Файл: ГК_2_комм_Гришаев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4639

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Через условие о стоимости работ раскрывается условие о размере платы (цене работ). О понятии стоимости подлежащей выполнению работы и о порядке ее определения см. комментарии к ст. 709, п. 1 ст. 740, п. 1 ст. 743 ГК, п. 1 ст. 746 ГК. Стоимость подрядных строительных работ, как правило, фиксируется в смете. Важно заметить также, что стоимость работ определяется сторонами с учетом предельных сумм расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом при включении инвестиций в целевые программы, либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (ст. 79 БК). Изменение стоимости, вызванное причинами, возникшими в процессе исполнения контракта, производится в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

Срок окончания работ относится к существенным условиям всякого договора строительного подряда. Особенностью государственного контракта является отнесение к существенным условиям не только срока окончания работ, но и срока начала работ. О сроках начала и окончания работ см. комментарий к п. 1 ст. 740 ГК.

Особенности определения размера и порядка финансирования и оплаты подрядных работ обусловлены положениями ст. 3 Закона о размещении заказов о финансировании государственных или муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, а также положениями п. 2 ст. 763 ГК об обязанности государственного заказчика оплатить или обеспечить оплату выполненных работ.

Размер (объем) финансирования, как отмечалось выше, определяется сторонами с учетом предельной суммы расходов на финансирование бюджетных инвестиций, предусмотренных соответствующим бюджетом. Поэтому государственные и муниципальные заказчики при заключении контрактов исходят как из итогов проведения торгов и запросов котировок цен на работы, так и из лимитов бюджетных обязательств, установленных им на соответствующий год, не допуская превышения их максимального размера. Вместе с тем в последующем возможно перераспределение бюджетных средств, предусмотренных на финансирование объектов для государственных и муниципальных нужд (как сокращение финансирования, так и его увеличение), например, в связи с необеспечением объектов проектно-сметной документацией к установленному сроку, в связи с уточнением объемов работ и проч. (см. п. 31 - 33 Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 г." (СЗ РФ. 2006. N 10. Ст. 1102)).

Порядок финансирования и оплаты работ определяется государственным контрактом на основании: Бюджетного кодекса РФ, закона о федеральном бюджете на соответствующий год, Постановления Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 745 "Об авансировании подрядных работ на объектах строительства для федеральных государственных нужд" (СЗ РФ. 1994. N 9. Ст. 1026) и иных правовых актов. Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы устанавливаются при заключении контракта. Так, в 2006 г. получатели бюджетных средств при заключении контрактов на выполнение подрядных работ вправе предусматривать авансирование в размере 30 процентов суммы контракта (п. 37 Постановления Правительства РФ от 22.02.2006 N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 г."). При выполнении оборонного заказа может предусматриваться поквартальное или поэтапное авансирование работ в размере не менее сорока процентов их стоимости (ст. 9 Закона об оборонном заказе).


Важно отметить, что в целях стимулирования надлежащего выполнения работ по государственному или муниципальному контракту и рационального использования бюджетных ресурсов распространено применение такого порядка оплаты, при котором заказчиком удерживается до определенного момента часть предназначенной для полной оплаты суммы. Так, согласно п. 5 Основных положений при осуществлении строительных работ расчеты государственного заказчика с подрядчиком за уже выполненные работы осуществляются первоначально в пределах 95% их стоимости. Окончательный расчет (уплата оставшихся 5% стоимости) производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

Подробнее об оплате работ см. комментарий к ст. 746 ГК.

И еще одна особенность содержания государственного или муниципального контракта, связанная с удовлетворением государственных или муниципальных нужд, состоит в отнесении к его существенным условиям способов обеспечения исполнения обязательств сторон (имеются в виду обеспечение обязательств как подрядчика, так и государственного заказчика). О понятии гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств как особого института гражданского права см. главу 23 ГК "Обеспечение исполнения обязательств".

Надлежащее исполнение обязательств подрядчика обеспечивается любым из предусмотренных законом или договором способов: неустойкой (штрафом, пеней), залогом, поручительством, банковской гарантией и др. В настоящее время все более заметное применение получает банковская гарантия возврата подрядчиком суммы аванса при неисполнении работ либо банковская гарантия уплаты подрядчиком определенной суммы на случай повреждения переданного для монтажа оборудования и проч.

Обычно способ обеспечения исполнения обязательства подрядчика определяется договором. В то же время в предусмотренных правовыми актами случаях применяются способы обеспечения, установленные в них. Так, в случае нарушения по вине подрядчика сроков ввода в действие объектов строительства им уплачивается штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).

Обязательства государственного заказчика могут обеспечиваться уплатой неустойки, как правило, установленной в законе. Так, согласно п. 9 ст. 9 Закона о размещении заказов в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центробанка.


Вместе с тем обеспечение исполнения обязательств заказчика не ограничивается применением гражданско-правовых способов обеспечения в том их значении, в каком они понимаются в главе 23 ГК "Обеспечение исполнения обязательств".

Обязательства заказчика, прежде всего по оплате выполненных работ, обеспечиваются, как правило, иными правовыми средствами. Нетрудно заметить, что в нормативных правовых актах, предусматривающих выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, упоминается о "предоставлении Правительством РФ гарантий по обязательствам государственного заказчика" (ст. 3, п. 2, Закона о поставках продукции), об "обеспечении государственным заказчиком своевременного и непрерывного финансирования" (п. 5 Основных положений) и т.п. Однако в этих и других нормативных правовых актах гарантии либо обеспечение финансирования определяются обычно как меры экономического стимулирования выполнения соответствующих работ либо как меры гражданско-правовой или административной ответственности. Так, при выполнении оборонного заказа подрядчику гарантируется фиксированный уровень рентабельности по видам работ, обеспечивающий создание устойчивой финансовой базы исполнителя работ посредством использования механизма формирования цены работ, либо в связи с инфляционными процессами гарантируется ежеквартальная индексация ассигнований, выделяемых на оплату оборонного заказа (ст. 9 Закона об оборонном заказе). Или при выполнении строительных работ обеспечение финансирования проявляется в принятии государственным заказчиком на себя убытков подрядчика, причиненных ему в результате задержки оплаты, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит (п. 5 Основных положений). Правовым средством обеспечения своевременного финансирования служат и нормы об административной и уголовной ответственности руководителей государственных органов, органов местного самоуправления за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств (ст. 293 БК).

