ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4578
Скачиваний: 1
К суброгационным требованиям, которые страховщик, выплативший страховое возмещение страхователю, имеет к лицу, ответственному за причиненные убытки, должен применяться общий срок исковой давности, поскольку отношения, возникающие между страхователем и причинителем вреда, имеют другую юридическую природу (деликтные правоотношения).
Статья 967. Перестрахование
Комментарий к статье 967
1. Перестрахование как термин и институт впервые упоминается в Законе о страховании (ст. 13). В условиях государственной монополии на страхование не было объективных причин для подобного института, и только с переходом к рыночной экономике и появлением частных страховых компаний возникла такая потребность. В действующей редакции ст. 13 указанного Закона перестрахование определяется как деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате. В ст. 967 акцент делается на предпринимательском характере перестрахования.
Сущность перестрахования состоит в том, что страховщик (перестрахователь) за установленную плату, в обеспечение своего обязательства перед страхователем передает свой риск или его часть другому страховщику (перестраховщику) на основании заключенного с ним особого договора перестрахования. Таким образом, перестрахование представляет собой способ перераспределения, разложения страхового риска. Страховщику предоставляется возможность заключить не один, а несколько договоров перестрахования с разными перестраховщиками. Допустимо, как предусмотрено п. 4 ст. 967, последовательное заключение двух или нескольких договоров перестрахования, каждый из которых является самостоятельным.
Особенность договора перестрахования - его субъектный состав: в качестве участников могут выступать только страховые организации, имеющие статус юридического лица и лицензию на осуществление перестрахования (п. 1 ст. 32 Закона о страховании). Своеобразие юридической природы договора страхования состоит также в том, что он порождает права и обязанности лишь у его сторон - перестрахователя (страховщика, передающего страховой риск) и перестраховщика (страховщика, принимающего риск). При этом не утрачивается, сохраняется правовая связь между страховщиком и страхователем. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что при перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору за выплату страхового возмещения (страховой суммы) остается страховщик по этому договору.
2. Довольно сложным и спорным на практике и в научной литературе является вопрос о том, какое именно событие может квалифицироваться в качестве страхового случая в договоре перестрахования. Если в основном договоре предусмотрено несколько различных страховых случаев, то в перестраховочном договоре страховой случай, как правило, один и касается иного события, чем то, которое признается страховым случаем в основном договоре. Иными словами, страховой случай в перестраховании - сам факт наступления указанного в основном договоре страхового случая (повреждение имущества, смерть застрахованного и т.п.) или факт выплаты страховщиком в основном договоре страхового возмещения (страховой суммы) в результате наступления страхового случая. Последняя точка зрения отражена в арбитражной практике. Президиум ВАС РФ указал, в частности, что при отсутствии в договоре перестрахования соглашения об ином, страховым случаем по договору перестрахования является факт выплаты перестрахователем страхового возмещения по основному договору.
Страховщик обратился в арбитражный суд с иском к перестраховщику о выплате возмещения в соответствии с договором страхования. По мнению истца, страховой случай по договору перестрахования возник в момент наступления страхового случая по основному договору страхования. Страховым случаем являлось повреждение имущества в период действия основного договора страхования; сумма ущерба определена надлежащим образом и выплачена страхователю, в связи с чем у перестраховщика отсутствуют основания для отказа в выплате. Перестраховщик ссылался на то, что страховое возмещение по основному договору страхования выплачено за пределами срока действия договора перестрахования, и потому страховой случай по последнему договору не наступил.
Суд отказал в иске, правомерно руководствуясь следующим. В силу п. 1 и 2 ст. 967 ГК по договору перестрахования страховщик страхует риск выплаты страхового возмещения по договору страхования. Если договором перестрахования не предусмотрено иное, к договору применяются правила о договоре страхования предпринимательского риска. Следовательно, страховым случаем по договору перестрахования является факт выплаты страховщиком страхового возмещения по основному договору страхования, если иное не предусмотрено договором перестрахования. Названный случай должен иметь место в период действия договора перестрахования.
