ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1630
Скачиваний: 5
С учетом п. 1 ст. 177 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, в течение пяти дней со дня принятия данного решения обязан направить копии такого решения только лицам, участвующим в деле. Следовательно, копия решения суда о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя может поступить в регистрирующий орган либо от физического лица, в отношении которого судом принято указанное решение, либо от соответствующего государственного органа, в связи с обращением которого было принято такое решение. Вместе с тем следует признать, что для них законодательством РФ также не установлена обязанность направлять в регистрирующий орган копию соответствующего решения суда. Достаточно очевидно, что отсутствие в законодательстве РФ рассматриваемой обязанности может в конечном счете привести к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРИП.
6. В соответствии с УК РФ деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена также по приговору суда, которым данному лицу за совершенное им преступление назначено наказание в виде лишения права в течение определенного срока заниматься предпринимательской деятельностью <1>. С учетом этого п. 5 комментируемой статьи в качестве основания для осуществления регистрирующим органом государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя предусматривает поступившую в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информацию о вступлении в силу <2> приговора суда, которым такому лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Порядок представления указанной информации определен Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 <3>. В частности, в соответствии с п. 8 названных Правил заверенная в установленном порядке копия вступившего в силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок представляется судом в регистрирующий орган по месту жительства осужденного физического лица в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу данного приговора суда.
--------------------------------
<1> В соответствии с п. 3 ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права заниматься определенной деятельностью.
<2> В п. 5 комментируемой статьи в отношении приговора суда используется термин "вступление в силу". Представляется, что в данном случае допущена неточность в использовании терминологии, поскольку с учетом УПК РФ должна была идти речь о вступлении приговора в "законную" силу. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 356 и 390 УПК РФ приговор считается вступившим в законную силу по истечении срока его обжалования (соответственно в апелляционном или кассационном порядке), который составляет для каждой судебной инстанции 10 суток со дня провозглашения приговора. При рассмотрении дела в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения и обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.
<3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.
7. Деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия данного документа. Пунктом 6 комментируемой статьи для данных случаев установлен порядок осуществления регистрирующим органом государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, такая регистрация должна осуществляться на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации об аннулировании документа, подтверждающего право конкретного физического лица проживать в Российской Федерации или на основании окончания срока действия указанного документа.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> документами, подтверждающими право иностранного гражданина или лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, являются разрешение на временное проживание и вид на жительство. При этом данные документы могут быть аннулированы по основаниям, предусмотренным ст. 7 и 9 названного Федерального закона. Порядок аннулирования данных документов установлен соответственно п. 28 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789, и п. 22 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
Порядок представления информации об аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство установлен Правилами ведения ЕГРИП. В частности, в соответствии с п. 9 названных Правил информация об аннулировании указанных документов представляется органом внутренних дел в регистрирующий орган по месту жительства физического лица, в отношении документа которого принято решение об аннулировании, в течение пяти дней с даты принятия такого решения. При этом указанный пункт названных Правил распространяет действие данного порядка представления информации и для случаев окончания срока действия разрешения на временное проживание или вида на жительство. Вместе с тем представляется, что в таких случаях окончание срока действия указанного документа регистрирующий орган должен определять самостоятельно, на основании содержащихся в ЕГРИП сведений о сроке его действия. Именно на это прямо указывает и п. 6 комментируемой статьи <1>. Соответственно, если иностранный гражданин своевременно не представит в регистрирующий орган обновленный документ, подтверждающий его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, регистрирующий орган на основании содержащихся в ЕГРИП сведений (об окончании срока действия названного документа) должен внести в данный реестр запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с окончанием срока действия документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
--------------------------------
<1> В п. 6 комментируемой статьи подчеркивается, что окончание срока действия документа, подтверждающего право постоянно или временно проживать в Российской Федерации, определяется "с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке".
8. Комментируемая статья, так же как и ст. 22.1 и 22.2 комментируемого Закона, не устанавливает какого-либо специального порядка для представления документов и специальных сроков для государственной регистрации при прекращении индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. Поэтому п. 7 и 8 комментируемой статьи представляют собой отсылочные нормы к ст. 8 и 9 комментируемого Закона, устанавливающим единые сроки регистрации и порядок представления документов (с отдельными особенностями) при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (см. комментарии к ст. 8 и 9 Закона). При этом срок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, составляющий пять рабочих дней, должен исчисляться со дня представления в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи, либо со дня поступления в регистрирующий орган документов, указанных в п. 2 - 6 комментируемой статьи, либо со дня наступления обстоятельства, предусмотренного п. 6 данной статьи.
