ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3009
Скачиваний: 1
6. Проводится описание и документирование границ установленных гидрографических единиц.
7. Документы установления количества гидрографических единиц и их границ, предусмотренные настоящим разделом Методики, составляются на бумажных и электронных носителях.
Подобная методика принята и в отношении водохозяйственного районирования.
Плотность
населения |
Размеры
водохозяйственных |
Более 100 |
Менее 3 |
От 50 до 100 |
От 3 до 5 |
От 25 до 50 |
От 5 до 10 |
От 10 до 25 |
От 10 до 25 |
От 1 до 10 |
От 25 до 50 |
Менее 1 |
От 50 до 100 |
Так, Методика водохозяйственного районирования территории РФ, утвержденная Приказом МПР РФ от 25 апреля 2007 г. N 111 "Об утверждении Методики водохозяйственного районирования территории Российской Федерации" устанавливает, что при установлении количества водохозяйственных участков в пределах гидрографических единиц на первом этапе в качестве ориентировочного критерия антропогенной нагрузки на водные объекты принимается показатель плотности населения.
Рекомендуемая площадь водохозяйственных участков определяется по следующей шкале.
В пределах одного водохозяйственного участка может находиться не более:
1-го города с населением свыше 1000000 чел.;
2-х городов с населением от 500000 до 1000000 чел.;
4-х городов с населением от 300000 до 500000 чел.;
8-ми городов с населением от 100000 до 300000 чел.
В отдельные водохозяйственные участки (площадью не менее 2000 кв. км) выделяются участки водосборной территории, в пределах которых формируется не менее 50% поверхностного стока в замыкающих пограничных створах этих участков.
В отдельные водохозяйственные участки (площадью не менее 2000 кв. км) выделяются участки водосборной территории, в пределах которых объем воды, забираемой из водных объектов для использования, составляет более 25% поверхностного стока в замыкающих пограничных створах этих участков в условиях средней водности и более 30% стока - в условиях маловодья.
В отдельные водохозяйственные участки (площадью не менее 2000 кв. км) выделяются участки водосборной территории, в пределах которых количество загрязняющих веществ на единицу объема поверхностного стока в замыкающих пограничных створах в маловодный период более чем в 3 раза превышает установленные нормативы предельно допустимых концентраций содержания загрязняющих веществ в водных объектах.
Установление (выделение) водохозяйственных участков и определение их границ проводится на основе государственных топографических карт и цифровых моделей рельефа с использованием геоинформационных технологий.
Границы водохозяйственных участков проходят по водоразделам (географической границе между смежными водосборами) и граничным расчетным створам.
В качестве топографической основы при выделении границ водохозяйственных участков используются топографические основы масштабов 1:1000000 и 1:200000. При необходимости дополнительной детализации отдельных участков границ водохозяйственных участков используются государственные топографические карты более крупных масштабов, а также аэрофотоснимки и космические снимки.
Для зонирования территорий гидрографических единиц используются данные о плотности населения на соответствующих территориях.
Для зонирования территорий гидрографических единиц по обеспеченности водными ресурсами используются сведения Государственного водного кадастра РФ об основных гидрологических характеристиках районов РФ и (или) Государственного водного реестра.
Для учета распределения антропогенной нагрузки на водные объекты используются сведения соответствующих разделов Государственного водного кадастра РФ и (или) Государственного водного реестра за 3 года, предшествующие осуществлению водохозяйственного районирования.
Выделение водохозяйственных участков осуществляется поэтапно.
1. По картографическим материалам, в пределах делимых на водохозяйственные участки гидрографических единиц, выделяются: водосборные территории не связанных гидравлически между собой поверхностных водных объектов; бессточные области и острова и определяются их площади.
2. Устанавливаются створы отдельных гидроузлов, создающих водохранилища объемом более 100 млн. куб. м, и замыкающих гидроузлов каскадов водохранилищ, имеющих суммарный объем более 200 куб. м;
3. С учетом результатов, полученных на первом и втором этапах, производится зонирование территории гидрографической единицы по показателям плотности населения, использования и антропогенного загрязнения водных ресурсов. Зонирование производится с помощью геоинформационных технологий на основе данных о численности населения административно-территориальных единиц субъектов РФ, данным по водным объектам и водным ресурсам, а также их использованию из Государственного водного кадастра РФ и (или) Государственного водного реестра на соответствующих территориях.
4. На топографическую основу территории гидрографической единицы, содержащую рельеф, гидрографическую сеть, населенные пункты и иные объекты с использованием геоинформационных технологий, накладываются показатели антропогенной нагрузки на водные объекты, а также сведения о существующих пунктах наблюдений за режимом и качеством вод водных объектов, гидротехнических сооружениях и крупных водопользователях.
5. Выделение водохозяйственных участков осуществляется с верховьев речной сети гидрографической единицы и заканчивается в замыкающих створах водных объектов (нижних створах на реке, ограничивающих рассматриваемый бассейн).
Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов
Комментарий к статье 33
В статье 33 дается правовое закрепление порядка разработки и использования схем комплексного использования и охраны водных объектов.
В части 1 комментируемой статьи закрепляется определение схемы комплексного использования и охраны водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов - это систематизированные материалы в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
В части 2 определяется назначение схем комплексного использования и охраны водных объектов. Так, схемы необходимы для: 1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; 2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; 3) обеспечения охраны водных объектов; 4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
Схемы составляются как на бумажных, так и на электронных носителях. При несоответствии материалов на бумажном и электронном носителях приоритет имеют материалы на бумажных носителях.
Порядок разработки и внесения изменений в схемы комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с Правилами разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351) "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы".
В части 3 комментируемой статьи закрепляется, что схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:
а) целевые показатели качества воды в водных объектах, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых схемами водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с учетом природных особенностей каждого речного бассейна, его части, условий целевого использования водных объектов или их частей, расположенных в границах соответствующего речного бассейна;
б) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов РФ;
в) водохозяйственные балансы по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, рассчитываемые Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Очередность подготовки указанных водохозяйственных балансов устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов и их частей;
г) лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, а также с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых воздействий (допустимого совокупного воздействия всех источников на водный объект или его часть) и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов;
д) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта Российской Федерации и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков <329>;
--------------------------------
<329> Порядок установления лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод определяется Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 223.
е) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, характеризующие сокращение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь, в том числе вследствие нарушения условий жизнедеятельности людей, от негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей, включая мероприятия, направленные на предупреждение наводнений и снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в конкретных речных бассейнах, обеспечение безопасного функционирования водохозяйственных систем в границах речных бассейнов, защиту от негативного воздействия вод на определенных территориях и объектах. Указанные показатели и мероприятия разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов РФ;
ж) предполагаемый объем необходимых для реализации схем финансовых ресурсов, исчисляемый исходя из объема финансовых ресурсов, требуемых для разработки водохозяйственных балансов, и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, а также мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия вод.
В части 4 комментируемой статьи указывается, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В качестве такого органа выступает Федеральное агентство водных ресурсов. Данное агентство направляет проекты схем бассейновым советам, которые в месячный срок с даты поступления проектов схем представляют в Агентство соответствующие рекомендации, а также рассматривает рекомендации бассейновых советов, при необходимости вносит изменения в проекты схем, после чего направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы представляет проекты схем в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
В части 5 закрепляется императивная норма, что для органов государственной власти и органов местного самоуправления схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными.
Часть 6 содержит отсылочную норму, что порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351) "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы".
Данное Постановление определяет, что схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов РФ.
Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов <330>.
--------------------------------
<330> Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают участие в разработке схем.