2. В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что в случае, если государственный или муниципальный контракт заключаются по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, условия государственного или муниципального контракта предопределены для обеих сторон. Контракт заключается на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, предложенной победителем конкурса, либо на условиях документации об аукционе и по цене победителя аукциона, либо на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и по цене, предложенной участником размещения заказа в котировочной заявке. С правилом п. 2 корреспондируют правила п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 38, п. 8 ст. 47, п. 5 ст. 54 Закона о размещении заказов.

Отступление не только подрядчика, но и заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии от объявленных условий торгов или запроса котировок цен и предложений подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы, недопустимо, поскольку в этом случае утрачиваются критерии для определения победителя. Более того, размещение заказа названными способами лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения. Любой участник размещения заказа, иные заинтересованные лица, а также государственный орган либо орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказа, вправе в судебном порядке обжаловать действия заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, нарушающие права участников размещения заказа, и предъявить требования о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству, о признании размещения заказа недействительным (ст. 17, 57 Закона о размещении заказов).



Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 767


1. В п. 1 комментируемой статьи отражена воплощенная в ст. 451 ГК доктрина о неизменности обстоятельств, в силу которой стороны предполагают исполнять договор при определенных обстоятельствах, которые существуют на момент его заключения. Если же по не зависящим от сторон причинам эти обстоятельства изменились, стороны имеют право расторгнуть договор или изменить его содержание. При этом основанием для изменения или расторжения договора является не всякое обстоятельство, а только существенное. Обстоятельства в этом случае изменяются после заключения договора настолько радикально, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы заключен либо был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой (ст. 709, п. 1 ст. 743 ГК). Уменьшение соответствующими государственными органами средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, отнесено в комментируемой статье к специальным основаниям для изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ. Названное обстоятельство представляет собой презумпцию, какого рода изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, считается существенным.

Подобное обстоятельство служит основанием изменения условия договора о сроке выполнения работ путем его удлинения либо сокращения. Изменение в силу данного обстоятельства других условий договора возможно лишь, если в подобном изменении возникает необходимость. Так, в связи с уменьшением финансирования и сокращением сроков выполнения работ, как правило, необходимы уменьшение объемов работ либо изменение их характера или замена применяемых материалов либо технологий на более дешевые и проч.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность согласования новых сроков, а если необходимо, и других условий выполнения работ. В силу этого, если стороны государственного контракта не достигли соглашения о приведении договора в соответствии с изменившимися обстоятельствами, контракт может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны (п. 2 ст. 451 ГК).

Последствием изменения условия государственного контракта о сроке выполнения работ является право подрядчика требовать от государственного заказчика возмещения причиненных этим убытков, взыскиваемых по общим правилам гражданского права (ст. 15 ГК). Так, у подрядчика возможно возникновение убытков из-за досрочного расторжения ряда договоров: договоров на поставку оборудования, необходимость в монтаже которого отпала, на аренду неиспользуемых складских помещений; убытков в виде расходов, связанных с сокращением штата, и проч.


2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет порядок изменения государственного контракта по всем иным основаниям, кроме предусмотренного в пункте 1.

В качестве общего правила в нем устанавливается недопустимость как одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, так и изменения его условий по соглашению сторон. Поскольку в противном случае требование п. 2 ст. 766 ГК об обязательном заключении контракта в соответствии с условиями торгов или запроса котировок цен на работы лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения (см. также п. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Как исключение из названного правила комментируемая норма признает возможность изменения условий контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон в случаях, прямо предусмотренных законом. Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (см. ст. 328, 405 ГК), так и специальными нормами, посвященными государственным или муниципальным контрактам. Так, в конкурсной документации, как уже отмечалось, может быть предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (п. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).


Статья 768. Правовое регулирование государственного или муниципального контракта


Комментарий к статье 768


1. Наименование настоящей статьи шире ее содержания. Точнее было бы название - "Применение закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд".

В комментируемой статье установлено, что в области отношений по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд Кодекс имеет приоритет по отношению к закону о подрядах для государственных или муниципальных нужд. Специальный закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд, как уже отмечалось, еще не принят (см. комментарий к ст. 763 ГК). Говоря о правовом регулировании государственного или муниципального контракта в условиях отсутствия такого закона, важно подчеркнуть, что в настоящей статье речь идет о приоритете перед специальным законом именно Кодекса, т.е. всех его правил, а не только правил, предусмотренных настоящей главой либо настоящим параграфом.

С учетом сказанного в комментируемой статье устанавливается следующая иерархия в правовом регулировании названного контракта: приоритетными являются нормы § 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд". Затем следуют нормы о договорах строительного подряда (если осуществляются строительные и иные, связанные со строительством и ремонтом объектов работы) либо нормы о договоре на выполнение проектных и изыскательских работ (если осуществляются проектные и изыскательские работы). Далее - общие положения ГК о договоре подряда, о договоре, обязательствах и сделках. И только в случаях, не урегулированных названными правилами, будут вступать в действие нормы будущего специального закона о подрядах для государственных или муниципальных нужд, а за ним другие специальные нормативные акты.