Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4630

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из обязательности для подрядчика устранения по требованию заказчика указанных в п. 1 настоящей статьи недостатков в результате работ и устанавливает случаи, когда подрядчик вправе отступить от этого правила.

Правило комментируемого пункта соответствует общему правилу о недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора полностью или в части (ст. 310, 450 ГК). Подрядчик вправе отступить от этого правила и отказаться от выполнения работ по устранению недостатков, во-первых, когда устранение недостатков не связано непосредственно с предметом договора (к примеру, договор заключен на выполнение общестроительных работ, а устранение недостатков требует выполнения специальных строительных или монтажных работ); во-вторых, если работы по устранению не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам. В частности, если подрядные работы, к примеру, по реконструкции здания, осуществляются на функционирующем предприятии, а устранение недостатков требует остановки производственных процессов заказчика, что несовместимо либо с технологическим циклом, либо с сезонным характером процесса производства.

Бремя доказывания наличия указанных выше обстоятельств возлагается на подрядчика (ст. 56 ГПК, ст. 65 АПК).


§ 4. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ


Статья 758. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ


Комментарий к статье 758


1. Гражданский кодекс 1964 г. не регулировал отношения по проведению проектных и изыскательских работ, а до начала 60-х гг. они вообще носили административно-правовой характер, представляя собой часть планового задания на капитальное строительство. В советское время эти отношения регулировались исключительно подзаконными актами на уровне постановлений Совета Министров СССР и актов министерств и ведомств СССР. На законодательном уровне данный договор впервые был предусмотрен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., где ему посвящена одна статья, а затем урегулирован в § 4 гл. 37 ГК. Кроме того, нормы, имеющие значение для этой разновидности подряда, содержатся в других законах, например, в Законе об архитектурной деятельности, Градостроительном кодексе РФ, Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. В определении взаимоотношения сторон по данному договору большую роль играют СНиПы, например, СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", принятые Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-64.

2. Данный договор опосредует отношения, предшествующие строительному подряду и во многом подготавливающие его. Прежде чем возводить объект, надо собрать информацию, необходимую для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений для проектирования и строительства. Для этого проводятся инженерно-геологические, топографо-геодезические, инженерно-экологические и другие работы, завершаемые соответствующими заключениями, техническими обмерами и др. Данные материалы ложатся в основу подготовки проектно-сметной документации, которая после экспертизы передается заказчику. Она является необходимой предпосылкой любого договора строительного подряда.


3. Выполнение договора, предусмотренного настоящей статьей, может поручаться как специализированным организациям (изыскательским, проектным, проектно-изыскательским), так и строительным организациям, осуществляющим последовательно изыскательские, проектные и строительные работы. Когда строительство ведется как единый непрерывный комплексный процесс (возведение объекта "под ключ"), договор на проектные и изыскательские работы не заключается. Выполнение этих работ вменяется в обязанность подрядчика.

Исполнитель по данному договору (проектировщик, изыскатель) должен иметь лицензию на соответствующую проектно-изыскательную деятельность (например, на топографо-геодезические и картографические работы, выполнение инженерных изысканий для строительства и т.п.). В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом и инженерные изыскания для строительства таких объектов включены в перечень лицензируемых видов деятельности. Градостроительный кодекс РФ требует наличия соответствующей лицензии для разработки градостроительной документации любого вида. В соответствии со ст. 3 Закона об архитектурной деятельности составитель (архитектор) архитектурного проекта должен иметь лицензию на архитектурную деятельность. Заказчиком по договору на проектные и (или) изыскательские работы может быть любое физическое или юридическое лицо.


Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ


Комментарий к статье 759


1. Как и в любой другой разновидности подряда, в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик выполняет работу по заданию заказчика. Однако если по § 1 гл. 37 "Общие положениям о подряде" задание формулируется в самом договоре, то в подряде на проектные и изыскательские работы заказчик должен передать проектировщику (изыскателю) задание на проектирование и другие исходные данные, необходимые для разработки технической документации. Например, согласно ст. 2 Закона об архитектурной деятельности составляется архитектурно-планировочное задание, которое представляет собой комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Состав задания и исходных данных, сроки их представления предусматриваются обычно в договоре. Если заказчик в силу некомпетентности в вопросах проектирования не в состоянии технически грамотно сформулировать задание, он может поручить сделать это подрядчику. Юридическая сила задания, переданного заказчиком или сформулированного подрядчиком, одинакова. Однако во втором варианте подготовки задания оно становится обязательным к исполнению после утверждения заказчиком.


2. В п. 2 ст. 759 отражены правило п. 1 ст. 425 ГК об обязательной силе договора для его участников и общая норма об изменении договора по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК).


Статья 760. Обязанности подрядчика


Комментарий к статье 760


1. Первая из обязанностей подрядчика, предусмотренных настоящей статьей, отражена в легальном определении договора на проектные и изыскательские работы. В п. 1 ст. 760 ГК говорится о выполнении работы в соответствии с заданием заказчика. Кроме того, работа должна проводиться с соблюдением нормативно-технических требований в области проектирования и в сроки, установленные договором. Проектирование может осуществляться в одну или две стадии. Первый вариант применяется для сравнительно несложных объектов, строящихся обычно на основе типовых проектов. Такое проектирование включает в себя технико-экономическое обоснование (ТЭО) и рабочую документацию. При проектировании в две стадии на основе ТЭО сначала разрабатывается технический проект (первая стадия), затем - рабочий проект (рабочие чертежи) (вторая стадия). Такой вариант применяется для технологически сложных объектов, при сложных природных условиях строительства и значительной продолжительности возведения объекта.

2. Готовая техническая документация должна быть согласована с заказчиком, а если это предусмотрено нормативными актами, - также с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, которые проводят экспертизу. Федеральный закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает, что все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственных вложений подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Цель экспертизы, как устанавливает Закон, - предотвращение создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства, не отвечает требованиям СНиПов (стандартов). Экспертиза призвана также оценивать эффективность капиталовложений. Проведение государственной экспертизы предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556) и рядом других нормативных актов, в том числе ведомственного характера.

3. Деятельность подрядчика по подготовке технической документации в большей степени, чем в иных разновидностях подряда, носит творческий характер. Этим объясняется наличие в § 4 гл. 37 ГК ряда правил, не свойственных для использования большинства других объектов договора подряда.

Поскольку заказчик не заинтересован в обладании разработанным для него проектом другими лицами, подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика (п. 1 ст. 760). С другой стороны, третьи лица могут иметь права на данную техническую документацию по основаниям, возникшим до передачи этой документации заказчику. Например, техническая документация была выполнена проектировщиком по договору с третьим лицом, а затем передана заказчику по новому договору на проектные и изыскательские работы. Или техническая документация разработана на основе архитектурного проекта, на который имеются авторские права, и ее использование заказчиком без разрешения автора будет нарушением его исключительных прав. В связи с этим в п. 2 настоящей статьи сформулировано правило, в соответствии с которым подрядчик должен обеспечить юридическую чистоту проекта от притязаний третьих лиц. Причем эти притязания могут касаться применения проекта в целом либо отдельной его части, например, предложенной проектировщиком технологии, запатентованной третьим лицом. Особенности режима использования технической документации проявляются и в нормах ст. 762 ГК.



Статья 761. Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ


Комментарий к статье 761


1. Хотя статья называется "Ответственность подрядчика за ненадлежащее выполнение проектных и изыскательских работ", ее содержание посвящено одной форме ненадлежащего исполнения - составлению технической документации и выполнению изыскательских работ с недостатками. В других случаях нарушения подрядчиком обязанностей по договору ответственность наступает по нормам общей части обязательственного права и § 1 гл. 37 ГК.

