ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4556
Скачиваний: 1
2. В п. 2 и 3 комментируемой статьи говорится о последствиях передачи как оговоренных, так и неоговоренных в передаточном акте недостатках предприятия.
Для недостатков, оговоренных в передаточном акте, комментируемая статья содержит не вполне удачное положение о праве покупателя требовать уменьшения цены по договору после передачи и принятия предприятия. Поскольку передаточный акт подписывается обеими сторонами после заключения договора (см. комментарий к ст. 563), то, очевидно, цена должна быть уменьшена, как правило, до заключения договора.
В случае передачи в составе предприятия долгов (обязательств) продавца, которые не были указаны в договоре продажи предприятия или передаточном акте, покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены, а не ограничения пределов правопреемства (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 ноября 1997 г. N 21; Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости (Вестник ВАС РФ. 1998. N 1)).
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи покупатель имеет право требовать уменьшения покупной цены в случае передачи ему в составе предприятия долгов (обязательств), которые не были указаны в договоре продажи предприятия или передаточном акте, если продавец не докажет, что покупатель знал о таких долгах (обязательствах) в момент заключения договора и передачи предприятия.
Чаще всего такие ситуации возникают при приватизации государственного и муниципального имущества. Так, в арбитражном суде рассматривался иск товарищества с ограниченной ответственностью к комитету по управлению имуществом о внесении изменений в договор купли-продажи государственного предприятия. Истец просил внести в договор пункт о том, что покупатель становится правопреемником прав и обязанностей приобретаемого предприятия в соответствии с условиями конкурса. В условиях конкурса было указано, что продаваемое предприятие имеет задолженность в размере 10 млн. руб. Данная сумма и была зафиксирована в договоре. Однако после его заключения выяснилось, что продаваемое предприятие имеет фактическую задолженность в размере 40 млн. руб. Суд отказал истцу в удовлетворении его исковых требований, указав на то, что в соответствии со ст. 559 ГК по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, в том числе все его долги. Внесение в договор условия, которое ограничивало бы правопреемство покупателя по обязательствам приобретенного предприятия объемом кредиторской задолженности, указанным в условиях конкурса, противоречит положениям ГК. В то же время, как отметил суд, покупатель в силу п. 3 ст. 565 ГК вправе требовать уменьшения покупной цены, поскольку в составе предприятия ему были переданы долги, не указанные в договоре. Такие требования не заявлялись истцом и не были предметом судебного разбирательства (Вестник ВАС РФ. 1998. N 1).
Статья 566. Применение к договору продажи предприятия правил о последствиях недействительности сделок и об изменении или о расторжении договора
Комментарий к статье 566
Правила о последствиях недействительности сделок и об изменении или о расторжении договора применяются к договору продажи предприятия с определенными ограничениями. В частности, комментируемая статья ограничивает применение последствий недействительности сделок, изменения и расторжения договора купли-продажи, связанных со взысканием в натуре полученного по договору одной из сторон или обеими сторонами, в тех случаях, когда применение этих последствий может существенно нарушить права и охраняемые законом интересы кредиторов, продавца или покупателя, других лиц (например, потребителей или работников предприятия) или противоречит общественным интересам (оценочное понятие). Таким образом, для применения указанных последствий недействительности сделок и об изменении или о расторжении договора суд должен прийти к обоснованному заключению о том, что в результате применения указанных последствий не пострадают названные права и интересы. Если требование не соблюдено и в принятом решении суда о нем ничего не сказано, указанные в комментируемой статье лица приобретают право оспаривать решение суда либо условия договора, изменяющие передачу предприятия в части его возврата.
Глава 31. МЕНА
Статья 567. Договор мены
Комментарий к статье 567
1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение договора мены. Договор мены - самостоятельный договор, обладающий отличительными признаками. Так, каждый из контрагентов выступает в договоре в качестве и продавца, и покупателя. Вторая особенность заключается в том, что каждая из сторон получает в качестве эквивалента не деньги, а проданную вещь. Сторонами договора обычно выступают граждане и юридические лица. Специальных названий они не имеют.
