Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3026

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) истечение срока действия концессионного соглашения;

2) соглашение сторон;

3) досрочное расторжение концессионного соглашения на основании решения суда.

Часть 2 комментируемой статьи содержит особые правила прекращения права пользования подземными водами. Прекращение права пользования подземными водами, так же как и возникновение данного права, происходит в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Так, в статье 20 Закона РФ "О недрах" предусмотрен закрытый перечень оснований для прекращения права пользования недрами, в том числе и подземными водами:

1) по истечении установленного в лицензии срока действия лицензии на пользование недрами;

2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных законом;

5) в случаях, предусмотренных законодательством РФ о концессионных соглашениях.

Часть 3 комментируемой статьи регулирует порядок принудительного прекращения права водопользования и устанавливает исчерпывающий перечень оснований для принудительного прекращения права водопользования:

1) нецелевое использование водного объекта - все водные объекты передаются в пользование для определенных целей. В том случае, если субъект водопользования использует водные объекты не по их целевому назначению или не использует их вовсе, он может быть принудительно лишен права водопользования по данному основанию;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства РФ - под данное основание подпадает любое нарушение положений ВК РФ, которые регулируют порядок водопользования. Таким нарушением может быть, например, незаключение договора на водопользование, в том случае, когда в ВК РФ предусмотрено обязательное его заключение;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

При этом важно отметить, что принудительное лишение права водопользования по указанным основаниям возможно только по решению суда. И в соответствии с положениями части 5 настоящей статьи предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по указанным основаниям должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Форма такого предупреждения утверждена Приказом МПР РФ от 7 марта 2007 г. N 49 "Об утверждении формы предупреждения о предъявлении требования о прекращении права пользования водным объектом". Такие предупреждения выносятся в ходе проведения контрольных мероприятий соответствующими органами государственной или муниципальной власти, в рамках их полномочий, указанных в статьях 24 - 27 ВК РФ.


В части 4 комментируемой статьи также предусмотрено, что возможно досрочное принудительное прекращение права водопользования по решению органа государственной власти или муниципального органа, в случае если необходимо использовать такие водные объекты для государственных и муниципальных нужд.

При этом очевидно, что досрочное прекращение права водопользования происходит не по вине субъекта водопользования, как это имеет место в случаях, перечисленных в части 3 настоящей статьи, следовательно, органом государственной власти, муниципальным органом должен быть возмещен ущерб, причиненный субъекту водопользования, возникший в связи с принудительным досрочным прекращением его права.

Часть 6 устанавливает перечень действий, которые должен совершить субъект водопользования при прекращении его права водопользования как добровольно, так и в принудительном порядке, а именно:

- прекратить в установленный срок использование водного объекта;

- обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;

- осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.


Глава 3. ДОГОВОР ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ


Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование


Комментарий к статье 11


Согласно части 1 комментируемой статьи, основаниями возникновения права пользования водными объектами являются договор, решение о предоставлении водного объекта в пользование либо наличие иных прямо предусмотренных в ВК РФ юридических фактов (см. ч. 3 комментируемой статьи). Важно, что водные объекты передаются в пользование на основании договоров только при условии, что иное основание предоставления не предусмотрено в частях 2 и 3 комментируемой статьи.

Необходимо учесть, что перечень юридических фактов, признаваемых основаниями возникновения права пользования на водные объекты, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Комментируемая статья корреспондирует положениям п. 1 ст. 8 ГК РФ, согласно которой к основаниями возникновения субъективных имущественных прав и обязанностей в числе прочих отнесены:

- договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

- акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

- иные действия граждан и юридических лиц.

При этом необходимо учесть, что право пользования водными объектами не может возникать по иным основаниям, прямо не названным в ст. 11 ВК РФ. В этом смысле перечень оснований возникновения гражданских прав, предусмотренный в ч. 1 ст. 8 ГК РФ, применяется частично, поскольку таковыми признаются не все действия граждан и юридических лиц, а только прямо предусмотренные в специальных нормах ст. 11 ВК РФ.


Таким образом, исключительными основаниями предоставления водных объектов в пользование являются:

- договор;

- решение о предоставлении водных объектов в пользование;

- использование водных объектов для целей, прямо предусмотренных в части 3 комментируемой статьи.

