Файл: ГК_1_комм_ст107-116_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 456

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Потребительские кооперативы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы.

3. Комментируемая статья указывает на то, что членами кооперативов могут быть как граждане, так и юридические лица. Важно отметить, что у одного члена кооператива только один голос независимо от размера паевого взноса.

Безусловно, юридические лица выступают в качестве членов потребительских кооперативов, скорее, как исключение в силу отсутствия потребительских потребностей у юридической личности (они могут быть у акционеров, товарищей, членов и т.д.). Так, ст. 111 ЖК РФ указывает на возможность юридического лица вступить в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

Граждане могут быть членами потребительского кооператива по достижении 16-летнего возраста (ст. 26 ГК). Ограничений по гражданству в законодательстве о потребительской кооперации нет.

Лицо (физическое или юридическое) может стать членом действующего потребительского кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива или уполномоченного им органа при условии внесения вступительного и паевого взносов (в некоторых случаях допускается внесение части пая).

В отличие от законодательства, действовавшего до введения в действие части первой ГК РФ, современное законодательство допускает для лица возможность быть членом нескольких кооперативов, включая однородные (например, трех садоводческих и (или) двух жилищных кооперативов).

4. Паевой взнос членов кооператива является имущественным (как правило, денежным), сумма таких взносов образует паевой фонд кооператива, который определяется общим собранием.

Необходимо отметить, что паевой фонд кооператива выполняет в том числе гарантийные функции по отношению к кредиторам кооператива. При этом на основании п. 4 комментируемой статьи члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем пополнения паевого фонда. При невыполнении этой обязанности такие члены кооператива несут имущественную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса. При этом такая ответственность является дополнительной и наступает тогда, когда у кооператива отсутствует имущество.

5. Управление потребительским кооперативом осуществляется общим собранием кооператива (в случае большого количества членов созывается конференция), правлением, председателем кооператива (председателем правления). В потребительском обществе избирается также совет общества.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью потребительского кооператива общим собранием избирается ревизионная комиссия (ревизор).

Уставом конкретного потребительского кооператива могут предусматриваться наряду с перечисленными и другие органы.


6. Созыв общего собрания (конференции) производится членами потребительского кооператива или его органами. Очередные собрания созываются в периодичности, указанной в уставе (не реже одного раза в два года или одного раза в год).

При необходимости решения безотлагательных проблем созывается внеочередное общее собрание (конференция). Такой созыв вправе потребовать в зависимости от содержания устава правление, ревизионная комиссия, определенное количество членов кооператива (как правило, 1/3 членов).

Общее собрание (конференция) правомочно принимать решение, если на нем присутствуют более 50% членов кооператива. Решение принимается большинством от числа присутствующих и оформляется протоколом.

7. Для обеспечения выполнения уставных задач и в целях проведения текущей работы, а также для организации выполнения принятых решений общее собрание (конференция) избирает из числа членов кооператива исполнительно-распорядительный орган - правление. Уставом кооператива определяется срок деятельности правления, который, как представляется, не должен быть менее двух и более пяти лет. Согласно п. 4 ст. 14 Закона СССР "О кооперации в СССР" правление кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива и принимает решения по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных). Если кооператив объединяет небольшое количество членов, то функции правления может выполнять председатель кооператива.

Формулируя обязанности правления, уставы большинства кооперативов указывают на: получение установленных общим собранием вступительных и паевых взносов от членов кооператива; составление планов, смет и отчетов; управление кооперативом; наем рабочих и увольнение их; заключение договоров; выдачу банковским организациям обязательств по погашению кредита и совершение иных сделок от имени кооператива, а также на целый ряд других обязанностей. Следует отметить, что указанные в уставе обязанности не должны противоречить действующему законодательству.

Правление созывается председателем не реже определенного в уставе количества раз в конкретный период, обычно не реже одного раза в месяц.

Правление в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные к исполнению всеми членами кооператива, а также лицами, работающими в кооперативе по трудовым договорам. Решения правления могут быть отменены только общим собранием (конференцией) кооператива. Правление не реже одного раза в год отчитывается перед высшим органом управления кооператива. Надо полагать, что общее собрание (конференция) вправе потребовать отчета у отдельного члена правления.

8. Руководит деятельностью членов правления кооператива председатель, который избирается на заседании высшего органа управления или исполнительно-распорядительного органа.


Председатель правления (председатель) кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания (конференции) и правления, представляет кооператив в отношениях с государственными органами, организациями, заключает договоры, совершает иные действия.

9. Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива является контрольным органом кооператива. Ревизионная комиссия избирается на общем собрании (конференции), как правило, на тот же срок, что и правление. В обязанность ревизионной комиссии входит проверка хозяйственной и финансовой деятельности правления кооператива.

