Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3000

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае совместного водопользования водный объект представляет интерес прежде всего как природной ресурс, используемый человеком для личных и бытовых нужд (п. 1 ст. 3 ВК РФ).

Примером совместного водопользование является пользование общедоступными водными объектами, что предполагает право каждого на доступ и бесплатное использование поверхностных водных объектов для личных и бытовых нужд (см. комментарий к ст. 6 ВК РФ).

Согласно части 2 настоящей статьи обособленное водопользование, в отличие от совместного, предполагает предоставление водных объектов (или их частей) в пользование для целей, обеспечение которых исключает использование данных водных объектов (или их частей) другими физическими лицами, юридическими лицами.

К целям обособленного водопользования относятся:

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- иные государственные или муниципальные нужды, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами;

- осуществление рыбоводства.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах (или их частях), находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, а также в государственной или муниципальной собственности.

В случае обособленного водопользования речь идет о водном объекте не только как природном ресурсе, используемом для осуществления хозяйственной и иной деятельности, но и, прежде всего, одновременно как об объекте права собственности и иных прав (п. 1 ст. 3 ВК РФ).

Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 8 ВК РФ физическим и юридическим лицам могут принадлежать на праве собственности только пруды и обводненные карьеры (см. комментарий к ст. 8 ВК РФ).

Обособленное водопользование водными объектами осуществляется в соответствии с положениями не только комментируемого кодекса, а также с учетом соответствующих норм гражданского и земельного законодательства. Свидетельством тому служит неразрывная связь права собственности на пруд или обводненный карьер с правом собственности на земельный участок, в границах которого расположен данный пруд или обводненный карьер (см. ч. ч. 2, 3, 4 ст. 8 ВК РФ). Так, согласно ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно части 2 статьи 11 ВК РФ пользование водными объектами для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (см. комментарий к ст. 11 ВК РФ).


Обособленное водопользование для удовлетворения государственных и муниципальных нужд осуществляется, как правило, через государственные и муниципальные унитарные предприятия (например, МГУП "Мосводоканал").

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <333> под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ). Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

--------------------------------

<333> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.


При осуществлении обособленного водопользования в целях рыбоводства необходимо обратиться к положениям Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <334>, где под рыбоводством понимается выращивание не только рыбы, но и других водных животных и растений. Для осуществления рыбоводства как одного из мероприятий по охране и воспроизводству рыбных запасов формируются рыбопромысловые участки, состоящие из акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или ее части. Использование рыбопромыслового участка осуществляется в соответствии с законодательством о водных биоресурсах и водным законодательством. В свою очередь, использование земельных участков для целей рыболовства осуществляется в соответствии с водным и земельным законодательством (ст. 18).

--------------------------------

<334> СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5270.


В части 3 комментируемой статьи водопользование подразделяется по способу использования водных объектов на:

- водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;


- водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

- водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Следует отметить, что нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение мер административной ответственности (ст. 8.14 КОАП РФ "Нарушение правил водопользования).

В статье 11 ВК РФ перечислены направления использования водных объектов в ряде случаев с учетом одного из указанных выше способов использования водных объектов. К примеру, на основании договора водопользования осуществляются забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, а также использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии (ч. 1 ст. 11 ВК РФ).

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ) (ч. 2 ст. 11 ВК РФ). Не требуется ни заключение договора водопользования, ни принятие решения о предоставлении водного объекта при осуществлении:

- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

- забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

- забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.

При этом обязательным условием как договора водопользования (п. 2 ч. 1 ст. 13 ВК РФ), так решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 2 ч. 1 ст. 22 ВК РФ) является указание цели, вида и условия использования водного объекта или его части (в том числе объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов).


