Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3025

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<89> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.

<90> См.: Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1461.


На основании договоров водные объекты могут предоставляться в пользование только для строго определенных в части 1 комментируемой статьи целей:

1.1. Для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники (ч. 2 ст. 5 ВК РФ).

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, а также водоносные горизонты (ч. 5 ст. 5 ВК РФ).

Как установлено в Постановлении Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 <91> (далее - Постановление Правительства N 223) и Постановлении Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 <92> (далее - Постановление Правительства N 219), Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) устанавливает лимиты (предельные объемы) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, а также координирует ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и ведение иными собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. На основании Постановления Правительства N 223, Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов (Росводресурсы) <93> и Приказа Росводресурсов от 25 февраля 2010 г. N 32 <94> (далее - Приказ Росводресурсов N 32) установлены лимиты (предельных объемов) и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год. Следует также отметить Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ (далее - Минприроды РФ) от 30 июля 2009 г. N 238 "Об утверждении Методических указаний по установлению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квот сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ на 2010 год и последующие годы" <95> (далее - Приказ Минприроды РФ N 238). Квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и квоты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ (далее - квоты забора (изъятия) водных ресурсов и квоты сброса сточных вод) устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов на основе заявок уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ на установление квот забора (изъятия) водных ресурсов и квот сброса сточных вод, представляемых в соответствующий территориальный орган Росводресурсов.


--------------------------------

<91> См.: Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 223 "О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод" // СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.

<92> См.: Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" // СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.

<93> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.

<94> См.: Приказ Росводресурсов от 25 февраля 2010 г. N 32 "Об установлении лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год" // Российская газета. 2010. 2 апреля. N 69.

<95> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 12 ноября. N 41.


Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876 <96> (далее - Постановление Правительства N 876) установлены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности:

--------------------------------

<96> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 324.


- ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования (п. 1);

- ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования (п. 2).

1.2. Для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

Согласно ст. 1 ВК РФ, акватория - это водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

Постановлением Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей.

Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) регламентируется в ст. 50 ВК РФ и должно осуществляться с учетом правил использования водных объектов.

Организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков в силу Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" <97> (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ).

--------------------------------

<97> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.


1.3. Для использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.


Постановлением Правительства РФ N 876 установлены ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Необходимо отметить, что подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 <98> (далее - Постановление Правительства РФ N 165), на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

--------------------------------

<98> См.: Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования" // СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. 1). Ст. 1033.


- Росводресурсы и территориальные органы <99> - в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей;

--------------------------------

<99> См.: Приказ МПР РФ от 11 октября 2007 г. N 264 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства водных ресурсов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 3 декабря. N 49.


- орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, за исключением находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей;

- орган местного самоуправления - в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

В части 2 комментируемой статьи предусматриваются условия предоставления водных объектов в пользование на основании решений уполномоченных органов власти. На данном основании могут передаваться водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований. В зависимости от принадлежности права собственности на водные объекты публично-правовым образованиям, решения об их предоставлении могут приниматься <100>:

--------------------------------

<100> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.


- предоставление в пользование водохранилищ или частей таких водохранилищ, перечень которых устанавливается Правительством РФ <101>, а также морей или их отдельных частей для целей, указанных в части 2 комментируемой статьи, осуществляется на основании решения Росводресурсов или территориального органа;


--------------------------------

<101> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2054-р "Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335 (далее - распоряжение Правительства РФ N 2054-р).


- предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта РФ, для целей, указанных в части 2 комментируемой статьи (за исключением предоставления в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также предоставления в пользование водохранилищ или частей таких водохранилищ <102>, морей или их отдельных частей), а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта РФ, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ;

--------------------------------

<102> Перечень таких водохранилищ установлен в распоряжении Правительства РФ N 2054-р.


- предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, для целей, указанных в части 2 комментируемой статьи, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.

Отдельно регламентируется процедура предоставления водного объекта в пользование юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" <103> (далее - Постановление РФ N 844), физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование, для целей, указанных в части 2 комментируемой статьи, обращаются в территориальный орган Росводресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре. На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта.

--------------------------------

<103> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.


Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ.


Решение о предоставлении водных объектов в пользование является юридическим актом, содержащим властное распоряжение уполномоченного публично-правовым образованием органа, которое распространяется в отношении определенных лиц.

В судебной практике признается, что в лицензии (разрешении) на водопользование или в приложении к ней может быть предусмотрена обязанность заключить договор пользования водным объектом и представить его на государственную регистрацию. При этом незаключение договора водопользователем признается нарушением лицензионных условий и водного законодательства <104>.

--------------------------------

<104> См.: Определение ВАС РФ от 11 июня 2009 г. N ВАС-7005/09. Документ опубликован не был.


Важно, что на основании решений водные объекты могут предоставляться исключительно для целей, прямо определенных в комментируемой статье ВК РФ. Перечень целей использования водных объектов, для осуществления которых водные объекты могут предоставляться в пользование на основании решений уполномоченных органов власти, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Такими целями признаются:

2.1. Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" <105> (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

--------------------------------

<105> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.


Как установлено в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" <106> (далее - Закон РФ N 2446-1), безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

--------------------------------

<106> Российская газета. 1992. 6 мая. N 103.


Водопользователи должны руководствоваться правилами использования и охраны водных объектов.

2.2. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод.

Как установлено в п. 1 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" <107> (далее - Постановление Правительства РФ N 881), нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывают Росводресурсы с участием Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) <108>, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды <109> и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <110> на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.