ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2995
Скачиваний: 1
Исходя из данного пункта основным контрольным мероприятием является проверка соблюдения водного законодательства участниками водных правоотношений);
в) составлять по результатам проверок акты и представлять их для ознакомления водопользователям (акт - это письменный документ, составляется по результатам проведенной проверки);
г) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов.
Помимо проверок государственные инспектора имеют право осуществлять в установленном порядке досмотр судов и при необходимости их задержание. Досмотр должен проводиться исключительно с целью выявления нарушений водного законодательства. Досмотр осуществляется на основании статьи 27.9 Кодекса об административных правонарушениях и может производиться как в присутствии лица, в ведении которого находиться транспортное средство, так и в его отсутствии. Задержание осуществляется при выявлении в результате досмотра нарушений законодательства, требующих необходимость сбора дополнительной информации или иных следственных действий. По результатам досмотра составляется протокол о досмотре;
д) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений условий использования водных объектов и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
Давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений водного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки (в результате выявленных нарушений составляется предписание <331>, в котором должно быть указано, что нарушено и в какие сроки необходимо устранить данное нарушение. Более того, государственный инспектор наделяется правом слежения за исполнением составленного предписания в указанный в нем срок);
--------------------------------
<331> Предписание - это обязательный для исполнения акт, который выдается по результатам контрольных мероприятий при выявлении нарушений водного законодательства.
е) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок и выявленных нарушениях условий использования водных объектов (в данном пункте закрепляется обязательная письменная форма уведомления граждан, юридических лиц, осуществляющих использование водных объектов).
Главный государственный инспектор РФ, его заместители, старший государственный инспектор РФ, главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы и их заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов помимо вышеуказанных прав имеют право:
а) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции (указанные должностные лица также наделены правом обращения с исковыми заявлениями от лица государства в суд в установленном законом порядке);
б) предъявлять физическим и юридическим лицам требования о проведении необходимых мероприятий по охране водных объектов и организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;
в) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и выдачи заключений в случае аварии на водных объектах (при необходимости или при невозможности самостоятельного проведения всех необходимых экспертиз государственные инспектора наделены правом привлекать для участия в проведении контрольных мероприятий сторонних экспертов (научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров), которые по результатам готовят соответствующие заключения).
В части 6 комментируемой статьи определяется, что государственному инспектору по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов выдаются служебное удостоверение и форма установленного образца. Образец служебного удостоверения и порядок его выдачи устанавливается Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 3 августа 2009 г. N 209 (в ред. Приказа Росприроднадзора от 23.09.2009 N 282).
Часть 7 комментируемой статьи закрепляет обязательность исполнения участниками водных отношений решений органов власти, осуществляющих государственный контроль и надзор, а также судебный порядок обжалования их решений и действий.
В части 8 закрепляется, что детально порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов устанавливается Положением об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192).
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, - в отношении федерального государственного контроля и надзора, и органами исполнительной власти субъектов РФ - в отношении регионального государственного контроля и надзора, а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Внеплановые проверки проводятся в случае:
- проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства;
- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений водного законодательства.
Формы документов, составляемых по результатам проведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования мероприятий по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Формы документов, составляемых по результатам проведения органами исполнительной власти субъектов РФ мероприятий по региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Мероприятия по государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечивать должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов и должностным лицам органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.
Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, несут установленную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
Глава 5. ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Статья 37. Цели водопользования
Комментарий к статье 37
Комментируемая статья, открывающая главу 5 ВК РФ "Водопользование", определяет цели водопользования. Водные объекты используются для следующих целей:
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
- производства электрической энергии;
- производства водного и воздушного транспорта;
- сплава древесины;
- иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
В связи с тем, что указанный перечень неполный, отметим иные цели водопользования, которые подробно регламентируются в рамках этой же главы 5 ВК РФ.
Водные объекты используются также для:
- лечебных и оздоровительных целей (см. комментарий к ст. 49 ВК);
- рекреационных целей (см. комментарий к ст. 50 ВК);
- рыболовства и охоты (см. комментарий к ст. 51 ВК);
- разведки и добычи полезных ископаемых (см. комментарий к ст. 52 ВК);
- обеспечения пожарной безопасности (см. комментарий к ст. 53 ВК);
- обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (см. комментарий к ст. 54 ВК).
К примеру, ВК РФ от 1995 г. регламентировал также возможность использования водных объектов для целей здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, строительства. Цели гидроэнергетики прямо не обозначены в действующем ВК РФ, однако предусмотрена отдельная статья, регулирующая порядок использования водохранилищ (см. комментарий к ст. 45 ВК РФ).
Положения комментируемой статьи следует анализировать во взаимосвязи с основными принципами водного законодательства (см. комментарий к ст. 3 ВК РФ).
Во-первых, это принцип целевого использования водных объектов, предполагающий, что водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей. Данный принцип, в свою очередь, взаимосвязан с принципом комплексного использования водных объектов, что предполагает возможность использования водных объектов одним или несколькими водопользователями.
Принцип целевого использования природных ресурсов характерен для природоресурсного законодательства в целом, включая земельное, горное, водное и др. При этом цели предоставления в пользования различных природных объектов должны быть обязательно зафиксированы (например, в лицензии на право пользования недрами, в решении о предоставлении водного объекта в пользование и др.). В итоге использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодателем как правонарушение <332>.
--------------------------------
<332> См.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник // СПС "КонсультантПлюс". 2008.
Во-вторых, лидирующее положение целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в комментируемой статье обусловлено действием принципа приоритета использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов.
Необходимо отметить, что использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления традиционного природопользования также выделено в качестве одного из основных принципов, на котором основывается водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты.
В связи с действием принципа целевого использования водных объектов следует обратить внимание на специфику отношений по предоставлению водных объектов в пользование. В частности, комментируемым Кодексом предусмотрено, что как договор водопользования, так и решение о предоставлении водного объекта в пользование должны содержать в себе цель, виды и условия использования водного объекта или его части (см. комментарий к ст. 13 и ст. 22 ВК РФ). Виды водопользования, включая конкретные способы использования водных объектов, определены в ст. 38 ВК РФ (см. комментарий к ст. 38 ВК РФ).
При этом в ст. 11 ВК РФ перечислены возможные направления использования водных объектов, которые, учитывая различные способы использования водных объектов, в большинстве своем конкретизируют содержание обозначенных выше целей водопользования (см. комментарий к ст. 11 ВК РФ). Они сгруппированы в зависимости от оснований возникновения права пользования водными объектами. Например, на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. Конкретные направления использования водных объектов определены также для случаев, когда водные объекты предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов или когда не требуется ни заключение договора водопользования, ни принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Статья 38. Виды водопользования
Комментарий к статье 38
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование в части 1 комментируемой статьи выделяется два вида водопользования - совместное и обособленное.
Комментируемый Кодекс не раскрывает термин "водопользование". Однако в п. 8 ст. 1 ВК РФ определен водопользователь как физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (см. комментарий к ст. 8 ВК РФ).
В основе разграничения двух видов водопользования лежат конкретные права на водные объекты, в том числе право собственности, право пользования, право общего пользования, а также субъекты-носители данных прав - участники водных отношений в лице РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также физических и юридических лиц (см. комментарий к ст. 7 ВК РФ).
Совместное водопользование может осуществляться в отношении водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключая случаи предоставления указанных водных объектов (или их частей) для обособленного водопользования.