ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3006
Скачиваний: 1
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты устанавливаются на период не менее 15 лет исходя из состояния каждого конкретного водного объекта, определенного в ходе разработки нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Корректировка нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется на основе результатов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов не чаще одного раза в 5 лет.
Согласно части 4 комментируемой статьи количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со статьей 1 ВК РФ под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. В свою очередь, под дренажными водами понимаются воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты.
В соответствии с ВК РФ Правительством РФ было издано Постановление от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей". Во исполнение комментируемой статьи Минприроды был издан Приказ от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей". Согласно данному Приказу при сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования. При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования начиная с контрольного створа (контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды), но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).
Относительно сброса сточных и дренажных вод в водные объекты также действуют Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" СанПиН 2.1.5.980-00" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000). Они устанавливают гигиенические требования к условиям отведения сточных вод в водные объекты. Согласно данному акту в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые:
- могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;
- содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания;
- содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические предельно допустимые концентрации, а также отсутствуют методы их определения;
- содержат чрезвычайно опасные вещества, для которых нормативы установлены с пометкой "отсутствие".
Также не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:
- в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- в черте населенных пунктов;
- в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;
- в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;
- в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы.
Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями указанных санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Согласно части 5 комментируемой статьи целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна. Согласно части 6 комментируемой статьи целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.
На данный момент отсутствует четкое нормативное регулирование целевых показателей качества воды в водных объектах. По данному вопросу Правительством РФ было издано Постановление от 30 декабря 2006 г. N 883 (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 351) "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" (далее - Постановление N 883). Данным нормативным актом установлено, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов, и утверждаются Минприроды РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии с Постановлением N 883 схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются целевые показатели качества воды в водных объектах, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых схемами водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатывают Росводресурсы с участием Росрыболовства, Росгидромета и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с учетом природных особенностей каждого речного бассейна, его части, условий целевого использования водных объектов или их частей, расположенных в границах соответствующего речного бассейна. Во исполнение Постановления N 883 Минприроды РФ был издан Приказ от 4 июля 2007 г. N 169 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов". Согласно данному Приказу основной задачей разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов является формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых данными схемами целевых показателей качества воды водных объектов рассматриваемого речного бассейна и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Следует отметить, что до настоящего времени указанные выше схемы не разработаны. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р "Об утверждении водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" основным инструментом обеспечения комплексного использования водных объектов являются схемы комплексного использования и охраны водных объектов, разработку которых предполагается завершить к 2015 году. В первую очередь предусматривается разработать схемы комплексного использования и охраны водных объектов для тех бассейнов, которые имеют напряженный водохозяйственный баланс.
Статья 36. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов
Комментарий к статье 36
Комментируемая статья 36 посвящена правовому закреплению механизма государственного контроля и надзора за соблюдением водного законодательства.
В части 1 комментируемой статьи определяется цель введения системы контроля и надзора, которая обусловлена необходимостью слежения за законностью соблюдения водного законодательства, а именно соблюдение: 1) требований к использованию и охране водных объектов; 2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и иных требований водного законодательства.
В части 2 статьи 36 указывается, что государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляется как Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор), так и органами власти субъектов РФ (региональный государственный контроль и надзор).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому Министерством природных ресурсов и экологии РФ в соответствии с установленными критериями.
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на подлежащих региональному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому указанными органами.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы при осуществлении федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов и органы исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении регионального государственного контроля и надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
В части 3 статьи 36 указаны критерии отнесения объектов контроля к федеральным органам власти и органам власти субъектов РФ. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2009 N 351).
Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование:
а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ;
б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
в) внутренних морских вод;
г) территориального моря РФ;
д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;
е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;
ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
з) трансграничных (пограничных) водных объектов;
и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.
Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
В части 4 комментируемой статьи определяется, что перечень должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192), а также в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)" и от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)".
Полномочиями по осуществлению контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов наделены следующие должностные лица:
1) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главный государственный инспектор РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
2) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальник управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - заместители главного государственного инспектора РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
3) заместитель начальника управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающий вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - старший государственный инспектор РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
4) государственные инспекторы РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
5) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
6) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и начальники отделов этих органов, ведающие вопросами федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, - заместители главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
7) государственные бассейновые (территориальные) инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.
В части 5 комментируемой 36 статьи закрепляются права государственных инспекторов при осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
При осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов государственные инспекторы по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов имеют право:
а) осуществлять проверки объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
б) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов.