Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4603

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Названные в гл. 37 договоры не исчерпывают всех разновидностей подряда. К ним можно причислить договоры, заключаемые в связи с реализацией инвестиционных проектов, а также проектов в области добычи полезных ископаемых. Некоторые авторы усматривают характер подрядных в ряде отношений между участниками фондового рынка, эмитентами ценных бумаг и организациями, занятыми сбором свободных денежных средств путем продажи ценных бумаг, что вызывает большое сомнение.

4. Пункт 2 комментируемой статьи содержит правило, согласно которому нормы § 1 применяются к отдельным видам подряда субсидиарно, т.е. когда иное не предусмотрено специальными правилами, установленными в § 2 - 5.

Вместе с тем следует иметь в виду, что отдельные виды договора подряда помимо ГК могут регулироваться другими правовыми актами. На возможность их применения прямо указывается в п. 3 ст. 730 и ст. 768 ГК. В названных нормах предусматривается регулирование соответствующих отношений данными актами в части, не урегулированной ГК. Это значит, что специальные акты могут дополнять регулирование подрядных отношений, отражая их специфику, но не противоречить ГК.


Статья 703. Работы, выполняемые по договору подряда


Комментарий к статье 703


1. В развитие п. 1 ст. 702 ГК, из которого усматривается, что предметом договора подряда выступает материализованный результат работы подрядчика, п. 1 настоящей статьи конкретизирует, в чем может выражаться такой результат: в изготовлении новой вещи, переработке (обработке) вещи или в выполнении другой работы с передачей ее результата заказчику. В первом случае результатом работы может быть сделанный мебельный гарнитур, связанный свитер, собранный из деталей радиоприемник. Во втором случае объектом приложения труда подрядчика выступает вещь, предоставленная заказчиком, которая перерабатывается или обрабатывается, что придает ей новые качества, но сохраняет целевое использование. Примером могут служить перетяжка и обивка новой тканью мягкой мебели, замена струн и молоточков пианино, перешив пальто. В третьем случае результат работы также осязаем, но не выражается ни в создании новой вещи, ни в переработке прежней, например, посадка на садовом участке деревьев, бурение скважины для колодца.

2. В первых двух из названных вариантов встает вопрос о праве собственности на результат работы до его передачи заказчику. Пункт 2 комментируемой статьи дает на него ответ в отношении вновь изготовленной вещи: подрядчик передает право на нее заказчику. Но поскольку для того, чтобы передать право, им надо обладать, подрядчик до передачи изготовленной вещи заказчику признается ее собственником.

Следует сделать оговорку в отношении объекта строительства (незавершенного или завершенного, но еще не переданного заказчику). Его нельзя признать принадлежащим на праве собственности подрядчику. Вопрос о праве собственности на объект, прочно связанный с землей, увязан с правом на земельный участок, на котором он расположен. Статья 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предписывает для государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости представление документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания данного объекта. Поскольку такими документами обладает заказчик, именно он может обратиться с заявлением о государственной регистрации прав на незавершенное строительство.


3. Вопрос о праве собственности на результат работы подрядчика (если это движимое имущество), полученный от переработки вещи, предоставленной заказчиком, должен решаться по правилам п. 1 ст. 220 ГК. Указанная норма, носящая диспозитивный характер, предусматривает, что право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретает собственник материалов (т.е. заказчик). При этом он должен возместить лицу, изготовившему вещь, стоимость переработки (ч. 2 ст. 220 ГК). Если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, собственником новой вещи становится лицо, действовавшее добросовестно при переработке (в данном случае - подрядчик). Оно обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

4. Поскольку договор подряда часто заканчивается передачей вещи в собственность заказчику, его следует отличать от договора купли-продажи (поставки). В основу такого разграничения могут быть положены следующие признаки:

1) предмет купли-продажи (прежде всего поставки) - вещь, обычно определенная родовыми признаками, а в договоре подряда - всегда индивидуально-определенная (результат работы, выполненной по конкретному заданию заказчика);

2) если сторона, заказывающая (покупающая) вещь, передает другой стороне материал или его существенную часть для ее изготовления, это не характерно для купли-продажи. В комментарии к Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) указывается, что такое соглашение не признается договором купли-продажи. Оно должно квалифицироваться как договор подряда. Правда, слова "существенная часть" носят оценочный характер и могут вызвать трудности в правоприменительной деятельности;

3) для договора подряда характерна регламентация взаимоотношений сторон в процессе выполнения работы (например, заказчик вправе контролировать ход и качество выполняемой работы, давать указания подрядчику относительно предмета договора в то же время обязан содействовать подрядчику и т.д.). Договор купли-продажи сводится к возмездной передаче вещи в собственность другой стороне. Взаимоотношения сторон в ходе изготовления вещи остаются за рамками данного договорного типа.

