ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3028
Скачиваний: 1
Далее, в части 1 настоящей статьи определен круг лиц, обязанных осуществлять водохозяйственные мероприятия. Так, это могут быть (1) РФ или субъект РФ; (2) муниципальное образование; (3) юридические лица и (4) физические лица. От имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в соответствии с частью 2 статьи 7 ВК РФ выступают соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Важной особенностью данной статьи является тот факт, что обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов возникает у указанных субъектов только в том случае, если водные объекты находятся у них на праве собственности.
Право собственности на водные объекты регулируется статьей 8 ВК РФ, исходя из положений которой можно сделать вывод, что большинство водных объектов находится в федеральной собственности. В соответствии с частью 2 статьи 8 ВК РФ в собственности субъектов, муниципальных образований, юридических и физических лиц могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности данному субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу.
Более подробную информацию о круге полномочий государственных органов и органов местного самоуправления в сфере осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов можно найти в комментарии к статьям 24 - 27 ВК РФ.
Часть 2 комментируемой статьи гласит, что государственные и муниципальные органы власти могут осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов путем проведения государственных закупок. Так, размещение заказа на выполнение таких мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ (ред. от 05.05.2010) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В этом случае государственный или муниципальный орган выступает в качестве заказчика. В то время как в качестве участника размещения заказов могут выступать любые лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Это могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Размещение государственного заказа допускается несколькими способами: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов путем запроса котировок. Выбор того или иного способа размещения государственного заказа зависит в большей степени от цены государственного контракта, так, в том случае, если цена государственного контракта не превышает 500000 (пятьсот тысяч) рублей, то возможно размещение государственного заказа без проведения торгов путем запроса котировок. В том же случае, если цена государственного контракта превышает 500000 (пятьсот тысяч) рублей, тогда должны быть проведены торги в форме конкурса или аукциона, по выбору заказчика.
Глава 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ИНЫЕ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Статья 8. Право собственности на водные объекты
Комментарий к статье 8
В части первой комментируемой статьи устанавливается форма собственности на водные объекты. Все водные объекты в РФ находятся в федеральной государственной собственности. Из этого правила есть исключения, и касаются они вопросов собственности на водные объекты следующих участников водных отношений - субъекта РФ, муниципального образования, физического лица и юридического лица. Комментируемая статья имеет ряд особенностей. Во-первых, часть вторая гласит, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Во-вторых, данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации". В этом Законе под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Это определение земельного участка применимо ко всем отношениям ВК РФ, связанным с использованием или с оборотом отдельных водных объектов (прудов и обводненных карьеров).
Обратимся вновь к положениям ст. 7 Федерального закона N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", которые устанавливают, что:
- земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;
- земельные участки, которые не находятся в собственности РФ и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;
- земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений;
- земельные участки, которые не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Согласно части третьей комментируемой статьи право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Возникает естественный вопрос, а каким образом может прекратиться право собственности на соответствующий земельный участок, если в целях комментируемого Кодекса определено, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. В таком случае для разрешения данной коллизии, видимо, необходимо следовать определению земельного участка, приведенному в ЗК РФ (ст. 11.1 - земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами). Необходимо также обратить внимание на ст. 102 ЗК РФ, которая гласит, что к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; 2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. А на землях, покрытых поверхностными водами, не допускается образование земельных участков.
Вывод: право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер может быть прекращено одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если соответствующим образом были образованы земельные участки, определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлен государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Частью четвертой комментируемой статьи предусматривается, что пруд, обводненный карьер (указанные в части 3 рассматриваемой статьи) могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Правда, ГК РФ и ЗК РФ содержат взаимные отсылки друг другу, что в определенной мере усложняет оборот земель и других природных ресурсов. Вернее сказать, запутывает, а это прямой путь к злоупотреблениям со стороны заинтересованных лиц. Статья 129 ГК РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Статья 52 ЗК РФ предусматривает, что отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков. Пруд и обводненный карьер не относятся к объектам, ограниченным в обороте, поэтому отчуждение допустимо. При этом устанавливаются определенные ограничения самим ВК РФ. Во-первых, не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Во-вторых, данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
В то же время нормы ВК РФ не противоречат нормам гражданского и земельного законодательства, т.к. речь идет не только об отчуждении земельного участка, но и о судьбе водных объектов, имеющих свой режим использования и защиты. Таким образом, в данном конкретном случае ВК РФ выступает законом специальным.
Часть пятая комментируемой статьи содержит очень важное положение о том, что естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности РФ на этот водный объект. В границах РФ это не вызывает проблем, но таковые возможны в случае, если реки являются трансграничными, особенно если по середине реки проходит государственная граница. Понятно, что в этом случае должны действовать двусторонние соглашения, которые обычно принимаются с учетом норм международного права, но решение спорных вопросов будет требовать двусторонних переговоров
Согласно части шестой комментируемой статьи формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. Это прежде всего Закон РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 (ред. от 27.12.2009) "О недрах". Согласно ст. 1.2 ("Собственность на недра") Закона РФ "О недрах", недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статья 9. Право пользования водными объектами
Комментарий к статье 9
Право пользования водными объектами является одним из основных прав на водные объекты наряду с правом собственности, которое регулируется статьей 8 ВК РФ. На праве водопользования водные объекты могут предоставляться юридическим и физическим лицам.
Суть водопользования сводится к извлечению полезных свойств из водных объектов, в течение времени действия договора. В настоящее время водные объекты предоставляются в пользование либо на основании договора водопользования, либо на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование. Более того, есть ряд водных объектов, пользование которыми допускается без заключения договора водопользования или получения решения на пользование, их перечень содержится в части 3 статьи 11 ВК РФ. Лицензирование водопользования в настоящее время окончательно упразднено.
В части 2 настоящей статьи указано, что естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом. Данное правило было введено в ВК РФ с целью устранения возможных противоречий и споров между хозяйствующими субъектами, которые могут возникнуть в результате влияния природных факторов.
В части 3 настоящей статьи предлагается различать порядок и основания пользования водными объектами, находящимися на поверхности, и подземными водными объектами. Так, право пользования подземными водными объектами осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах.
В статье 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 (ред. от 27.12.2009) "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") и в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 (ред. от 26.06.2007), определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Основанием же возникновения права пользования подземными водными объектами в соответствии со статьей 10.1 Закона РФ "О недрах" является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, для целей пользования подземными водами субъект водопользования обязан получить соответствующую лицензию, в ином случае он может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ. Данные выводы подтверждаются и материалами судебной практики (см., например, Постановление ФАС УО от 16 октября 2007 г. N Ф09-8417/07-С1, Постановление ФАС СКО от 14 ноября 2007 г. N Ф08-7490/07-2510А).
Статья 10. Прекращение права пользования водными объектами
Комментарий к статье 10
Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям, установленным ГК РФ, ВК РФ и законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Так, общими основаниями для прекращения права пользования поверхностными водными объектами являются основания прекращения права собственности, указанные в главе 15 ГК РФ.
Далее, исчерпывающий перечень оснований для прекращения права водопользования по ВК РФ дан в части 3 комментируемой статьи.
Часть 5 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О концессионных соглашениях" содержит следующий перечень для прекращения концессионных соглашений: