Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2806

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень обязанностей, впрочем, как и прав является открытым: водопользователи и собственники водных объектов должны выполнять иные предусмотренные ВК РФ и другими федеральными законами обязанности. Например, в соответствии со статьей 48 ВК РФ водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины.


Статья 40. Защита конкуренции в области использования водных объектов


Комментарий к статье 40


Часть первая комментируемой статьи содержит прямой запрет монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в области использования водных объектов, дублируя тем самым норму антимонопольного законодательства, с той лишь особенностью, что уточняет сферу антимонопольных требований - сфера использования водных объектов. В Федеральном законе от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержатся понятия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Что же касается монополистической деятельности, то под ней понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Кроме того, в соответствии с частью 2 комментируемой статьи установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования водных объектов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В данной части статьи упоминаются акты как нормативного, так и ненормативного характера.

Часть 3 комментируемой статьи гласит о том, что Порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в области использования водных объектов утвержден Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2009 г. N 314. Такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ. Также в данном Постановлении указан перечень сделок, проведение которых требует уведомления антимонопольного органа в связи с потенциальной возможностью ограничения конкуренции. Антимонопольный орган, в свою очередь, либо принимает уведомление, либо продлевает срок его рассмотрения, либо принимает уведомление с выдачей предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства.


Комментируемая статья до второй половины 2008 года носила название "Антимонопольные требования в области использования водных объектов" и излагалась в другой редакции. В частности, говорилось о том, что антимонопольный контроль в сфере водных отношений осуществлялся в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Сейчас же порядок такого контроля специально установлен Постановлением Правительства РФ, часть норм содержится в нем же, а также имеются ссылки на антимонопольное законодательство.


Статья 41. Приостановление или ограничение водопользования


Комментарий к статье 41


Статья 1 ВК РФ определяет водопользование как использование водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц различными способами. По договору водопользования водопользователю предоставляется водный объект или его часть в пользование за плату. Так по договору водопользования водные объекты должны быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных ВК РФ целей. По содержанию прав и обязанностей водопользователи приравниваются к собственникам водных объектов.

В соответствии с комментируемой статьей водопользование может быть как ограничено, так и приостановлено. В соответствии с п. 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В случае введения чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Таким образом, под ограничением водопользования понимают временное ограничение некоторых прав водопользователя, не полный их запрет, а частичный. Под приостановлением же необходимо понимать введение запрета на использование водопользователем водных объектов, то есть в своих правомочиях водопользователь ограничен полностью, на срок приостановления водопользователь не может воспользоваться правами, предусмотренными статьей 39 ВК РФ.

В соответствии с комментируемой статьей водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

3) причинения вреда окружающей среде;

4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ВК РФ к таким случаям относит, например, ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в случае нарушения требований по использованию и охране водных объектов (данная норма предусмотрена ст. 60 ВК РФ). Также статьей 43 ВК РФ установлено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, в этих зонах осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются.


Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999) установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01") утверждено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Эти нормативы установлены в указанных правилах.

В соответствии с комментируемой статьей приостановление водопользования осуществляется в судебном порядке либо по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в пределах их компетенции.

Так, в соответствии со статьей 8.14 КОАП РФ в судебном порядке приостановление водопользования производится при нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или решением суда.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относят осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования. Обычно информирование населения происходит через средства массовой информации - телевидение, радио, газеты, либо путем рассылки писем всем водопользователям, чьи права пытаются ограничить.


Статья 42. Основные требования к использованию водных объектов


Комментарий к статье 42


В комментируемой статье содержатся правила, выполнение которых обязательно для водопользователя, так как при заключении договора водопользования стороны обязались соблюдать предписания, предусмотренные ВК РФ. Пункт 1 статьи 42 ВК РФ содержит требования, которые должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" на перечисленных выше стадиях собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Декларация безопасности гидротехнического сооружения предоставляется в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору). Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений. Статьей 5 ФЗ N 117-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечивать безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий.


Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц. В соответствии со статьей 1 ВК РФ водохозяйственная система - это комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. В статье 60 ВК РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В части 3 комментируемой статьи указывается, что все работы, связанные с изменением или обустройством природного водоема, должны проводиться при условии сохранения его естественного происхождения. К водоемам естественного происхождения принято относить озера, пруды, речки, ручьи, водопады, каскады, болотца.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 15 декабря 2009 г. N 413 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)" при проведении проверок Ростехнадзор (территориальное управление) должен проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.


Статья 43. Использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения


Комментарий к статье 43


В части 1 комментируемой статьи сказано, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. В статье 5 ВК РФ сказано, какие воды принято относить к поверхностным, а какие к подземным. Так, к поверхностным относят: моря, водотоки, водоемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод, водоносные горизонты.


В соответствии со статьей 56 ВК РФ охрана водных объектов от загрязнения и засорения осуществляется в виде запрета на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты; на захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; на проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества; на ограничение проведения на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы.

Критерии безопасности и безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях. О принятом решении о запрещении или приостановлении использования питьевой воды, о ее качестве, осуществляемых мероприятиях, а также о рекомендациях по действиям в данной ситуации население должно быть должным образом проинформировано.

В части 2 комментируемой статьи говорится об установлении зон санитарной охраны, в которых деятельность по осуществлению жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются. В Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" сказано, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.