ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4574
Скачиваний: 1
Наконец, поручение может существовать какое-то время и без отношений представительства. Например, если заключен договор поручения, но поверенный еще не наделен полномочием, то он связан поручением (это выражается, например, в том, что он не вправе в этот период совершать действия, направленные против интересов доверителя, не отказавшись от поручения), но еще не может совершать юридические действия от имени доверителя. И напротив, могут существовать отношения представительства, возникшие на основании поручения, уже после прекращения поручения, например, после отзыва доверенности и тем самым - прекращения поручения, но до того момента, когда поверенный узнал об отзыве доверенности.
Предмет поручения - совершение поверенным одной или нескольких сделок или иных юридических действий от имени доверителя. Однако то, что поверенный не совершил сделок или иных действий, само по себе не означает, что поручение не исполнено. В определенных случаях поверенный обязан воздержаться от действий, если это отвечает интересам доверителя. Например, если в ходе переговоров с контрагентом (третьим лицом) выясняется, что выдвигаемые им условия невыгодны, то поверенный вправе и должен отказаться от заключения договора. Этот вывод не противоречит положению ст. 779 ГК в том смысле, что предметом услуг могут быть только действия, а не воздержание от действий. Дело в том, что воздержание поверенного от заключения договора или совершения иного юридического действия - следствие его активного поведения, состоящего в ознакомлении с документами, осмотре зданий или иных объектов, переговорах, поездках и т.д., в результате которого он и совершает или не совершает определенное юридическое действие.
Поэтому принято считать, что поручением охватываются не только юридические, но и связанные с ними фактические действия.
2. Указание в комментируемой статье на то, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя, не означает, что для этого достаточно договора поручения. Возникновение прав и обязанностей по сделкам, совершенным поверенным от имени доверителя, возможно лишь постольку, поскольку между сторонами договора поручения установились отношения представительства. Сам по себе договор поручения не создает представительства и не порождает полномочия представителя у поверенного. Полномочие возникает из доверенности - акта уполномочия.
Поскольку доверенность - односторонняя сделка, она не нуждается в принятии поверенным. Полномочие возникает с момента выдачи доверенности, например, путем отправки ее непосредственно третьему лицу. Поручение же возникает с того момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора. В то же время принятие поверенным доверенности, предъявление ее третьим лицам обычно свидетельствует о том, что договор поручения заключен.
Доверенность, имеющуюся у поверенного (представителя), можно рассматривать как доказательство наличия поручения между представляемым и представителем, но доверенность не тождественна договору поручения. По содержанию доверенность не позволяет узнать ряд условий поручения, в частности, об оплате услуг поверенного и вообще о возмездности договора, об указаниях, данных поверенному доверителем, о сроке поручения.
В течение действия договора поручения в рамках данного поручения могут выдаваться различные доверенности, с разным объемом полномочий. Например, если заключен договор поручения на продажу жилого помещения, то наряду с доверенностью на заключение договора купли-продажи может быть выдана доверенность на получение оплаты по договору.
С точки зрения формы договор поручения подчиняется общим правилам о форме сделки.
3. В договоре поручения могут быть несколько доверителей, как и несколько поверенных. При этом поверенные могут выступать как солидарно, так и совместно. Солидарное выступление, в частности, имеет место, когда поручение предполагает одновременное участие всех поверенных (представителей) в совершении юридического действия. Это бывает необходимым, например, когда личные качества поверенных взаимно дополняются.
Совместное представительство означает, что нескольким поверенным дано аналогичное поручение, причем они могут действовать независимо друг от друга. Например, нескольким лицам поручено продать один и тот же объект недвижимости. В этом случае каждый из договоров купли-продажи, если он будет заключен на основании выданной каждому доверенности, будет действительным, но исполнен будет лишь один договор. В рамках других договоров доверитель будет нести ответственность за убытки.
Понятно, что совместное представительство чревато юридическим конфликтом. В случае умышленных действий, направленных против стороны в сделке, заключаемых поверенным, действующим совместно с иными представителями, возможна повышенная ответственность, в том числе односторонняя реституция (ст. 179 ГК).
4. Предметом поручения могут быть только правомерные действия.