Согласно п. 3 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с договором мены, изложенного в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 69 (Вестник ВАС РФ. 2003. N 1), договор, по которому товар передан в обмен на уступку права требования имущества от третьего лица, не может рассматриваться как договор мены. Таким образом, имущественные права не могут быть предметом договора мены.
Деньги могут быть предметом договора мены, когда речь идет об обмене рублей на иностранную валюту.
Применительно к договору мены используется термин "бартерные сделки". Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850) внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование денежных и (или) иных платежных средств. Таким образом, использование указанного термина применительно к договору мены не совсем корректно, поскольку бартерная сделка выходит за пределы мены,
2. Содержащееся в комментируемой статье указание о возможности применения к мене правил о купле-продаже означает, что к мене применимы не только общие положения о купле-продаже, установленные в § 1 гл. 30, но и нормы остальных параграфов этой главы, регламентирующие различные виды купли-продажи, за исключением тех норм, которые противоречат правилам гл. 31 и существу мены.
Определяя специальные правила, регламентирующие договор мены, законодатель не предусмотрел каких-либо особых требований, предъявляемых к форме этого договора. Принимая во внимание правило, согласно которому к договору мены применяются правила о купле-продаже, можно сделать вывод, что договор мены должен заключаться в форме, тождественной той, в которой надлежит заключать договор купли-продажи соответствующего товара.
Статья 568. Цены и расходы по договору мены
Комментарий к статье 568
1. По общему правилу, содержащемуся в п. 1 комментируемой статьи, обмениваемые товары предполагаются равноценными. Что касается расходов на передачу товара, то их несет сторона, которая передает товар; причем в цену товара они не входят; то же относится и к расходам на принятие товара. Договором мены может быть предусмотрено иное распределение обязанностей, например возложение их на одного из участников. Это вполне возможно для выравнивания стоимости обмениваемых товаров или в других случаях, предусмотренных в договоре.
2. Если же, по мнению сторон, обмениваемые товары не равноценны, то передача менее ценного товара должна сопровождаться уплатой разницы в цене, и в таком случае указание цены обязательно.
В п. 7 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с договором мены, изложенного в информационном письме ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 69, указывается, что содержащиеся в договоре мены данные о неодинаковых ценах сами по себе не свидетельствуют о неравноценности обмениваемых товаров, поэтому одного этого факта недостаточно для утверждения того, что стороны заключили договор в отношении неравноценных товаров. Сказанное распространяется и на случай, когда предметом мены являются ценные бумаги, например векселя, имеющие разный номинал (п. 8 Обзора). Рыночная стоимость ценной бумаги по общему правилу не может отождествляться с ее номиналом, поскольку зависит не только от номинала ценной бумаги, но и от ряда других обстоятельств, в частности личности должника, срока исполнения обязательства по ценной бумаге и т.п.
Статья 569. Встречное исполнение обязательства передать товар по договору мены
Комментарий к статье 569
В комментируемой статье говорится о том, что если сроки передачи обмениваемых товаров не совпадают, применяются правила о встречном исполнении обязательств (см. комментарий к ст. 328). Согласно указанной статье встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением обязательств другой стороной.
В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от его исполнения и потребовать возмещения убытков.
Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Статья 570. Переход права собственности на обмениваемые товары
Комментарий к статье 570
В комментируемой статье говорится о моменте, с которого переходит право собственности на обмениваемые товары. В договоре мены установлены особые правила, регулирующие переход права собственности на обмениваемые товары. В отличие от купли-продажи по договору мены право собственности на полученные в порядке обмена товары переходит к каждой из сторон одновременно после того, как обязательство по передаче товара исполнено обеими сторонами. Что касается обмена недвижимости, то право собственности должно считаться наступившим после выполнения каждой из сторон процедуры государственной регистрации перехода права собственности.
