Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2828

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование водных объектов для разового взлета, разовой посадки, в том числе при проведении аварийно-спасательных работ и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оказания врачебной помощи, доставки почтовых грузов в труднодоступные или отдаленные местности и в других подобных случаях, не требующее обустройства акватории водного объекта и ее разметки для взлета, посадки воздушных судов, осуществляется в соответствии с требованиями правил охраны жизни людей на водных объектах;

17) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ.

Согласно ст. 1 ВК РФ негативное воздействие вод - это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, который организует осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;

18) утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам.

Правительством РФ утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <267>, которая применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов;

--------------------------------

<267> Приказ Минприроды РФ от 13 апреля 2009 г. N 87 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" // Российская газета. 24.06.2009. N 113 (опубликован без приложений 2 - 3).


19) определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 (ред. от 22.04.2009) "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" <268> утверждены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;


--------------------------------

<268> Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 (ред. от 22.04.2009) "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" // Собрание законодательства РФ. 06.11.2006. N 45. Ст. 4713.


20) утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" Минприроды РФ на основании определенных Правительством РФ критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов <269>.

--------------------------------

<269> Приказ МПР РФ от 18 декабря 2006 г. N 288 (ред. от 07.03.2007) "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.01.2007. N 5.


Согласно Приказу МПР РФ от 18 декабря 2006 г. N 288 (ред. от 07.03.2007) "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" <270> объектами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, а также использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос следующих водных объектов:

--------------------------------

<270> Приказ МПР РФ от 18 декабря 2006 г. N 288 (ред. от 07.03.2007) "Об утверждении Перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.01.2007. N 5.


поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;


внутренних морских вод РФ;

территориального моря РФ;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

трансграничных (пограничных) водных объектов;

водных объектов или их частей, используемых для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

Федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов подлежат также объекты, оказывающие негативное влияние на:

особо охраняемые водные объекты либо водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

водные объекты или их части, являющиеся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

21) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

К числу полномочий федеральных органов государственной власти относится установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 (ред. от 04.03.2009) "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" <271> Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому Минприроды РФ в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ;

--------------------------------

<271> Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 (ред. от 04.03.2009) "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов" // Собрание законодательства РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 2). Ст. 259.


22) иные полномочия, установленные комментируемым Кодексом.

Пункт 22 комментируемой статьи прямо указывает на то, что перечень полномочий федеральных органов государственной власти, содержащийся в комментируемой статье, является открытым. Так, согласно ч. 3 ст. 6 ВК РФ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти определяют порядок утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах.


Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений


Комментарий к статье 25


Комментируемая статья устанавливает следующий перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений:


1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ.

Собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ в собственности субъектов РФ находятся пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков, принадлежащие им на праве собственности;

2) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

Комментируемая статья предусматривает полномочие органов государственной власти субъектов РФ по установлению ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, порядка расчета и взимания этой платы.

Следует отметить, что плата за пользование водными объектами относится к числу неналоговых доходов бюджетов субъектов и подлежит зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов (ст. 57 БК РФ);

3) участие в деятельности бассейновых советов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. N 727 <272> представители органов государственной власти субъектов РФ входят в состав бассейнового совета и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам, в том числе другим членам бассейнового совета. В случае отсутствия члена бассейнового совета на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме;

--------------------------------

<272> Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. N 727 (ред. от 10.03.2009) "О порядке создания и деятельности бассейновых советов" // Собрание законодательства РФ. 04.12.2006. N 49 (ч. 2). Ст. 5224.


4) разработка, утверждение и реализация программ субъектов РФ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов РФ.

Согласно пункту 4 комментируемой статьи органы государственной власти субъектов РФ уполномочены разрабатывать, утверждать и реализовывать программы по использованию и охране водных объектов или их частей;

5) резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со ст. 2 Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 (ред. от 04.03.2009) "Об утверждении Правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации;


6) осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору.

Органы государственной власти субъектов РФ наделяются функциями по региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору, в отношении которых Правительство РФ наделено полномочием по установлению порядка осуществления государственного контроля и надзора за этими водными объектами;

7) утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

В данном случае комментируемая статья закрепляет полномочие органов государственной власти субъектов РФ по утверждению правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. Примером может являться Постановление губернатора Курской области от 16 мая 2007 г. N 209 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Курской области" <273>.

--------------------------------

<273> Постановление губернатора Курской области от 16 мая 2007 г. N 209 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Курской области" // Курская правда. 09.06.2007. N 83.


Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Курской области устанавливают порядок пользования водными объектами для плавания и базирования маломерных судов, под которыми понимаются принадлежащие юридическим и физическим лицам суда, иные плавучие объекты и средства, которые в соответствии с законодательством РФ не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ;

8) утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

К ведению субъектов РФ относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" <274> утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта РФ после их согласования с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласование осуществляется в срок не более 1 месяца.