В том случае, когда поверенный вводит в заблуждение контрагента (третье лицо), обманывает его, - применяет по отношению к нему насилие или угрозы, то поскольку эти действия содержат состав правонарушения, в том числе уголовного преступления, соответствующую ответственность несет поверенный. Доверитель может отвечать совместно с ним не потому, что стороны связаны договором поручения - договор, в силу которого даются указания на обман, насилие и т.п. действия, является ничтожным, - а только вследствие соучастия. В то же время сделки поверенного с применением насилия, угроз, обмана и т.д., если они будут оспорены третьим лицом по основаниям ст. 179 ГК либо по иным основаниям, указанным в § 2 гл. 9 ГК, влекут последствия недействительности сделок, указанные в ст. 167, 178, 179 и других нормах § 2 гл. 9 ГК, непосредственно для доверителя. В то же время применение к доверителю реституции или иных последствий недействительности сделки поверенного не лишает доверителя права привлечь поверенного к ответственности за ненадлежащее исполнение поручения. Более того, признание недействительной сделки, на совершение которой была дана доверенность и заключенной поверенным в силу данного ему полномочия, само по себе создает презумпцию ненадлежащего исполнения им поручения.
Свое имущество, оказавшееся у поверенного, третье лицо может истребовать только вещными исками (см. гл. 20 ГК), так как не находится с поверенным в обязательственных отношениях ни в случае действительности договора поручения, ни в случае его недействительности.
5. Договоры, заключаемые между адвокатами и доверителями, не тождественны договору поручения. Эти договоры в целом имеют природу гражданско-правовых договоров, регулируемых нормами ГК, в том числе нормами о договоре поручения. Однако договоры, заключаемые с адвокатами, обладают рядом особенностей в связи с тем, что адвокаты выполняют важные публичные функции в сфере правосудия и в иных сферах. Соглашения между адвокатами и доверителями регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", нормами гражданского, уголовного и административного процессуального законодательства, а в той части, в которой они не урегулированы специальными законами, применяются нормы ГК РФ. Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" признал нормативное значение за Кодексом профессиональной этики адвокатов, детально регулирующим отношения адвоката с клиентом.
Адвокат как сторона в договоре поручения в любом случае не может рассматриваться в качестве предпринимателя, и к договору с адвокатом неприменимы нормы ГК, которые вводят специальные правила для предпринимателей.
6. Поручение отличается от иных договоров о посредничестве по тому признаку, что поверенный действует от имени доверителя. Если, выполняя указания принципала, агент выступает хотя бы и за счет и в интересах принципала, но от своего имени, то сам становится стороной в заключенных им договорах, и в этом случае отношения агента и принципала не являются договором поручения.
7. Если в договоре поручения не указан его срок, то договор тем не менее считается заключенным. Договор будет действовать, пока не будет прекращен надлежащим исполнением, односторонним или двусторонним волеизъявлением сторон либо по иным основаниям.
Статья 972. Вознаграждение поверенного
Комментарий к статье 972
1. Поручение предполагается возмездным, если в договоре участвует сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность. Однако допускается и безвозмездное поручение. На это должно быть прямо указано в договоре.
Если в договоре поручения не участвуют лица-предприниматели, то договор предполагается безвозмездным, что было присуще и классическому договору поручения. Из закона, иных правовых актов или из договора может вытекать возмездность поручения. Возмездность может быть выражена положительным указанием на размер вознаграждения и указанием на способы и порядок установления оплаты услуг поверенного либо просто на то, что услуги оказываются возмездно.
2. Норма комментируемой статьи вводит правило для возмездного договора, в котором не указан размер вознаграждения поверенного или порядок его уплаты. В этом случае применяются существующие ставки оплаты, устанавливаемые применительно к п. 3 ст. 424 ГК. Само по себе применение существующих ставок, расценок и т.д. не означает, что следует применять одинаковые для всех, единые ставки и расценки. Необходимо исходить из того, что качество оказанных услуг зависит от личных качеств исполнителя, и ориентироваться на ставки и расценки услуг, отражающие такие качества исполнителя, как его квалификация, опыт деятельности в определенной сфере, знания и навыки и т.д.
Правило п. 3 ст. 424 ГК применимо лишь к тем возмездным договорам, в которых прямо не оговорен размер оплаты. Если же стороны ввели в договор условие о размере и порядке оплаты, но затем это условие отпало, например признано недействительным, то возникает вопрос о применимости правила п. 3 ст. 424 ГК. С позиций ст. 180 ГК, говорящей о недействительности части сделки, недействительность прямо сформулированного сторонами условия об оплате для возмездного договора поручения должна влечь недействительность всего договора, так как без такого условия договор не был бы заключен. В этом случае, если услуги были фактически оказаны, то в порядке реституции (п. 2 ст. 167 ГК) взыскивается их стоимость. Как уже говорилось, следует исходить из того, что качество, а значит, и стоимость услуг зависят от личных качеств, способностей и навыков исполнителя (поверенного). Соответственно, стоимость услуг, компенсируемых в порядке реституции, должна рассчитываться в зависимости от этих показателей.
Стороны вправе свободно определять размер вознаграждения. В частности, могут увязать его с длительностью времени, в течение которого оказываются услуги, устанавливать повышенное вознаграждение за выезд или командировки поверенного, предусматривать премии за достижение положительного конечного или промежуточного результата и т.д. В то же время в соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" (Вестник ВАС РФ. 1999. N 11. С. 81) определение размера гонорара в пропорции от суммы, присужденной судом, незаконно, так как судебный акт не может считаться предметом договора об оказании юридических услуг. В этом случае ВАС РФ рекомендует применять норму ст. 424 ГК для определения размера вознаграждения.
3. Указание п. 2 комментируемой статьи на то, что вознаграждение выплачивается после исполнения поручения, если отсутствует условие о порядке оплаты услуг поверенного, следует понимать в том смысле, что если стороны не оговорили иной порядок оплаты, то вознаграждение должно выплачиваться после исполнения поручения в срок, определяемый по правилам п. 2 ст. 314 ГК.
Следовательно, поверенный не вправе требовать аванс и задерживать на этом основании исполнение поручения. Стороны могут указать в договоре на необходимость выплаты аванса как на условие исполнения поручения.
4. Пункт 3 комментируемой статьи дает поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя, право удерживать у себя вещи доверителя в обеспечение своих требований по договору поручения. Имеются в виду не только требования о вознаграждении, но и иные требования, например, о возмещении издержек, связанных с исполнением поручения.
Поскольку право на удержание относится к общим правам кредитора, а норма ст. 359 ГК помещена среди общих норм ГК, норму п. 3 ст. 972 следует понимать ограничительно. Иными словами, если поверенный не действует в качестве коммерческого представителя, то не вправе удерживать у себя вещи, принадлежащие доверителю, в обеспечение своих прав требования.
Ни коммерческий представитель, ни иной поверенный не вправе удерживать у себя деньги доверителя. Но поверенный вправе, независимо от своего юридического статуса, прекратить встречные денежные обязательства зачетом, если наступил срок их исполнения в порядке ст. 310 ГК.
Статья 973. Исполнение поручения в соответствии с указаниями доверителя
Комментарий к статье 973
Статья непосредственно отражает тот факт, что риск из деятельности поверенного лежит на доверителе. По общему правилу бремя риска дает право на определение рамок деятельности: кто рискует, тот и дает указания. Указания относятся к самой деятельности поверенного, а не к результату, поскольку предмет договора - именно эта деятельность.
Степень конкретности, детальности указаний закон не ограничивает; указания могут быть самыми общими, но и предельно детальными и подробными. Указания - часть соглашения между поверенным и доверителем, но могут даваться в течение всего срока действия договора. Отступление от указаний доверителя является ненадлежащим исполнением поручения.
Получив указания, поверенный обязан им следовать. Отступление от указаний доверителя возможно только в том случае, если этого требуют его интересы и при условии предварительного запроса доверителя. Лишь в том случае, если это оказалось невозможным либо запрос остался без ответа, оправданно отступление от указаний с незамедлительным последующим уведомлением доверителя.
Закон не уточняет, что имеется в виду, когда говорится об интересах доверителя. Следовательно, можно говорить о возможности как убытков или угрозы иных неблагоприятных следствий из ранее данных доверителем указаний, так и получения существенных преимуществ в результате отступления от этих указаний.
Поверенный, действующий в качестве коммерческого представителя, может выговорить право отступить от указаний доверителя без предварительного согласия и с последующим уведомлением в разумный срок.