Файл: ГК_1_комм_гл19_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 406

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределениях доходов предприятия, правомочий собственника и др.

3. Наряду с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" правовое положение унитарных предприятий регулируется Федеральными законами от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <1>, от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <2>, от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <3>, Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" <4>, Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" и другими нормативными правовыми актами. Действует немало нормативных правовых актов, посвященных отдельным видам федеральных казенных предприятий, в частности Указ Президента РФ от 28 февраля 2008 г. N 273 "О федеральном казенном предприятии "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" <5> и др.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

<4> Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

<5> Собрание законодательства РФ. 2008. N 9. Ст. 822.


Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения


Комментарий к статье 114


1. Как уже отмечалось в комментарии к ст. 113 ГК РФ, нормы Кодекса являются базовыми, основополагающими, но не единственными, посредством которых регулируется деятельность унитарных предприятий. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях) содержит значительное количество требований к деятельности унитарных предприятий, многие из которых даже не упомянуты в ГК РФ. Кроме того, важные нормы, касающиеся унитарных предприятий, расположены в гл. 19 ГК РФ.

2. В качестве единственно возможного собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может выступать либо Российская Федерация, либо субъект Федерации, либо муниципальное образование соответственно. Сам термин "унитарное" означает, что имущество едино, неделимо ни между сособственниками, ни между членами трудового коллектива.


3. В качестве органа, принимающего решение о создании предприятия, как правило, выступает орган, уполномоченный управлять государственным или муниципальным имуществом: министерство по управлению имуществом либо комитет по управлению имуществом соответственно. Указанные функции могут быть переданы и иным государственным органам или органам местного самоуправления. Указанные органы, кроме того, утверждают уставы предприятий.

4. Минимальный размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определен в настоящее время Законом об унитарных предприятиях. Он должен быть не менее суммы, равной 5000-кратному МРОТ, установленному законодательством на дату государственной регистрации государственного унитарного предприятия. Для муниципального унитарного предприятия требования к размеру уставного фонда меньше - он должен быть не менее 1000 МРОТ.

Порядок формирования уставного фонда предприятия также определен Законом об унитарных предприятиях. В ст. 13 Закона сказано, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. Причем уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

При этом кредиторы или иные заинтересованные лица не могут требовать от собственника имущества оплаты уставного фонда. По одному из судебных дел конкурсный управляющий обратился с иском к субъекту Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, правительству области о взыскании за счет казны долга по оплате уставного фонда государственного унитарного предприятия. В судебном акте было отмечено, что поскольку законодательством не предусмотрена возможность понуждения к оплате уставного фонда, следует отказать в удовлетворении заявленного иска <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2005 г. N А28-6014/2005-226/17.


5. Закон конкретизирует основания и порядок действия собственника имущества предприятия в том случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного этим законом минимального размера уставного фонда (сегодня он равен 5000-кратному и 1000-кратному МРОТ) и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда. В этом случае собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия. При этом требования относительно стоимости чистых активов предприятия определяются применительно к дате его государственной регистрации в качестве юридического лица, а сама стоимость чистых активов - на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Применительно к унитарным предприятиям понятие "чистые активы" нормативно не установлено. В то же время существует Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз. Исходя из анализа нормативного акта можно предположить, что по аналогии стоимость чистых активов предприятия - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету.

6. В комментируемой статье предусмотрены важные гарантии прав кредиторов в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятия.

Во-первых, предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В случае отсутствия таких уведомлений кредитор может поставить вопрос о признании ликвидации предприятия недействительной.

Во-вторых, любой из кредиторов вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. В п. 7 комментируемой статьи изложено общее для большинства юридических лиц правило: учредитель или собственник имущества юридического лица не отвечает по его обязательствам, что в равной мере справедливо и для ответственности самого предприятия по обязательствам дочернего предприятия, которое было им учреждено.

В соответствии со ст. 37 Закона об унитарных предприятиях созданные унитарными предприятиями до вступления его в силу дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в срок не более шести месяцев с даты вступления в законную силу. При этом указание в статье на ограничение ответственности по обязательствам дочернего общества нельзя рассматривать как разрешение на его создание в настоящее время. Очевидно, речь может идти только о том периоде, пока такие дочерние предприятия еще не были присоединены к основным предприятиям, поскольку после присоединения все обязательства дочернего предприятия переходят к основному.


Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления


Комментарий к статье 115


1. В комментируемой статье рассматриваются основы правового положения казенных предприятий - государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.

Казенным предприятием признается коммерческая организация, наделенная правом оперативного управления на имущество. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - это федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Порядок создания предприятия определяется Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" <1>.


--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 52. Ст. 6456.


Для создания казенного предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие, разрабатывает следующие виды документов:

а) технико-экономическое обоснование создания предприятия;

б) проект устава предприятия;

в) проект программы деятельности предприятия на очередной год и плановый период;

г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы;

д) проект перечня имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для производства по заказу государства продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;

е) отчет об оценке имущества, которое подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления.

2. Единственным учредительным документом казенного предприятия является устав. Устав казенного предприятия должен содержать:

- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

- указание на место нахождения унитарного предприятия;

- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

- сведения о порядке распределения и использования доходов, а также иные предусмотренные Законом об унитарных предприятиях сведения.

Для государственной регистрации казенных предприятий необходимы следующие документы:

- решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления о создании казенного предприятия;

- устав унитарного предприятия;

- документы, содержащие сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за данным предприятием на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования;

- использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;


- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

3. Имущество казенного предприятия формируется за счет:

- имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества;

- доходов казенного предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Наряду со ст. ст. 296, 297 ГК РФ имущественные права казенного предприятия конкретизированы ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, в соответствии с которой:

- казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного собственником имущества органа государственной власти или местного самоуправления, а именно Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления;

- уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия;

- казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.

Отсутствие права собственности на имущество не лишает казенное предприятие исключительного права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 1225 ГК). Казенное предприятие может приобрести исключительные права по различным основаниям, в частности в качестве работодателя, на служебные результаты интеллектуальной деятельности (например, служебные произведения - ст. 1295 ГК, объекты патентного права - ст. 1370 ГК и др.), по гражданско-правовым договорам, в качестве наследника по завещанию и др. Согласно ст. 1544 ГК РФ казенному предприятию может принадлежать право на единую технологию (на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности) как лицу, организовавшему создание единой технологии, за исключением случаев, когда это право в соответствии с п. 1 ст. 1546 ГК РФ принадлежит Российской Федерации или субъекту Федерации.