В рассматриваемом деле договор перестрахования был заключен таким образом, что срок его действия совпадал по времени со сроком действия договора страхования. Страховой случай по договору страхования в виде повреждения имущества наступил до истечения срока действия указанных договоров. Однако страховой случай по договору перестрахования в виде выплаты страхового возмещения произошел после окончания срока действия договора перестрахования. Стороны не предусмотрели ни возможность продления срока действия договора перестрахования для подобных ситуаций, ни иной момент наступления страхового случая по договору перестрахования. В связи с этим страховщик, выплативший страховое возмещение за пределами срока действия договора страхования, лишился возможности требовать возмещения от перестраховщика (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 ноября 2003 г. N 75, п. 22).
Однако и сам по себе факт выплаты страхового возмещения по основному договору не является безусловным основанием возникновения договорной обязанности перестраховщика. Во всяком случае, он вправе оспаривать как сам факт наступления страхового случая по основному договору, так и размер признанных страховщиком убытков.
3. Договоры перестрахования с учетом особенностей передачи страховых рисков делятся на факультативные (необязательные) и облигаторные (обязательные). В первом случае договор заключается в добровольном порядке, на основе согласования условий между перестрахователем и перестраховщиком. Во втором - страховщик (перестрахователь) обязан на основании ранее заключенного договора передавать обусловленные доли рисков, принимаемых им на страхование, в установленный период времени перестраховщику, который обязан их принимать. Применяются в страховой практике и факультативно-облигаторные договоры перестрахования.
По условиям передачи риска перестраховочные договоры делятся на пропорциональные (квотные и эксцедентные), в которых доли участия перестраховщиков в риске определены заранее, и непропорциональные, в которых участие перестраховщика в страховом риске зависит от результатов работы страховщика в оговоренный период.
4. Согласно ст. 967 к договору перестрахования диспозитивно применяются правила гл. 48 ГК, регулирующие страхование предпринимательского риска, поэтому стороны вправе предусмотреть и согласовать иные, отличающиеся от указанных правил условия перестраховочного договора.
Статья 968. Взаимное страхование
Комментарий к статье 968
Общество взаимного страхования - организация, которую вправе создавать граждане и юридические лица для страховой защиты своих имущественных интересов на взаимной основе путем объединения для этого своих средств. Общества взаимного страхования осуществляют страхование своих членов. Взаимность заключается в том, что страховые взносы собираются среди определенного круга лиц - членов общества - и предназначены для выплаты им же возмещения при наступлении страхового случая, а также в том, что страхователи и страховщики соединены в одном лице. Общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями; уплачиваемые страховые взносы расходуются только на страховые выплаты при наступлении страхового случая, а возможный доход от этой деятельности направляется на укрупнение страхового (резервного) фонда и не распределяется между участниками; при недостаточности у общества (страховщика) средств для выплаты страхового возмещения потерпевшему возможно привлечение дополнительных средств членов общества.
Общества взаимного страхования существовали еще в Древнем Риме, весьма распространены во многих странах с развитой рыночной экономикой в различных сферах коммерческой деятельности, чаще всего в виде клубов морского страхования. Широко и активно такая форма страхования применялась в дореволюционной России. Однако в настоящее время роль обществ взаимного страхования на отечественном страховом рынке весьма незначительна, что в немалой степени объясняется отсутствием надлежащей нормативно-правовой базы: ни соответствующего постановления Правительства, как это предписывалось ранее, ни специального закона о взаимном страховании, который должен регулировать особенности правового положения таких обществ и возможность осуществления ими обязательного страхования и который упоминается в комментируемой статье, до сих пор не принято, хотя в п. 1 ст. 32 Закона о страховании установлена необходимость получения лицензии на взаимное страхование.
Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов участников осуществляется непосредственно на основании членства, хотя не исключается и договорный характер, если это предусмотрено учредительными документами общества или установленными им правилами страхования.
