Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2822

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- использование водного объекта в заявленных целях невозможно, в том числе в случае превышения лимитов водопользования, квот, установленных для субъектов РФ для данного водного объекта или его части;

- указанный в заявлении водный объект или его часть предоставлены в обособленное водопользование.

Отказ в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства направляется заявителю в случае, если документы для предоставления права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование представлены не в полном объеме.

Мотивированный отказ в предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с приложением заключения о принятом решении о предоставлении права пользования водным объектом или его частью на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование и самих представленных документов передается заявителю непосредственно или высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение тридцати календарных дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в территориальном органе Росводресурсов.

Важно, что отказ в предоставлении водного объекта или его части в пользование не препятствует повторному обращению в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с аналогичным заявлением, касающимся того же водного объекта или его части.

В части 4 комментируемой статьи предусматривается судебная защита прав и законных интересов физического или юридического лица в случае отказа в предоставлении водного объекта или его части в пользование.

При этом заявитель должен руководствоваться положениями главы 25 ГПК РФ либо главы 24 АПК РФ (если он использует водный объект для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности), устанавливающими порядок рассмотрения дел об оспаривании решений государственных органов, органов местного самоуправления.

Кроме того, в отношении граждан, оспаривающих отказ уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу, действует Федеральный закон N 4866-1. В частности, каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.


Согласно ст. ст. 257 и 258 ГПК РФ, заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом РФ - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, решения которых оспариваются. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Глава 24 АПК РФ регламентирует порядок рассмотрения дел об оспаривании решений государственных органов, органов местного самоуправления, вынесенных в отношении юридического и физического или лица, включая индивидуального предпринимателя, использующего водный объект для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Арбитражный суд, установив, что решение государственных органов, органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений незаконными.

В части 5 комментируемой статьи определен момент вступления в силу решения о предоставлении водного объекта или его части в пользование - регистрация в государственном водном реестре.

Ведение государственного водного реестра осуществляется в соответствии с ВК РФ и Постановлением Правительства РФ N 253 <230>. Оформление государственной регистрации в государственном водном реестре решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется в соответствии с Приказом МПР N 216 <231>.

--------------------------------

<230> Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" // СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.

<231> Приказ МПР РФ от 22 августа 2007 г. N 216 "Об утверждении Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 41.


Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации. Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.


Сведения из государственного водного реестра могут быть получены заинтересованными лицами в силу Федерального закона N 149-ФЗ. Физическое лицо имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. При этом бесплатно предоставляется информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

В развитие приведенных положений о предоставлении гражданам и организациям информации принято Постановление Правительства РФ N 98.

В части 6 комментируемой статьи определен орган государственной власти, уполномоченный на утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, - Правительство РФ.

Важно, что Правительством РФ утверждается порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных объектов, находящихся как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов РФ, а также муниципальных образований.

В настоящее время порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование физическим и юридическим лицам утвержден Постановлением Правительства РФ N 844.

В Постановлении Правительства РФ N 844 определены:

- исполнительные органы государственной власти (местного самоуправления), уполномоченные на принятие решений о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование;

- содержание заявления о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование и перечень прилагаемых документов;

- действия исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), уполномоченного на принятие решения о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование после получения соответствующего заявления;

- содержание заявления о предоставлении водных объектов или частей таких объектов в пользование и прилагаемых к нему документов.


Глава 4. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ


Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений



Комментарий к статье 24


Отнесение водных объектов к государственной собственности предполагает осуществление государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Комментируемая статья закрепляет следующий перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере водных отношений:

1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно п. 5.6.1 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" <232> (далее - Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством РФ, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности;

--------------------------------

<232> Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (ред. от 08.08.2009) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" // Собрание законодательства РФ. 21.06.2004. N 25. Ст. 2564.


2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы.

Согласно ст. 33 комментируемого Кодекса схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

Согласно части 2 комментируемой статьи к полномочиям федеральных органов государственной власти в области водных отношений относится разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883 (ред. от 22.04.2009) "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" <233> схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатывают Росводресурсы в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ (далее - Минприроды РФ) при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.


--------------------------------

<233> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883 (ред. от 22.04.2009) "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" // Собрание законодательства РФ. 29.01.2007. N 5. Ст. 651.


В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883 разработаны Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов <234>;

--------------------------------

<234> Приказ МПР РФ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 17.09.2007. N 38.


3) осуществление федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

В соответствии с п. 5.1.5 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (ред. от 28.03.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370" <235> Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

--------------------------------

<235> Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (ред. от 28.03.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" // Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. N 32. Ст. 3347.


Приказом Минприроды РФ от 26 августа 2008 г. N 192 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" <236> утвержден Регламент, определяющий последовательность действий Росприроднадзора по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

--------------------------------

<236> Приказ Минприроды РФ от 26 августа 2008 г. N 192 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 45.


Согласно Регламенту предметом государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами правил (порядка) водного законодательства, а также особого правового режима при использовании земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Осуществление государственной функции включает в себя принятие решения о проведении мероприятия по контролю, уведомление проверяемой организации, проведение мероприятия по контролю, оформление и выдачу предписания. В приложениях к Регламенту приведены адреса и контактные телефоны территориальных органов Росприроднадзора, а также образцы актов и предписаний;