Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2820

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 215 утвержден Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, <322> который обязателен для всех юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых.

--------------------------------

<322> СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1110.


Надо отметить, что с 1 января 2011 г. будет отменена плата за геологическую информацию о недрах. Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 89-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 13 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <323> признана утратившей силу ст. 41 Закона РФ "О недрах", устанавливающая обязанность взимания платы за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. По мнению авторов поправок, данная мера будет способствовать интенсификации процесса геологического изучения недр.

--------------------------------

<323> СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2527.


В части 6 комментируемой статьи установлено, что документированные сведения водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Сведения эти носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Согласно ст. 14 ФЗ N 149-ФЗ государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. При этом информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

В соответствии со ст. 8 ФЗ N 149-ФЗ физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законом. Физическое лицо имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. При этом бесплатно предоставляется информация:


1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

В развитие приведенных положений принято Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" <324>.

--------------------------------

<324> СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658.


Важно, что согласно ст. 8 ФЗ N 149-ФЗ решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Право на доступ к информации, содержащейся в водном реестре, реализуется следующим образом. В соответствии с частью 7 рассматриваемой статьи в течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти может:

- предоставить заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра,

- в письменной форме направить ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

В части 8 установлен возмездный характер предоставления копий документов, указанных в части 4 настоящей статьи. В частности, размер платы установлен Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 667 "О размере платы, взимаемой за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, и порядке ее взимания" <325>, согласно которому размер ее составляет для юридических и физических лиц 50 рублей за 1 лист формата А4.

--------------------------------

<325> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4898.


В части 9 определено, что информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким сайтом является сайт Федерального агентства водных ресурсов <326>.

--------------------------------

<326> См.: Официальный сайт Федерального агентства водных ресурсов http://voda.mnr.gov.ru/.


Статья 32. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации


Комментарий к статье 32


В части 1 комментируемой статьи определяется основная цель гидрографического районирования территории РФ, эта деятельность необходима для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов.


Гидрографическое районирование территории РФ - это установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ, осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе методики гидрографического районирования территории РФ.

В части 2 комментируемой статьи определяется, что является гидрографическими единицами. Так, к гидрографическим единицам относятся: 1) речной бассейн; 2) подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна.

Речной бассейн - это территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро.

Вся территория РФ делится на гидрографические единицы бассейнового уровня. Участок территории РФ может относиться (принадлежать) только к одной гидрографической единице бассейнового уровня. Каждая гидрографическая единица бассейнового уровня может быть поделена на гидрографические единицы подбассейнового уровня (бассейны рек, впадающих в главную реку гидрографической единицы бассейнового уровня).

В случае деления гидрографическая единица бассейнового уровня должна включать в себя не менее двух гидрографических единиц подбассейнового уровня. При этом не должно оставаться никакой части территории делимого речного бассейна, не отнесенной ни к одному из составляющих его подбассейнов. Не допускается отнесение одного и того же участка территории к различным гидрографическим единицам подбассейнового уровня.

Главной рекой речного бассейна (гидрографической единицы бассейнового уровня) может быть:

- большая река <327>, впадающая в море или бессточное озеро (озеро-водохранилище);

--------------------------------

<327> К категории больших рек (рек, бассейны которых располагаются в нескольких географических зонах, а гидрологический режим не свойственен для рек каждой географической зоны в отдельности) относятся равнинные реки, имеющие бассейн площадью более 50000 кв. км, а также реки преимущественно горные с площадью водосбора более 30000 кв. км.


- большая река, впадающая в другую большую реку (или часть большой реки до некоторого замыкающего створа), давшая название бассейновому округу.

Если главная река образуется от места слияния двух рек с другими географическими названиями, то они считаются притоками главной реки, а точка их слияния - началом главной реки.

Речные бассейны малых и средних рек <328>, впадающих в море, или бессточное озеро не выделяются в самостоятельные гидрографические единицы бассейнового уровня. Они должны быть включены в состав смежной гидрографической единицы бассейнового уровня или объединены в одну гидрографическую единицу бассейнового уровня.

--------------------------------

<328> К категории средних рек отнесены равнинные реки, бассейны которых располагаются в одной гидрографической зоне, имеют площадь от 2000 до 50000 кв. км, а их гидрологический режим свойственен для рек этой зоны; к категории малых рек - реки, бассейны которых располагаются в одной гидрографической зоне, имеют площадь не более 2000 кв. км и гидрологический режим которых под влиянием местных факторов может быть не свойственен для рек этой зоны.



Границы гидрографических единиц проходят по водоразделам речных бассейнов и подбассейнов (географической границе между смежными водосборами).

Количество гидрографических единиц и их границы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов.

В части 3 комментируемой статьи определяется цель водохозяйственного районирования территории РФ, это необходимо для разработки водохозяйственных балансов.

Водохозяйственное районирование территории РФ - это выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и границ, осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов на основе методики водохозяйственного районирования территории РФ.

Водохозяйственные участки представляют собой минимальные части речных бассейнов (минимальные учетные единицы), используемые при составлении водохозяйственных балансов, и достаточные (с позиций обеспечения неистощительного водопользования и охраны водных объектов) для определения лимитов забора воды, лимитов сбросов сточных вод, других параметров использования водных объектов или их частей, расположенных в пределах конкретных водохозяйственных участков.

Максимальная площадь водохозяйственного участка (водосборной территории водохозяйственного участка), как правило, не должна быть более 50000 кв. км.

Бессточные области с водосборной площадью более 2000 кв. км, выделяются как минимум в один отдельный водохозяйственный участок.

Смежные бессточные области с водосборной площадью менее 2000 кв. км каждый могут группироваться в водохозяйственные участки общей площадью до 30000 кв. км.

Острова площадью более 2000 кв. км, выделяются как минимум в один отдельный водохозяйственный участок.

Острова площадью менее 2000 кв. км каждый группируются в водохозяйственные участки общей площадью до 30000 кв. км.

При выделении на водосборной площади гидрографической единицы водохозяйственных участков учитываются площадь водосборной территории, количество и плотность проживающего в ее пределах населения, а также параметры использования водных объектов.

Количество водохозяйственных участков и их границы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов.

В части 4 комментируемой статьи содержится отсылочная норма на Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2006 г. N 728 "О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории РФ и утверждении границ бассейнов округов". Данное постановление устанавливает порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков.

Так, указанное Постановление содержит отсылочную норму на Методику гидрографического районирования, которая утверждена Приказом МПР РФ "Об утверждении Методики гидрографического районирования территории Российской Федерации" от 25 апреля 2007 г. N 112.


Методика гидрографического районирования территории РФ устанавливает:

1) принципы и критерии деления территории РФ на гидрографические единицы;

2) порядок определения и описания границ гидрографических единиц;

3) правила кодирования (нумерации) гидрографических единиц;

4) состав документов для утверждения количества гидрографических единиц и их границ.

Границы гидрографических единиц не могут пересекать границы водохранилищ, проточных озер или озер-водохранилищ, полностью расположенных на территории РФ.

Если часть речного бассейна находится вне территории РФ, часть границы соответствующей гидрографической единицы совмещается с Государственной границей РФ.

Акватории водных объектов относятся к соответствующей гидрографической единице до линии Государственной границы РФ.

Установление (выделение) гидрографических единиц и определение их границ проводится на основе государственных топографических карт и цифровых моделей рельефа с использованием геоинформационных технологий. В качестве топографической основы при установлении (выделении) границ гидрографических единиц используются топографические основы масштаба 1:1000000. При необходимости допускается дополнительная детализация отдельных участков границ гидрографических единиц на картах масштаба 1:200000.

Выделение гидрографических единиц осуществляется поэтапно.

1. По картографическим материалам выделяются большие реки, непосредственно впадающие в моря или бессточные озера, и водосборы которых частично или полностью расположены на территории РФ, а также определяются водоразделы соответствующих бассейнов.

2. Определяются главные реки для гидрографических единиц бассейнового уровня (речных бассейнов). Как правило, к ним причисляются большие реки, выделенные на первом этапе, за исключением больших рек, бассейны которых в соответствии с действующим законодательством должны быть поделены на несколько бассейновых округов. Для этих рек устанавливаются замыкающие створы (створы, ограничивающие рассматриваемый бассейн) на главных реках соответствующих гидрографических единиц бассейнового уровня.

3. По картографическим материалам выделяются отдельные бассейны или группы бассейнов средних и малых рек, непосредственно впадающие в моря или бессточные озера, и водосборы которых частично или полностью расположены на территории РФ, а также определяются водоразделы соответствующих бассейнов.

4. По картографическим материалам на территории РФ, внутри всех гидрографических единиц бассейнового уровня, выделяются большие реки, впадающие в главные реки этих гидрографических единиц, а также устанавливаются водоразделы соответствующих бассейнов.

5. Составляется систематизированный перечень гидрографических единиц с присвоением им кодов и определением их числа.