ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6164
Скачиваний: 3
Закон о конкуренции предусматривает необходимость согласия антимонопольного органа на слияние, присоединение юридических лиц в тех случаях, когда суммарная балансовая стоимость их активов по последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным законом МРОТ (п. 1 ст. 17). Этот Закон возлагает на учредителей (участников) обязанность уведомить антимонопольный орган о создании, слиянии юридических лиц, указанных в п. 5 ст. 17, и изменении их участников в течение 45 дней со дня государственной регистрации. Нарушение установленных пп. 1 и 5 ст. 17 Закона о конкуренции правил, приведшее к ограничению конкуренции, является основанием для ликвидации юридического лица (лиц) в судебном порядке по инициативе антимонопольного органа. См. также Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
3. Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрен порядок регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации юридического лица (см. п. 5 коммент. к ст. 51).
4. Согласно п. 4 комментируемой статьи регистрация имеет конститутивное значение, что совпадает с общим правилом п. 2 ст. 51 ГК. Из этого следует, что в случае окончательного отказа в регистрации (если он не оспорен или подтвержден судебным решением) реорганизация не состоялась.
Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Комментарий к статье 58
Правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридического лица, ГК относит к числу универсальных (п. 1 ст. 129). Оно охватывает не только обязательства (о чем говорится в п. 1 ст. 58), но и иные как имущественные, так и неимущественные права реорганизуемого юридического лица (лиц). При этом положение о необходимости регистрации соответствующих прав на имя правообладателя сохраняет силу.
Переходят и те права и обязанности, которые не признаются и (или) оспариваются сторонами, и те, которые на момент реорганизации не выявлены. Возможные споры будут в дальнейшем разрешаться между правопреемниками в установленном законом общем порядке.
Статья 59. Передаточный акт и разделительный баланс
1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Комментарий к статье 59
1. Утвержденные в предусмотренном п. 2 данной статьи порядке передаточный акт (пп. 1, 2 и 5 ст. 58) или разделительный баланс (пп. 3 и 4 ст. 58) имеют важнейшее значение, поскольку по этим документам определяется состав прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. Представляется, что их можно считать правоустанавливающими документами, т.к. они являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Однако к правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников (см. коммент. к ст. 58).
2. Составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц, предусмотренная законодательством о бухгалтерском учете (ст. 12 Закона о бухгалтерском учете).
В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н, в передаточный акт или разделительный баланс, оформляемый при реорганизации юридических лиц, может включаться бухгалтерская отчетность (в объеме, установленном Законом о бухгалтерском учете), в соответствии с которой определяются состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, их оценка на последнюю дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке, а также акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей их балансов.
Составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации.
Заключительная бухгалтерская отчетность составляется на день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях, о прекращении деятельности реорганизуемой организации).
Методические указания определяют также порядок оценки передаваемого (принимаемого) при реорганизации имущества (п. 7) и особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при различных формах реорганизации.
3. Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определен гл. V Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае, когда место нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации другого юридического лица (разделение или выделение), не совпадает с местом нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В соответствии с этой нормой Правительство РФ Постановлением от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (СЗ РФ, 2004, N 10, ст. 864) утвердило Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.
В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении его (их) деятельности по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением регистрации юридических лиц при присоединении, которая считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 2 ст. 15 и п. 5 ст. 16 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Реорганизация в форме выделения и разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (пп. 3, 4 ст. 16 указанного Закона), а разделенное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность; реорганизация в форме преобразования и слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а реорганизованное или слившиеся юридические лица - прекратившими свою деятельность.
4. Пункт 2 комментируемой статьи называет два основания для отказа в регистрации вновь возникших юридических лиц. Это, однако, не означает, что в данном случае не действуют общие правила об их регистрации и об отказе в регистрации (см. ст. 51 и коммент. к ней).
5. Между правопреемниками (а в случае выделения - также между ними и правопредшественником) возможны различные споры по поводу передачи имущества в натуре в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом, а также по поводу не учтенных в них прав и обязанностей (см. коммент. к ст. 58).
Статья 60. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
3. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Комментарий к статье 60
1. Важнейшей задачей при проведении реорганизации юридических лиц является максимальная защита интересов кредиторов. Ее решению посвящена комментируемая статья.
2. Правопреемство при реорганизации включает перевод долга (долгов) реорганизованного юридического лица на его правопреемника (правопреемников). По общему принципу, выраженному в ст. 391 ГК, перевод долга на другое лицо возможен лишь с согласия кредитора. Поэтому кредитор либо дает согласие на перевод долга правопреемникам реорганизуемого юридического лица, либо при отсутствии такого согласия вправе требовать досрочного исполнения обязательства или его прекращения иным удобным ему законным способом, в частности путем зачета (ст. 410 ГК) или расторжения договора (ст. 450 ГК), а также возмещения причиненных этим убытков (например, расходов на хранение досрочно полученного товара или процентов за оставшийся период досрочно возвращенного кредита).
В случае неуведомления кредиторов (о реорганизации юридического лица) им следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства и возмещения убытков от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности, применив по аналогии (ст. 6 ГК) норму п. 3 комментируемой статьи. На такие требования должен распространяться общий трехгодичный срок исковой давности, исчисляемый с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о состоявшейся реорганизации.
3. Правило п. 3 данной статьи действует независимо от причины, по которой возникла предусмотренная в нем неопределенность, а также от того, относится ли она к известному на момент составления разделительного баланса правоотношению или это правоотношение оставалось на тот момент невыясненным.
4. Существенной гарантией и средством защиты интересов кредиторов служит правило абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК, поскольку реорганизация не является завершенной и не вступает в действие до государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
5. Статья 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставляет право регистрирующему органу обратиться в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, созданных в процессе реорганизации, при создании которых допущены грубые неустранимые нарушения закона и иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Статья 61. Ликвидация юридического лица
1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.