иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу иностранным страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности. Указанный размер (квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций. Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов (их дочерних обществ). Иностранные инвесторы оплачивают принадлежащие им акции (доли в уставных капиталах) исключительно в денежной форме в валюте РФ. Единоличным исполнительным органом и главным бухгалтером организации с иностранными инвестициями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ.
В ст. 6 Закона предусмотрено также, что иностранная страховая компания (в смысле, установленном данным Законом) имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ. Иностранные страховщики вправе открывать свои филиалы на территории РФ, участвовать в дочерних страховых организациях при получении на то предварительного разрешения органа страхового надзора, в котором может быть отказано, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях, действующих на страховом рынке России.
Согласно комментируемой статье в качестве страховщика могут выступать юридические лица, получившие лицензию. Лицензирование страховой деятельности регулируется ст. 32 Закона о страховании и Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации 1994 г. и проводится Федеральной службой страхового надзора, находящейся в ведении Министерства финансов РФ.
Для получения лицензии на осуществление добровольного или обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы: 1) заявление о предоставлении лицензии; 2) учредительные документы; 3) документ о государственной регистрации в качестве юридического лица; 4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа; 5) сведения о составе акционеров (участников); 6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере; 7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела; аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит; 8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре); 9) сведения о страховом актуарии; 10) правила страхования по видам страхования с приложением образцов используемых документов; 11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок; 12) положение о формировании страховых резервов; 13) экономическое обоснование видов страхования.
Для получения лицензии на перестрахование не требуется предоставления сведений о страховом актуарии, правил страхования, за исключением образцов документов, используемых при перестраховании, и расчетов страховых тарифов. Документы, указанные в пп. 2, 3, 6, и 7 (в части документов о государственной регистрации), представляются в виде нотариально заверенных копий.