Статья 571. Ответственность за изъятие товара, приобретенного по договору мены
Комментарий к статье 571
Регулирование отношений, связанных с применением ответственности за изъятие товара, полученного по договору мены, имеет определенную специфику по сравнению с договором купли-продажи. По договору мены, как и по договору купли-продажи, каждая из сторон должна передать другой стороне товар, свободный от прав третьих лиц, за исключением случая, когда сам покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц (см. комментарий к ст. 461). Сторона, нарушившая эту обязанность, в результате чего приобретенный по договору мены товар был изъят третьим лицом, не только должна возместить своему контрагенту убытки, но и возвратить полученный от другой стороны товар.
Следовательно, если товаром является вещь с индивидуально-определенными признаками, она в подобных случаях может быть истребована обратно от другой стороны.
Глава 32. ДАРЕНИЕ
Статья 572. Договор дарения
Комментарий к статье 572
1. В комментируемой статье даются определение и общая характеристика договора дарения. Характерный признак договора дарения - его безвозмездность. Любое встречное предоставление со стороны одаряемого, будь то встречная передача вещи, права либо принятие одаряемым встречного обязательства, делает договор дарения недействительным (к нему применяются правила о притворной сделке). Чтобы предоставление считалось встречным, оно необязательно должно быть предусмотрено тем же договором, что и первоначальный дар, а может быть предметом отдельной сделки и иногда даже с другим лицом (например, когда за полученный или обещанный дар одаряемый исполнит обязанность дарителя перед третьими лицами). В данном случае должна существовать причинная обусловленность дарения встречным предоставлением со стороны одаряемого. В связи с этим договор дарения следует отличать от так называемого договора об оказании спонсорских услуг. В последнем случае имущество может предоставляться не безвозмездно, а в обмен на рекламу со стороны одаряемого.
При наличии встречного предоставления в договоре, который формально называется договором дарения, будет действовать правило о притворной сделке (см. комментарий к п. 2 ст. 170).
По общему правилу договор дарения - односторонне обязывающий. Однако возможно заключение договора дарения, по которому у одаряемого есть встречные обязательства и они не могут рассматриваться как встречное предоставление (дарение с обязательством использования дара в общеполезных целях). Предметом договора дарения могут быть вещи, имущественные права, а также освобождение от имущественной обязанности перед собой или перед третьими лицами.
На практике иногда органы местного самоуправления или государственные организации и учреждения обусловливают предоставление муниципального или государственного жилья нуждающимся гражданам обязанностью подарить имеющуюся у них квартиру или комнату соответствующим муниципальным или государственным организациям. Так, при обмене приватизированных квартир на неприватизированные заключаются договоры обмена квартир в порядке дарения. Все подобные договоры должны быть признаны недействительными, поскольку в них присутствует встречное предоставление и, следовательно, они не могут быть признаны безвозмездными.
Нередко вместо договора дарения заключается договор купли-продажи или договор пожизненного содержания с иждивением, для того чтобы избежать выплаты налога на имущество, переходящее в порядке дарения. К такому договору должны применяться правила о притворной сделке (п. 2 ст. 170 ГК), однако доказать, что на самом деле сделка имела безвозмездный характер, бывает достаточно сложно.
Государство, государственные и муниципальные образования могут выступать в качестве дарителя, например, при оказании безвозмездной помощи жертвам террористических актов и катастроф общенационального масштаба. Вместе с тем, учитывая публичный характер указанных субъектов, а также обеспечительный характер подобной помощи, очевидно, следовало ввести в законодательство специальные правовые формы, опосредующие подобные договоры. При этом можно было учесть опыт дореволюционной России, где дарение государственного недвижимого имущества от имени Российской империи облекалось в особую правовую форму, которая называлась "пожалование".
Однако необходимо различать договор дарения, в котором в качестве дарителя выступают государство, государственные и муниципальные образования, и безвозмездные предоставления публично-правового характера (государственные премии, денежные награды и т.д.). Различие заключается в том, что в первом случае необходимо согласие одаряемого на принятие дара, тогда как во втором случае даритель в одностороннем порядке объявляет о предоставлении публично-правового характера. Даже если впоследствии лицо, которому предназначалось безвозмездное предоставление публично-правового характера, откажется от его получения (известны случаи, когда отдельные лица по каким-либо причинам отказывались от получения государственных премий), этот факт не повлияет на действительность такого предоставления.