Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3006

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет исходя из состояния каждого конкретного водного объекта, определенного в ходе разработки нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.

Согласно части 4 комментируемой статьи количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со статьей 1 ВК РФ под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. В свою очередь, под дренажными водами понимаются воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.

В соответствии с ВК РФ Правительством РФ было издано Постановление от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей". Во исполнение комментируемой статьи Минприроды был издан Приказ от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей". Согласно данному Приказу при сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования. При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования начиная с контрольного створа (контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды), но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).

Относительно сброса сточных и дренажных вод в водные объекты также действуют Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" СанПиН 2.1.5.980-00" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000). Они устанавливают гигиенические требования к условиям отведения сточных вод в водные объекты. Согласно данному акту в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые:


- могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

- содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания;

- содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические предельно допустимые концентрации, а также отсутствуют методы их определения;

- содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой "отсутствие".

Также не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:

- в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- в черте населенных пунктов;

- в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;

- в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;

- в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.

Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями указанных санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.

Согласно части 5 комментируемой статьи целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Согласно части 6 комментируемой статьи целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

На данный момент отсутствует четкое нормативное регулирование целевых показателей качества воды в водных объектах. По данному вопросу Правительством РФ было издано Постановление от 30 декабря 2006 г. N 883 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351) "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" (далее - Постановление N 883). Данным нормативным актом установлено, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов, и утверждаются Минприроды РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии с Постановлением N 883 схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются целевые показатели качества воды в водных объектах, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых схемами водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатывают Росводресурсы с участием Росрыболовства, Росгидромета и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с учетом природных особенностей каждого речного бассейна, его части, условий целевого использования водных объектов или их частей, расположенных в границах соответствующего речного бассейна. Во исполнение Постановления N 883 Минприроды РФ был издан Приказ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов". Согласно данному Приказу основной задачей разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов является формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых данными схемами целевых показателей качества воды водных объектов рассматриваемого речного бассейна и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.


Следует отметить, что до настоящего времени указанные выше схемы не разработаны. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р "Об утверждении водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" основным инструментом обеспечения комплексного использования водных объектов являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов, разработку которых предполагается завершить к 2015 году. В первую очередь предусматривается разработать схемы комплексного использования и охраны водных объектов для тех бассейнов, которые имеют напряженный водохозяйственный баланс.


Статья 36. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов


Комментарий к статье 36


Комментируемая статья 36 посвящена правовому закреплению механизма государственного контроля и надзора за соблюдением водного законодательства.

В части 1 комментируемой статьи определяется цель введения системы контроля и надзора, которая обусловлена необходимостью слежения за законностью соблюдения водного законодательства, а именно соблюдение: 1) требований к использованию и охране водных объектов; 2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и иных требований водного законодательства.

В части 2 статьи 36 указывается, что государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется как Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор), так и органами власти субъектов РФ (региональный государственный контроль и надзор).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому Министерством природных ресурсов и экологии РФ в соответствии с установленными критериями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих региональному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому указанными органами.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы при осуществлении федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов и органы исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении регионального государственного контроля и надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.


В части 3 статьи 36 указаны критерии отнесения объектов контроля к федеральным органам власти и органам власти субъектов РФ. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2009 N 351).

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование:

а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;

б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

в) внутренних морских вод;

г) территориального моря РФ;

д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;

е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;

ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

з) трансграничных (пограничных) водных объектов;

и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

В части 4 комментируемой статьи определяется, что перечень должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192), а также в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)" и от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)".


Полномочиями по осуществлению контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов наделены следующие должностные лица:

1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главный государственный инспектор РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

2) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - заместители главного государственного инспектора РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

3) заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающий вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - старший государственный инспектор РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

4) государственные инспекторы РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

5) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

6) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальники отделов этих органов, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - заместители главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

7) государственные бассейновые (территориальные) инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

В части 5 комментируемой 36 статьи закрепляются права государственных инспекторов при осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов имеют право:

а) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;

б) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов.