ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 4632
Скачиваний: 1
1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - по государственному контракту; органы местного самоуправления - по муниципальному контракту. Так, государственным заказчиком оборонного заказа выступает Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) - ст. 1 Закона об оборонном заказе. См. также Положение о Федеральной службе по оборонному заказу (утв. Указом Президента от 21.01.2005 N 56с (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 358)). Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ государственных заказчиков утверждает Правительство РФ (ст. 3 Закона о поставках для государственных нужд).
2. Уполномоченные вышеуказанными органами государственной власти на размещение заказов на выполнение подрядных работ для государственных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств - по государственному контракту; уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ - по муниципальному контракту.
В соответствии со ст. 162 БК получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение либо иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Так, на основании полномочий, предоставленных Правительством РФ, государственными заказчиками строек и объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, могут являться наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации (п. 5 Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097)).
Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим организациям (исполнителям государственного заказа, заказчикам-застройщикам) выполнение части своих функций на условиях, предусмотренных Правительством РФ при утверждении государственных заказчиков. Так, в выполнении оборонного заказа могут участвовать головной исполнитель оборонного заказа и непосредственный его исполнитель. Головной исполнитель - организация, заключающая государственный контракт с государственным заказчиком и оформляющая договоры с непосредственными исполнителями оборонного заказа (ст. 1 Закона об оборонном заказе).
Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд (п. 7 - 8) называет в числе возможных заказчиков-застройщиков дирекции строящихся объектов, образованные в форме государственных и муниципальных учреждений либо казенных государственных и муниципальных предприятий, а также негосударственные коммерческие организации, получающие государственные капитальные вложения на условиях передачи в собственность Российской Федерации акций (долей) этих организаций стоимостью, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций.
Статья 765. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 765
1. В комментируемой статье нашло отражение единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров.
Согласно комментируемой статье нормы об основаниях и порядке заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд применяются также к основаниям и порядку заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Это правило призвано обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования оснований и порядка заключения двух различных видов государственных или муниципальных контрактов: на выполнение подрядных работ и на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.
При этом важно подчеркнуть, что, в отличие от законодательства советского периода, отправная идея, пронизывающая все современное законодательство о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд, состоит в том, что выполнение подрядных работ осуществляется исполнителем на добровольной основе. Принуждение подрядчика к вступлению в договорные отношения на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законом, и при условии, что ему будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2 и 3 ст. 527 ГК).
Государственный или муниципальный контракт заключается на основании заказа государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). Под государственным или муниципальным заказом понимается задание государственного или муниципального заказчика на выполнение подрядчиком строительных либо проектных и изыскательских работ.
Размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд осуществляется заказчиком в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов и иными федеральными законами, регулирующими отношения, связанные с размещением заказов (п. 2 ст. 72 БК, ст. 2 Закона о размещении заказов).
Согласно названному Закону размещение заказов может производиться следующими способами: посредством проведения конкурса (ст. 20 - 31 Закона); посредством проведения аукциона (ст. 32 - 41 Закона); посредством проведения запроса котировок (ст. 42 - 47 Закона); путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст. 48 - 54 Закона); путем размещения заказа у единственного подрядчика (ст. 55 Закона). Первые два способа относятся к конкурсным формам, а последние три - к внеконкурсным. При размещении заказов названными способами создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (ст. 7 Закона о размещении заказов).
При размещении заказа посредством проведения конкурса контракт заключается с лицом, выигравшим конкурс, т.е. с победителем конкурса. Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Предусматриваются следующие виды конкурсов: закрытый - с заранее определенным числом потенциальных участников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну; открытый - с заранее не определенным кругом участников (извещение о проведении такого конкурса адресуется любому потенциальному участнику); предварительный - конкурс наилучшего технического задания; основной - конкурс, предметом которого выступает предоставление наилучших условий выполнения работ; первоначальный и повторный конкурс; конкурс с использованием обеспечительных мер в виде внесения денежных средств и конкурс без использования данных мер; совместный конкурс - проводится двумя и более заказчиками при размещении заказов на выполнение одноименных работ.
Путем проведения аукциона размещение заказов осуществляется через торги, победителем на которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. В этом отличие такого аукциона от обычного, в котором победителем признается лицо, предложившее наибольшую цену. Виды аукционов: открытый и закрытый. По своей сути они похожи на открытый и закрытый конкурсы. Законом предусматриваются возможность проведения аукциона с использованием обеспечительных мер в виде внесения денежных средств и аукцион без использования данных мер. По форме участия аукционы можно подразделить на аукционы с электронной, обычной и смешанной формой. Смешанная форма предполагает возможность непосредственного личного участия в аукционе и наличие электронной формы участия. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении торгов, и по цене, предложенной победителем торгов.
Размещение заказов посредством проведения запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для публичных нужд сообщается неопределенному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подлежит опубликованию в средствах массовой информации и на официальном сайте.
Контракт заключается с победителем. Победителем признается лицо, подавшее котировочную заявку, отвечающее всем требованиям и предложившее наиболее низкую цену.
Путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера размещение заказов проводится через предварительный отбор участников размещения заказов, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты либо с отсрочкой платежа осуществить выполнение необходимых работ. Перечень работ, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством РФ. Гуманитарной помощью являются выполняемые на безвозмездной основе для иностранных государств, международных и иностранных учреждений, некоммерческих организаций, а также для иностранных физических лиц работы, производимые в целях оказания помощи социально незащищенным, пострадавшим от чрезвычайных происшествий группам населения, в целях ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. Заключение государственного или муниципального контракта с победителем проводится на условиях, содержащихся в запросе котировок, и по цене, предложенной в котировочной заявке. Особенностью является невозможность понуждения победителя к заключению контракта, если по каким-то причинам он отказался.
Размещение заказа у единственного подрядчика - это такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт лишь одному подрядчику. Закон о размещении заказов (ст. 55) содержит исчерпывающий перечень оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком, в том числе: отнесение выполняемых работ к сфере деятельности субъектов естественных монополий; возникновение потребности в работах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказов, требующих затрат времени, нецелесообразно, и др.
В течение трех дней после заключения государственного или муниципального контракта заказчики направляют сведения о нем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для внесения в реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации, в реестр государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, в реестр муниципальных контрактов. Сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ст. 18 Закона о размещении заказов).
Для осуществления функций по размещению заказа путем проведения конкурса или аукциона заказчик вправе на основе договора привлечь юридическое лицо - специализированную организацию, действующую от имени и в интересах заказчика (ст. 6 Закона о размещении заказов). Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком исключительно путем проведения торгов. Специализированная организация осуществляет действия фактического характера, такие, как: разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение соответствующих извещений, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций. Полагаем, что поскольку услуги, оказываемые специализированной организацией, не включают совершение юридических действий, то по правовой природе такой договор может быть квалифицирован как договор возмездного оказания услуг. При этом заказчик и специализированная организация несут солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, совершенных ею в пределах полномочий, переданных заказчиком.
2. Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 527 ГК). Так, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов, названных в п. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов. Среди таких фактов: проведение ликвидации участников размещения заказа или проведение в отношении их процедур банкротства, предоставление указанными лицами заведомо ложных сведений и др.
Для подрядчика заключение государственного контракта является обязательным, как уже отмечалось, лишь в случаях, предусмотренных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены исполнителю в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 527 ГК). Однако если право на заключение государственного или муниципального контракта было предметом конкурса или аукциона, то в случае уклонения подрядчика, выигравшего конкурс, от заключения контракта государственный или муниципальный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 5 ст. 448 ГК). Для федеральных казенных предприятий Правительство РФ может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов (п. 7 ст. 3 Закона о поставках для государственных нужд). Более жесткое правило действует при размещении оборонных заказов. Так, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, оборонный заказ обязателен для принятия государственным унитарным предприятием, а также иными организациями, обладающими монополией на выполнение работ по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством уровень рентабельности производства этих работ (п. 4 ст. 3 Закона об оборонном заказе).
3. При определении порядка заключения государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд законодатель, согласно ст. 528 ГК, детально регламентирует процесс преддоговорных отношений, устанавливая сроки рассмотрения проекта контракта, порядок отражения разногласий, сроки и способы их урегулирования и проч. Если же сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить подобный контракт. Более подробно об этом см. комментарий к ст. 528 ГК.
Статья 766. Содержание государственного или муниципального контракта
Комментарий к статье 766
1. В пункте первом (исходя из правил п. 1 ст. 432 ГК) определены те условия, которые с учетом особенностей государственного или муниципального контракта рассматриваются в качестве существенных и подлежат обязательному согласованию наряду с условием о предмете договора.
Условие об объеме работ, определяемое обычно в тоннах, погонных метрах, кубических метрах, единицах трудозатрат, нормо-часах и проч., наряду с условием о содержании работ (их виде, характере) раскрывает условие о предмете государственного или муниципального контракта. В силу ст. 740, 743, 758 ГК подрядчик обязан осуществлять работы в объеме, определенном заданием заказчика, которое содержится не только в тексте договора в виде предмета, но и в технической документации. Выполнение дополнительных работ, не учтенных в задании заказчика, возможно лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом и другими нормативными правовыми актами (см. комментарий к п. 1 ст. 743 ГК, ст. 758 ГК). В частности, государственный или муниципальный заказчик вправе предусмотреть такую возможность уже на стадии размещения заказа. Так, по предложению заказчика в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ, но не более чем на пять процентов такого объема (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).