Целесообразность п. 5 ст. 968, регулирующей взаимное страхование в его традиционном, общепринятом в мировой практике понимании, с присущими только ему чертами, отличными от коммерческого страхования, вызывает большие сомнения. Возможность страховать в качестве страховщика интересы лиц, не являющихся членами общества, создание его в форме коммерческой организации, осуществление деятельности на основании договоров и др., как это предусмотрено в ст. 968 ГК, по существу означает реорганизацию общества взаимного страхования в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных для коммерческих организаций.
Статья 969. Обязательное государственное страхование
Комментарий к статье 969
Данная статья устанавливает обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих как одну из форм их социальной защиты.
Нельзя не обратить внимания на следующие обстоятельства. Во-первых, ст. 969 ГК называется "Обязательное государственное страхование", а регулирует соответствующее страхование только государственных служащих. Определение государственного служащего дается в ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990), согласно которому государственным служащим признается гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности, связанной с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией РФ (п. 1 ст. 1), внесенных в Реестр государственных должностей в РФ. Во-вторых, в ней говорится "о государственных служащих определенных категорий", без уточнения каких именно, в то время как ст. 15 указанного Закона предусматривает обязательное государственное страхование всех государственных служащих. И в-третьих, обязательное государственное страхование, о котором идет речь, осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых в установленном порядке, регулируемом нормами бюджетного и финансового права.
Однако в настоящее время за счет бюджетных средств проводится обязательное страхование, также именуемое государственным, жизни, здоровья и имущества военнослужащих, работников прокуратуры, судей и других лиц, которые не относятся к категории государственных служащих по определению Закона о государственной гражданской службе, хотя и трудятся в государственных организациях.
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов, ряд которых приведен в комментарии к ст. 927, и иных правовых актов, указанных в законе, государственными страховыми организациями либо на основании договоров, заключаемых между страхователями и страховщиками.
Статья 970. Применение общих правил о страховании к специальным видам страхования
Комментарий к статье 970
В данной статье перечислены пять специальных видов страхования, степень урегулированности которых весьма различна. Кроме страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, которое предусмотрено Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. N 282 "О создании Международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков" (САПП РФ. 1993. N 10. Ст. 853), в отношении других специальных видов страхования, перечисленных в статье, приняты и действуют: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г. (гл. XV "Договор морского страхования", ст. 246 - 283); Закон о медицинском страховании граждан, Закон о страховании вкладов физических лиц, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Глава 49. ПОРУЧЕНИЕ
Статья 971. Договор поручения
Комментарий к статье 971
1. Предмет договора поручения - оказание юридических услуг.
В отличие от подряда, суть поручения составляет не результат деятельности поверенного, а саму деятельность, оказание услуг. Риск недостижения положительного результата - вещественного или невещественного, - к которому стремится доверитель, лежит на самом доверителе, а не на поверенном. Поверенный отвечает лишь за надлежащее исполнение поручения, но не за достижение определенного результата.
Как и в других договорах об оказании услуг, исполнитель обладает определенными качествами, в которых нуждается другая сторона, в данном случае - доверитель. Имеются в виду такие качества, как знания и навыки в определенной сфере деятельности. В ряде случаев наличие соответствующей квалификации имеет формальное выражение в виде членства исполнителя в профессиональных организациях, наличие лицензии на право заниматься определенной деятельностью и т.д.
Нередко договор поручения называется договором о представительстве. Имеется в виду, что поверенный, совершая сделки от имени доверителя, выступает как его представитель. Исполнение договора поручения тесно связано с нормами о представительстве.
Необходимо, однако, проводить между ними различие. Во-первых, поручением охватывается совершение не только сделок, но и иных юридических действий, например представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Поверенный может также передавать или получать извещения, поскольку такие действия влекут юридические последствия, т.е. являются действиями юридическими, участвовать в составлении различных актов и т.д.
Во-вторых, представительство возникает не только в силу поручения, но и по иным основаниям - в частности, в силу трудовых, семейных отношений. Поэтому не всегда при совершении сделок или иных юридических действий представителем он является поверенным.