9. Пункты 9 - 11 комментируемой статьи определяют конкретные юридические факты, с которыми связано такое юридическое последствие, как утрата силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В частности, в соответствии с п. 9 комментируемой статьи одним из таких юридических фактов является внесение записи в ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. С момента внесения такой записи государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. При этом данный пункт предусматривает такое юридическое последствие только для случая прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по самостоятельно принятому им решению. В случаях его смерти, принятия судом решения о его несостоятельности (банкротстве), прекращения его предпринимательской деятельности в принудительном порядке, лишении его права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, а также аннулирования или истечения срока действия документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, момент, с которого государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя считается утратившей силу, не связан с внесением соответствующей записи в ЕГРИП. В таких случаях утрата силы государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя обусловлена юридическими фактами, предусмотренными п. 10 и 11 комментируемой статьи.
В частности, согласно п. 10 комментируемой статьи государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента:
- его смерти;
- принятия судом решения о его несостоятельности (банкротстве);
- принятия судом решения о прекращении его предпринимательской деятельности в принудительном порядке;
- вступления в законную силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.
Пункт 11 комментируемой статьи посвящен отдельным случаям утраты силы государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства. В соответствии с данным пунктом названная государственная регистрация у лица указанной категории утрачивает силу с момента аннулирования документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации (разрешения на временное проживание или вида на жительство), либо с момента окончания срока действия данного документа.
Глава VIII. ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
Статья 23. Отказ в государственной регистрации
Комментарий к статье 23
1. ГК РФ непосредственно не предусматривает основания, влекущие отказ в государственной регистрации юридических лиц. Бланкетная норма ст. 51 Кодекса определяет правило, согласно которому отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом.
Будет справедливо утверждать о наличии общего порядка государственной регистрации юридических лиц, предусмотренного комментируемым Законом, и специального порядка регистрации отдельных видов юридических лиц, установленного иными федеральными законами (см. ст. 10 настоящего Закона и комментарий к ней).
2. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Во-первых, отказ в государственной регистрации возможен в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации, предусмотрен в статьях комментируемого Закона, посвященных государственной регистрации создаваемого юридического лица (см. ст. 12 и комментарий к ней), государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (см. ст. 14 и комментарий к ней), государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица (см. ст. 17 и комментарий к ней) и государственной регистрации юридического лица при его ликвидации (см. ст. 21 и комментарий к ней).
Отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Надлежащий регистрирующий орган определяется местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. ст. 8 Закона и комментарий к ней).
В свое время ВАС РФ разъяснял судам <1>, что акт местной администрации о регистрации предприятия, учрежденного за пределами подведомственной ей территории, должен признаваться недействительным.
--------------------------------
<1> Информационное письмо ВАС РФ от 10 декабря 1992 г. N С-13/ОП-357 "О разрешении споров, связанных с учреждением, реорганизацией и ликвидацией предприятий" // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.
Регистрирующий орган должен принять решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, в государственной регистрации юридических лиц с участием ликвидируемого юридического лица, а также в государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации (см. ст. 20 Закона и комментарий к ней).
Обязанность принять решение об отказе предусмотрена законом в случае государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью (см. ст. 22.1 Закона и комментарий к ней).
Отказ возможен также в случае несоблюдения нотариальной формы представляемых документов, когда такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. В частности, для внесения изменений в записи ЕГРЮЛ о переходе доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью необходимо представить соответствующий договор, который подлежит нотариальному удостоверению (см. ст. 21 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Необходимость принять решение об отказе в государственной регистрации предусмотрена при подписании неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице.
Налоговые органы РФ, в частности, считают, что регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании представления заявления, подписанного лицом, действующим от имени юридического лица по доверенности, выданной за подписью его руководителя <1> (см. ст. 9 Закона о регистрации и комментарий к ней).