5. В п. 3 комментируемой статьи закреплено общее для данного договора правило о хозяйственной самостоятельности подрядчика. Это означает, что он сам выбирает способы выполнения работы, сам организует свой труд. Заказчик, давая подрядчику задание, которое обычно фиксируется в тексте договора или приложении к нему, может контролировать ход и качество выполняемой работы, но не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Однако известная самостоятельность подрядчика может быть ограничена договором, ибо норма п. 3 сформулирована диспозитивно.



Статья 704. Выполнение работы иждивением подрядчика


Комментарий к статье 704


1. В п. 1 настоящей статьи закреплено правило, известное ранее из ГК 1922 и 1964 гг., - подрядчик выполняет работу своим иждивением. В отличие от ГК 1964 г., в ст. 353 которого под иждивением подрядчика подразумевалось выполнение работ из его материалов и его средствами, ст. 704 действующего ГК в данное понятие включила также выполнение работ силами подрядчика и на его оборудовании (последнее вытекает из п. 2 комментируемой статьи). Указание на выполнение работы силами подрядчика не отменяет право подрядчика на привлечение к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 706 ГК).

2. Как и в предыдущих Гражданских кодексах, норма п. 1 сформулирована диспозитивно. Это означает, что если в договоре не предусмотрено, кто должен предоставлять материалы и оборудование, в процессе исполнения обязательства подрядчик не вправе требовать их от заказчика. Так, в одном из арбитражных дел подрядчик, нарушивший срок выполнения работ, для освобождения себя от ответственности ссылался на виновное поведение заказчика, выразившееся в непредставлении подрядчику материалов, машин, оборудования, необходимых для выполнения подрядных работ. Эти доводы ответчика не были приняты судом во внимание, так как при заключении договора стороны не пришли к единому согласию о том, кто обязан обеспечивать объект строительными и другими материалами. А в силу ст. 704 ГК, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика. Решение арбитражного суда было доставлено без изменения апелляционной и кассационной инстанциями (дело N А43-835/98-5-25 Арбитражного суда Нижегородской области).

3. Из п. 1 данной статьи вытекает правило, предусмотренное в п. 2, об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования. При этом за качество предоставленного материала он отвечает по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества, т.е. по ст. 475 ГК (п. 5 ст. 723 ГК). (См. п. 5 комментария к ст. 723 ГК.)

4. Подрядчик отвечает не только за качество предоставленного материала и оборудования, но и за обременение их правами третьих лиц. Ими могут быть арендодатель, залогодержатель и т.д. Если они заявляют свои требования на материал или оборудование подрядчика, в связи с чем работа не может быть выполнена или заканчивается с нарушением срока, подрядчик несет ответственность перед заказчиком, например, в форме возмещения убытков.


Статья 705. Распределение рисков между сторонами


Комментарий к статье 705


1. Риск в гражданском праве - несение неблагоприятных имущественных последствий по основаниям, за которые не отвечает ни одна из сторон (если речь идет об обязательственном правоотношении). Категория риска широко используется в гражданском праве. Прежде всего, она присуща любому договору, используемому в предпринимательской деятельности. Что касается подряда, то в нем эта категория приобретает особое значение.


Рисковый характер работы подрядчика был отражен в определении данного договора в ГК 1922 и 1964 гг. В нынешнем легальном определении подряда (п. 1 ст. 702 ГК) нет прямого упоминания о риске подрядчика, однако в действующем ГК распределению рисков между сторонами специально посвящена ст. 705.

2. Договору подряда присущи разного вида риски. Два из них отражены в п. 1 настоящей статьи. Первый связан со случайной гибелью или случайным повреждением используемого при выполнении работ имущества. Его несет сторона, предоставившая такое имущество. Правило абз. 2 п. 1 ст. 705 ГК - частный случай отражения принципа, закрепленного в ст. 211 ГК: риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).

Второй вид риска лежит на подрядчике. Он состоит в случайной гибели или случайном повреждении результата работы до его приемки заказчиком. Если такой случай произойдет, подрядчик не вправе требовать оплаты результата своего труда (готового полностью или частично). В отличие от ГК 1964 г., где это правило было сформулировано императивно, п. 1 ст. 705 ГК допускает его изменение законом или договором.

3. Ни в легальном определении договора подряда, ни в ст. 705 ГК прямо не отражен еще один риск подрядчика, традиционно присущий ему, - риск невозможности исполнения договора. Однако обязанность его несения вытекает из самой сути подрядного договора: подрядчик обязуется выполнить работу по заданию заказчика и передать ее результат, а заказчик - принять ее и оплатить. Значит, если нет результата (даже по не зависящим от подрядчика обстоятельствам, например, по причине болезни), заказчик не обязан оплачивать проделанную работу. Оплачивается лишь ее результат.