Статья 39. Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов


Комментарий к статье 39


Часть первая комментируемой статьи очерчивает круг прав собственников водных объектов и водопользователей при их использовании. Прежде всего, стоит определиться с тем, кто является водопользователями и собственниками водных объектов. В соответствии со ст. 1 ВК РФ в качестве водопользователей выступают физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом. Собственником же водных объектов, в основном, является РФ, однако субъект РФ, муниципальное образование, физическое лицо и юридическое лицо также могут быть собственниками пруда, обводненного карьера, если таковые расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности перечисленным субъектам.


Итак, собственники водных объектов, водопользователи имеют право самостоятельно осуществлять использование водных объектов. Ключевым понятием здесь является "самостоятельность", под которой законодатель подразумевает такое использование собственником или водопользователем водных объектов, которое бы не ограничивалось вмешательством третьих лиц. То есть непосредственно собственник может использовать различными способами, по своему усмотрению, принадлежащий ему водный объект для удовлетворения собственных потребностей. В данном случае такая свобода ограничивается лишь некими обязанностями собственника, о которых мы поговорим ниже и правами других лиц, которые установлены законами. Относительно водопользователей действует то же правило, однако, их права могут быть ограничены еще и договором, на основании которого осуществляется водопользование, если таковой имеется.

Отдельной строкой выделено такое право, как осуществление строительства гидротехнических и иных сооружений на водных объектах. Под гидротехническими сооружениями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Стоит отметить, что перечень прав водопользователей и собственников водных объектов при их использовании открыт, однако ограничен правами, предоставляемыми ВК РФ и другими федеральными законами. Так, согласно ст. 19 ВК РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В части второй комментируемой статьи содержится перечень обязанностей собственников водных объектов и водопользователей. Самой первой и самой главной обязанностью является недопущение нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде. Анализ судебной практики позволяет понять, что наиболее частым нарушением является причинение ущерба водному объекту в результате сброса в него неочищенных сточных вод, в результате чего концентрация взвешенных веществ в сточных водах превышает предельно допустимую норму (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2009 по делу N А79-6841/2008, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.09.2009 N Ф03-4677/2009 по делу N А59-4020/2008). Случаи утечки топлива с палубы судна, эксплуатации лодочных станций при отсутствии системы отвода и очистки поверхностного стока также являются прямым нарушением обязанности непричинения вреда окружающей среде. И в данном случае принятие нарушителем мер для устранения в кратчайшие сроки загрязнения водного объекта является всего лишь смягчающим обстоятельством.


Что же касается недопущения нарушения прав других собственников водных объектов и водопользователей, то в качестве примера такого нарушения может быть приведена установка на береговой полосе ограждения, препятствующего свободному доступу граждан к водному объекту (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.03.2009 года по делу N А79-7347/2008).

Кроме того, стоит отметить, что сам по себе факт нарушения правил водопользования не доказывает причинение вреда водному объекту и размер данного вреда, имеет место материальный состав правонарушения, связанный с нарушением обязанности собственником или водопользователем (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2009 по делу N А63-883/2009).

Выполняя обязанность содержания в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений и расположенных на водных объектах гидротехнических и иных сооружений, собственник водных объектов и водопользователь не должны забывать о такой очень важной обязанности, как информирование уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах. Уполномоченными органами в данном случае являются Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы. Заметим, что собственники и водопользователи также обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Весьма оценочной представляется категория своевременности осуществления мероприятий. Своевременность предупредительных мер означает проведение мер в тот срок, который может исключить неизбежность наступления аварий и чрезвычайных ситуаций. Своевременность же мер по ликвидации последствий должна оцениваться как немедленность принятия соответствующих мер. Однако стоит учитывать, что в данном случае обязанность подлежит расширительному толкованию с учетом судебной практики, согласно которому водопользователи и собственники водных объектов обязаны не только своевременно принять меры, но и принять все зависящие от них меры, что немаловажно (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.02.2010 по делу N А53-13677/2009).

Последняя из обозначенных обязанностей - обязанность вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества. Такой порядок в настоящее время утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205. Здесь же указывается на обязанность вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Что же касается сроков, то сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.