В части 1 комментируемой статьи регламентируется предоставление водных объектов в пользование на основании договора. При этом важно, что договор водопользования может заключаться только для использования водных объектов в строго определенных целях. Перечень целей содержится в части 1 комментируемой статьи, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Важным является вопрос о применении гражданского законодательства к договорам о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно ч. 2 ст. 4 ВК РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ. Данное положение имеет следующие правовые аспекты:

- по общему правилу имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регулируются ВК РФ;

- если отдельные имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, прямо не урегулированы и в ВК РФ отсутствует указание на применение соответствующего законодательства, к таким отношениям может быть применено гражданское законодательство.

Таким образом, гражданское законодательство применяется к имущественным отношениям, связанным с оборотом водных объектов, в субсидиарном порядке - только при отсутствии норм, регламентирующих данные отношения в ВК РФ.

Правовая сущность имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов, состоит в совершении юридических актов передачи субъективных прав владения, пользования и (или) распоряжения водными объектами.

Содержание имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов, составляют субъективные права и обязанности их участников. В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ, основаниями возникновения субъективных имущественных прав и обязанностей признаются в том числе договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Водные объекты с юридической точки зрения представляют собой объекты вещных прав.

Предметом договора водопользования является предоставление органом, уполномоченным собственником водного объекта, права пользования данным объектом.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимым вещам (недвижимость). Согласно ст. 128 ГК РФ, вещи относятся к объектам гражданских прав. В отношении данных объектов на основании ст. ст. 8 и 9 ВК РФ могут возникать вещные права, опосредующие абсолютные гражданско-правовые отношения:


- право собственности;

- право пользования.

Право пользования водными объектами может возникать в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований. При этом законодатель применяет разные подходы при регламентации оснований и порядка приобретения права пользования поверхностными водными объектами:

- в отношении поверхностных водных объектов (см. ч. 2 ст. 5 ВК РФ) основания и порядок приобретения права пользования установлены главой 3 ВК РФ (ч. 1 ст. 9 ВК РФ);

- в отношении подземных водных объектов (см. ч. 5 ст. 5 ВК РФ) - законодательством о недрах (ч. 3 ст. 9 ВК РФ).

Важно, что согласно ст. 11 ВК РФ основаниями возникновения права пользования на водные объекты являются договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование. При этом в силу п. п. 1 и 2 ст. 11 ВК РФ на основании договоров и решений водные объекты могут предоставляться в пользование только в строго определенных целях, перечни которых сформулированы исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежат.

Право собственности на водные объекты по общему правилу принадлежит РФ как публично-правовому образованию (ч. 1 ст. 8 ВК РФ). Однако законодатель допускает исключение: пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).

Регламентированная правовыми нормами система юридических актов, направленных на переход субъективных прав на водные объекты от одного лица к другому, образует оборот водных объектов. Важно заметить, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. Таким образом, водные объекты отнесены к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав: право пользования водными объектами может возникать только при их использовании в строгом соответствии с установленными в ВК РФ целями; право собственности на водные объекты принадлежит публично-правовым образованиям (РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям) и лишь в одном случае может возникать у физических или юридических лиц (см. ч. 2 ст. 8 ВК РФ).


По договору водопользования, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, могут предоставляться только водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Важно учесть, что согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Таким образом, для приобретения субъектами гражданского оборота имущественных прав на водные объекты необходимо наличие юридического акта государственной регистрации. Как установлено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <87> (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

--------------------------------

<87> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.


Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 122-ФЗ, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, определен Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <88>.

--------------------------------

<88> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6366.


Важно заметить, что права на водные объекты признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, если они возникли до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ - до 30 января 1998 года (см. п. 1 ст. 33 Федерального закона N 122-ФЗ). Государственная регистрация указанных прав проводится по желанию их обладателей. Кроме того, государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на водный объект может быть оспорено только в судебном порядке.

Важно, что в соответствии с ВК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 <89> (далее - Постановление Правительства РФ N 253) утверждено Положение о ведении государственного водного реестра (далее - реестр). Реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсами) <90> в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.