Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2815

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральные органы исполнительной власти представляют в Федеральное агентство водных ресурсов результаты исследований и иные материалы, необходимые для включения в схемы, в соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30, по запросам Федерального агентства водных ресурсов. Состав и форма представления указанных материалов определяются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

При разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по РФ, по отраслям экономики, по регионам, а в отношении трансграничных водных объектов - также положения международных договоров РФ в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ утверждает схемы в месячный срок с даты их поступления и передает в Федеральное агентство водных ресурсов для направления в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также для размещения на сайте Федерального агентства водных ресурсов в сети Интернет.

В схемы могут вноситься изменения до истечения срока их действия.

Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод.

До утверждения в соответствии со статьей 33 ВК РФ схем комплексного использования и охраны водных объектов, но не позднее чем до 1 января 2015 года лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод для каждого субъекта РФ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном Правительством РФ (статья 6.1 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").


Статья 34. Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения


Комментарий к статье 34


В статье 34 комментируемого Закона закрепляется порядок резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В части 1 комментируемой статьи определяется цель резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - это обеспечение граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Механизмом резервирования источников питьевой воды является установление зон специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон санитарной охраны подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.


В части 2 закрепляется отсылочная норма, что порядок резервирования определяется Правилами резервирования питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2006 г. N 703 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192) "Об утверждении правил резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения".

Резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения питьевой водой граждан, проживающих в городах и других населенных пунктах, водоснабжение которых питьевой водой обеспечивается преимущественно за счет поверхностных водных объектов или недостаточно защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов.

В качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации используются защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты с разведанными запасами подземных вод, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, формирует и утверждает перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (далее - перечень городов и других населенных пунктов).

Перечень городов и других населенных пунктов формируется в соответствии с очередностью резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемой в зависимости от:

а) состояния существующих систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) степени подверженности используемых источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения различным видам загрязнения и засорения в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

в) наличия разведанных запасов питьевой воды в защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектах;

г) объемов воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемых для граждан в соответствии с установленными нормами водоснабжения населения на период чрезвычайной ситуации.

В целях определения подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на основе разведанных запасов подземных вод, орган государственной власти субъекта РФ направляет в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию запрос о предоставлении информации о таких объектах.


К запросу прилагается обоснование, в котором содержится перечень городов и других населенных пунктов и указываются объемы воды питьевого качества по каждому городу или другому населенному пункту, требуемые для граждан, допустимое расстояние от городов или других населенных пунктов до подземных водных объектов, которые могут быть использованы в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в 2-месячный срок рассматривает поступивший запрос и дает заключение о наличии защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов, пригодность разведанных запасов подземных вод которых для целей питьевого водоснабжения определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений и которые могут быть зарезервированы в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения исходя из требуемых объемов воды питьевого качества и с учетом установленной органом государственной власти субъекта РФ очередности резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В заключении приводятся данные о местоположении рекомендуемого для резервирования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подземного водного объекта, водоносных горизонтах, глубинах их залегания и мощности, эксплуатационных запасах, качестве подземных вод и другие характеристики.

Заключение территориального органа Федерального агентства по недропользованию направляется в орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.

При отсутствии разведанных подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации, орган государственной власти соответствующего субъекта РФ может обратиться в Федеральное агентство по недропользованию с просьбой о выполнении комплекса работ по выявлению такого подземного водного объекта и оценке запасов подземных вод.

Орган государственной власти субъекта РФ принимает решение о резервировании подземного водного объекта в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрев в нем сроки обустройства водозаборных сооружений для подачи подземных вод из зарезервированных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и направляет его в Федеральное агентство по недропользованию.

Предоставление в пользование подземных водных объектов, зарезервированных в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, осуществляется в порядке, установленном законодательством о недрах.


До утверждения в соответствии со статьей 35 ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (статья 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ).


Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах


Комментарий к статье 35


В соответствии с частью 1 комментируемой статьи поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. В настоящее время законодательством об охране окружающей среды установлен ряд взаимосвязанных нормативов. Рассмотрим подробнее систему существующих нормативов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты представляют собой разновидность нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимаются нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды. В свою очередь, нормативы качества окружающей среды установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, которые в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ представляет собой величину допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Разновидностью нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты являются нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты. Они установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды. Технологические нормативы в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона N 7-ФЗ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Наилучшая существующая технология согласно ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ представляет собой технологию, основанную на последних достижениях науки и техники, направленную на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющую установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.


Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ, а также микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих водные объекты, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.

Согласно пункту 2 комментируемой статьи нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Под предельно допустимой концентрацией понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах устанавливаются в зависимости от целей водопользования. Так, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования установлены Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ. В настоящий момент действуют следующие нормативные акты.

1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 78 (ред. от 28.09.2007) "О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03" (вместе с "Гигиеническими нормативами "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03"). Нормативы, установленные данным актом, действуют на всей территории РФ и устанавливают предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Согласно пункту 1.3 раздела 1 настоящего Постановления нормативы предельно допустимых концентраций распространяются на воду подземных и поверхностных водоисточников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения, для рекреационного и культурно-бытового водопользования, а также питьевую воду и воду в системах горячего водоснабжения. При этом данные Нормативы могут использоваться также как один из гигиенических критериев безопасности морского водопользования населения. Согласно пункту 1.4 раздела 1 названного Постановления нормативы разработаны на основе экспериментальных исследований токсичности и опасности веществ, влияния на санитарный режим водоемов, органолептических исследований, а также с учетом эпидемиологических исследований и международного опыта. Данные нормативы установлены для 1356 веществ. Они учитывают предельно допустимую концентрацию вещества, которая выражается в количестве миллиграмм на литр воды. Также Нормативы предельно допустимых концентраций учитывают лимитирующий показатель вредности (признак, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией вещества в воде) и класс опасности вещества (характеристика, определяющая вредные свойства вещества).