Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2824

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этому свидетельствует положение о том, что государственный мониторинг водных объектов является частью государственного мониторинга окружающей среды (ч. 2).

Согласно ст. 1 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <296> (далее - ФЗ об охране окружающей среды) мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменения ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

--------------------------------

<296> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.


Вопросам государственного экологического мониторинга в ФЗ об охране окружающей среды посвящена отдельная глава - глава X. Порядок осуществления государственного экологического мониторинга регулируется Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 <297> (далее - Положение о государственном мониторинге окружающей среды). Согласно указанному Положению экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Он ведется Министерством природных ресурсов и экологии РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

--------------------------------

<297> СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1278.


Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется при:

- разработке прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

- разработке федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

- осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

- прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

- подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Что касается порядка осуществления государственного мониторинга водных объектов, то он определен в Постановлении Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов" <298> (далее - Положение о государственном мониторинге водных объектов).

--------------------------------

<298> СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.


Текстуально нормы комментируемой статьи и Положения о государственном мониторинге водных объектов во многом дублируют друг друга. Это касается целей, методов и направлений государственного мониторинга в рассматриваемой сфере.


В части третьей комментируемой статьи определены цели государственного мониторинга водных объектов, а именно:

1) своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Для сравнения, п. 5 Положения о государственном мониторинге окружающей среды цели экологического мониторинга в целом определены следующим образом:

- наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

- оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

- обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

В части четвертой настоящей статьи сформулированы основные методы государственного мониторинга водных объектов, которые включают в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

В части пятой заданы основные направления, а именно:

1) мониторинг поверхностных водных объектов (с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях);

2) мониторинг состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинг подземных вод (с учетом данных государственного мониторинга состояния недр);

4) наблюдения за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

Таким образом, государственный мониторинг охватывает все разновидности поверхностных водных объектов, дно и берега водных объектов, включая водоохранные зоны, подземные воды (см. комментарий к ст. 5 ВК РФ). Помимо водных объектов мониторинг включает в себя также наблюдения за водохозяйственными системами, объемом вод при водопотреблении и водоотведении


Согласно части шестой комментируемой статьи государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

В соответствии с частью седьмой комментируемой статьи организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ (см. также п. 4 ст. 24 ВК РФ).

В п. 8 Положения о государственном мониторинге водных объектов определены участники ведения мониторинга, т.е. те органы, которые организуют и осуществляют мониторинг <299>, а именно:

--------------------------------

<299> См.: Приказ МПР РФ от 7 мая 2008 г. N 111 "Об утверждении форм и Порядка представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 27.


- Федеральное агентство водных ресурсов <300>;

--------------------------------

<300> См.: Приказ Минприроды РФ от 31 октября 2008 г. N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 12.


- Федеральное агентство по недропользованию;

- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ.

При проведении мониторинга используются сведения, полученные другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с которыми взаимодействуют участники ведения мониторинга, а также сведения, полученные в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователями и недропользователями.

Ведение мониторинга осуществляется на основе унификации программных (информационных и технических) средств, обеспечивающих совместимость его данных с данными других видов мониторинга окружающей среды.

Представление данных мониторинга и обмен ими между федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на безвозмездной основе <301> (п. 9).

--------------------------------

<301> См.: Приказ МПР РФ от 27 декабря 2007 г. N 349 "Об утверждении Порядка информационного обмена данными государственного мониторинга водных объектов между участниками его ведения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 8.



Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии РФ:

- ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;

- ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;

- представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью (п. 16).

Согласно п. 17 Положения о государственном мониторинге водных объектов Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды взаимодействуют при осуществлении мониторинга со следующими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

- с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в части использования сведений, получаемых при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (федерального государственного экологического контроля), в том числе контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов);

- с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору - в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора за безопасностью поднадзорных гидротехнических сооружений;

- с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического мониторинга, об оценке качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об оценке состояния водных объектов, используемых для рекреационных целей и содержащих природные лечебные ресурсы;

- с Федеральным агентством по рыболовству - в части использования сведений, получаемых при ведении мониторинга состояния водных биологических ресурсов в части оценки состояния водных объектов как среды обитания водных биологических ресурсов;

- с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в части использования сведений, получаемых при осуществлении контроля и надзора в сфере морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов) и внутреннего водного транспорта.

Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают сбор, обработку, хранение и представление в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов сведений, указанных в настоящем пункте, необходимых для ведения мониторинга.



Статья 31. Государственный водный реестр


Комментарий к статье 31


Комментируемая статья посвящена вопросам ведения государственного водного реестра. Согласно ст. 24 комментируемого Кодекса, установление порядка ведения и само ведение государственного водного реестра отнесено к компетенции органов государственной власти РФ.

Сразу следует отметить часть 10 комментируемой статьи, где установлено, что ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 <302>, к полномочиям этого органа отнесены организация государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования (п. 5.5.1); а также предоставление в установленном порядке заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений (п. 5.10).

--------------------------------

<302> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.


Порядок ведения государственного водного реестра утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 253 <303> (далее - Порядок ведения). При этом данным Постановлением определено, что в государственный водный реестр включаются данные государственного водного кадастра РФ по состоянию на 1 января 2007 г., ведение которого осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1403 <304>.

--------------------------------

<303> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.

<304> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1403 "О ведении государственного водного кадастра Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5566 (утратило силу).


Согласно ст. 79 ВК РФ от 1995 г. государственный водный кадастр представлял собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Иными словами, государственный водный реестр имеет схожее содержание и предназначение, тем самым охватывая всю ранее накопленную информацию водного кадастра.

В части 1 комментируемой статьи содержится его понятие. Государственный водный реестр (далее - водный реестр) - это систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В тексте Порядка ведения под документированными сведениями понимаются зафиксированные на материальном носителе сведения, документирование которых осуществлено в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, т.е. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <305> (далее - ФЗ N 149-ФЗ).