4. Выполнение работы за свой риск - черта договора подряда (присущая ему со времен римского частного права), которая позволяет отличить его от трудового договора. Конечно, если исполнение трудовой функции не предполагает получения овеществленного результата (например, труд водителя автобуса, учителя, экскурсовода, сторожа), то отграничение его от подряда теряет смысл (и обретает его в отношении договора услуги). Но выполнение некоторых видов работы может быть облечено в форму как подряда, так и трудового договора (например, труд столяра, портного, машинистки, строителя).

К основным отличиям названных договоров можно отнести следующее:

1) работник (в отличие от подрядчика) не выполняет трудовую функцию за свой риск. Если результат его работы будет случайно утрачен, он сохраняет право на получение заработной платы;

2) работник, как правило, подчиняется правилам трудового распорядка и указаниям работодателя. Подрядчик сам организует свой труд, устанавливает для себя режим работы и не допускает вмешательства заказчика в его оперативно-хозяйственную деятельность;


3) работодатель снабжает работника необходимыми для работы материалами, инструментами, оборудованием. Подрядчик выполняет работу, по общему правилу, своим иждивением и поэтому является собственником изготовленной вещи до ее передачи заказчику. Работник таким правом в отношении результата своей работы не обладает.

Вопрос об отличии подрядного договора от трудового часто возникает в правоприменительной практике (например, индивидуальные предприниматели, нанимая работников для выполнения определенной трудовой функции, предпочитают оформлять отношения как подрядные). Следует заметить, что по трудовому договору работники обладают гораздо большими гарантиями, чем подрядчики, например, по охране труда, системе льгот, оплате труда, социальному страхованию, порядку и последствиям расторжения договора. Поэтому для правильной квалификации договора необходим анализ всех его условий и обнаружение критериев (признаков) того или иного договорного типа.

5. В п. 2 комментируемой статьи отражено общее правило, предусмотренное ст. 405 и 406 ГК, о возложении риска на просрочившую исполнение обязательства сторону.

6. В п. 1 ст. 705 названы не все виды рисков, которые несет подрядчик по договору. К ним следует отнести риск, связанный с отказом заказчика от исполнения договора (ст. 717 ГК), и риск изменения сметы (ст. 709 ГК).


Статья 706. Генеральный подрядчик и субподрядчик


Комментарий к статье 706


1. Выполнение подрядных работ часто требует привлечения нескольких исполнителей. Это особенно характерно для крупных инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках строительного подряда, а также подряда для государственных нужд. Взаимоотношения между заказчиками и исполнителями могут иметь различные правовые формы. Типичная из них - система генерального подряда, предусмотренная п. 1 настоящей статьи. Она предполагает, что заказчик заключает договор с одним лицом (генеральным подрядчиком), который привлекает к исполнению договорных обязательств других лиц (субподрядчиков). При этом генподрядчик может выполнять какую-то часть работы из всего объема, предусмотренного договором с заказчиком (например, возведение нулевого цикла здания), а другую (строительство самого здания, отделочные работы, установку и монтаж оборудования и т.д.) передать субподрядчикам. Возможна ситуация, когда генподрядчик поручает третьим лицам весь объем работ, оставляя за собой лишь организационные функции в отношении субподрядчиков. В обоих случаях речь идет о возложении исполнения обязательства на третье лицо (что в общем виде урегулировано ст. 313 ГК).

2. При возложении исполнения обязательства на третье лицо ответственность за его действие несет должник, если иное не предусмотрено законом (ст. 403 ГК). Применительно к договору подряда это правило конкретизировано в п. 3 ст. 706 ГК и звучит несколько иначе. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора субподрядчиком, а перед последним отвечает за действия заказчика. Однако императивный характер нормы, как она предусмотрена ст. 403 ГК, изменен в ст. 706 на диспозитивный. Указанное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором (абз. 2 п. 3 ст. 706 ГК). В действительности возможность предъявления требований напрямую заказчиком субподрядчику и наоборот должна быть предусмотрена в двух договорах - генерального подряда и субподряда. Кроме того, надо иметь в виду, что возложение исполнения на третье лицо не изменяет субъектный состав обязательства, поэтому условия договора о непосредственной ответственности заказчика и субподрядчика друг перед другом не исключают возможности предъявления требований каждым из, них к своему контрагенту по договору - генеральному подрядчику (в отношении субподрядчика он выступает заказчиком).