2. Последствия, предусмотренные настоящей статьей, имеют некоторые особенности. Во-первых, в отличие от последствий выполнения работы ненадлежащего качества, предусмотренных ст. 723 ГК, п. 2 комментируемой статьи не предоставляет заказчику выбора требований, предъявляемых подрядчику. Однако норма п. 2 носит диспозитивный характер, значит, иные последствия также возможны, если предусмотрены договором. Вместе с тем такое последствие, как уменьшение цены по договору (без устранения недостатков), вряд ли применимо, поскольку недостатки проектной документации или иных изыскательских работ могут повлечь серьезные негативные последствия для людей, их имущественных интересов и окружающей среды. Во-вторых, недостатки выполненной работы могут быть обнаружены не только во время строительства, но и в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или данных изыскательских работ. Это объясняется тем, что просчеты проектировщика и изыскателя не всегда могут быть обнаружены в процессе воплощения объекта договора на проектные и изыскательские работы, т.е. в процессе строительства, а требуется эксплуатация самого объекта строительного подряда. Вторая особенность ответственности подрядчика, предусмотренная в п. 1 комментируемой статьи, не может быть изменена соглашением сторон.


Статья 762. Обязанности заказчика


Комментарий к статье 762


Помимо обязанностей, предусмотренных § 1 "Общие положения о подряде", в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ у заказчика есть обязанности, присущие лишь этой разновидности подряда. Во-первых, использовать полученную техническую документацию только на цели, предусмотренные договором (для строительства конкретного объекта). Во-вторых, не передавать техническую документацию третьим лицам без согласия подрядчика (аналогичная обязанность предусмотрена и для подрядчика ч. 2 п. 1 ст. 760 ГК). В-третьих, не разглашать содержащиеся в документации данные без согласия подрядчика. Названные обязанности характеризуют особый режим использования результата работы проектировщика, который, впрочем, проявляется в охране не только прав создателя документации, но и ее пользователя (заказчика). В-четвертых, участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации в соответствующих органах. В-пятых, привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками объекта договора. Эта обязанность заказчика корреспондирует с ответственностью подрядчика за недостатки технической документации, в том числе обнаруженные в процессе эксплуатации объекта строительства (п. 1 ст. 761 ГК). В-шестых, возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика. Такой риск заказчик несет лишь в данной разновидности договора подряда. По общему правилу ситуация, связанная с необходимостью превышения сметных расходов, решается иначе.


К типичным для любого подряда обязанностям заказчика комментируемая статья относит уплату вознаграждения подрядчику и содействие ему в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором.


§ 5. Подрядные работы для государственных

или муниципальных нужд


Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд


Комментарий к статье 763


1. Комментируемый параграф существенно обновлен Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636). Новые правила расширяют сферу применения его положений, устанавливая единые нормы для государственных (федеральных и субъектов Федерации) и муниципальных заказчиков, определяя единый порядок размещения заказов на выполнение подрядных работ как для государственных, так и для муниципальных нужд.

Вместе с тем из оглавления комментируемой статьи ("государственный или муниципальный контракт") и из содержания всего § 5 следует, что Кодекс объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов, прежде всего, является предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

2. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) - отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК). В то же время, исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке пункта первого комментируемой статьи, содержащего отсылку к ст. 740 ГК и ст. 758 ГК.

ГК - основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Кодекс, однако, содержит статьи общего характера, не отражающие в полной мере специфику рассматриваемых отношений. Основная причина невысокого уровня разработанности в ГК отношений о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд в том, что особенности этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (см. ст. 768 ГК). В данный момент такой закон не принят. Впредь до его принятия действуют иные федеральные законы, а также изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты, не являющиеся законами. Так, отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). (СЗ РФ. 2005. N 30 (часть 1). Ст. 3105.) В соответствии со статьей 2 названного Закона нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Закону. Следовательно, размещение заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд регулируется на федеральном уровне и субъектам Российской Федерации право на регулирование этих вопросов не предоставлено (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 26.07.2006 N 55-Г06-9).