Члены ревизионной комиссии одновременно не могут являться членами правления кооператива, это означает, что ревизионная комиссия (ревизор) не зависит от правления и его председателя. Комиссия отчитывается только перед общим собранием (конференцией) после проведения плановых и внеплановых ревизий, представляет заключение о бюджете кооператива и годовом отчете, отчитывается о своей деятельности.

10. Следует иметь в виду, что Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1> не регулирует организацию и деятельность потребительских кооперативов.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.


Приложения


Вступительное слово к книге

"Продажа недвижимости: общая характеристика, форма,

государственная регистрация: Постатейный комментарий

статей 549 - 558 Гражданского кодекса

Российской Федерации" / Под редакцией П.В. Крашенинникова


Вопросам гражданского оборота недвижимости в серии комментариев к отдельным главам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК) были посвящены книги о вещных правах на землю (комментарий к гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю"), о вещных правах на жилье (комментарий к гл. 18 "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения"). Особенностям недвижимого имущества как объекту гражданских прав посвящены комментарии к отдельным статьям гл. 6 ГК РФ (комментарий к подразд. 3 "Объекты гражданских прав"), форме и регистрации сделок с недвижимостью - комментарии к отдельным статьям гл. 9 "Сделки".

В настоящем издании содержатся комментарии к § 7 гл. 30 части второй ГК РФ, в котором определяются особенности совершения договора продажи недвижимого имущества, его существенные условия, форма, особенности передачи недвижимого имущества, государственная регистрация прав. Особенности регистрации купли-продажи земельных участков отражены также в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <1>. Так, ст. 37 ЗК РФ устанавливает, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.


В связи с тем что предприятие представляет собой не столько объект недвижимого имущества, сколько особый, сложный объект гражданских прав, объединяющий не только недвижимое имущество, но также движимые вещи, имущественные права, долги, средства индивидуализации, в настоящих комментариях не рассматривается специфика продажи предприятия, предусмотренная в § 8 гл. 30 ГК РФ.

Параграф 7 гл. 30 включает девять статей (с 549-й по 558-ю, при этом ст. 553 утратила силу), посвященных:

- понятию и заключению договора (ст. 549 - 551);

- правовому режиму земельных участков, на которых расположен объект недвижимого имущества (ст. 552);

- существенным условиям и порядку исполнения договора продажи недвижимости (ст. 554 - 557);

- особому виду договора продажи жилых помещений (ст. 558).

В числе изменений, вносимых в нормы рассматриваемого параграфа, необходимо выделить следующие.

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" <1> уточнил правовой режим земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, передаваемые по договору купли-продажи. Данным Законом была признана утратившей силу ст. 553 ГК РФ, которая определяла права на недвижимость при продаже земельного участка, причем отдельно от расположенных на нем зданий, строений или иных объектов недвижимого имущества. В настоящее время права на земельные участки в основном определяются ЗК РФ. Так, переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение устанавливает ст. 35, согласно которой при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 27. Ст. 3213.


Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений регулируется также ст. 273 части первой ГК РФ.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> изменил п. 3 ст. 551, предусмотрев возможность принятия судом решения о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество по требованию судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 66 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <2> судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4845.

<2> Там же. Ст. 4849.


1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;

2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;

3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.

Кроме того, из п. 3 ст. 551 ГК РФ были исключены положения о возмещении убытков стороной, необоснованно уклоняющейся от государственной регистрации перехода права собственности, что, однако, не освобождает такую сторону от ответственности. В соответствии с п. 4 ст. 165 ГК РФ в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 настоящей статьи, сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки. Это общая норма, которая применяется ко всем сделкам, требующим государственной регистрации, в том числе к договорам продажи недвижимости.

9 декабря 2009 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на обеспечение функционирования единой учетно-регистрационной системы, созданной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" <1> и от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <2>. Названный Закон хотя и не вносит изменений в Гражданский кодекс РФ, однако имеет важное значение при заключении договоров продажи недвижимости, в частности этот Закон предоставляет возможность направления заявления о регистрации прав и необходимых документов почтовым отправлением (при этом подлинность подписи заявителя или его представителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке), получения открытых, общедоступных сведений кадастра и реестра прав посредством обеспечения доступа к разделам официального сайта Росреестра в сети Интернет, также посредством электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи. Сведения кадастра и реестра могут предоставляться независимо от места расположения объекта недвижимости, также становится возможным представление одновременно заявления о государственной регистрации прав и заявления о государственном кадастровом учете и отменяется требование о представлении кадастрового паспорта объекта недвижимости для целей государственной регистрации прав. Данный Закон вступает в силу с 1 марта 2010 г., за исключением отдельных положений.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.