ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3032
Скачиваний: 1
2. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Это один из наиболее сложно реализуемых принципов исходя из современных подходов к водопользованию. В ВК РФ целая глава посвящена охране водных объектов. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 55 ВК РФ). Определяющим фактором будет организация контроля со стороны уполномоченных органов за выполнением водоохранных правил и санитарных норм.
3. Сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами. Согласно ВК РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами (ст. 66 ВК РФ). Однако статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых могут располагаться водные объекты, устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
4. Целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей.
Так, согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр создается в том числе для целевого использования водных объектов. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
5. Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов. Действительно, в статье 37 ВК РФ в перечне целей водопользования на первое место поставлены питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение (...водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных... целей...).
6. Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством РФ.
Представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ получили право входить в состав бассейновых советов, которые создаются в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов (ст. 29 ВК РФ).
7. Равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством.
Равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами предусмотрен комментируемым Кодексом. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании договора водопользования (ст. 9, ст. 11 ВК РФ).
8. Равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с ВК РФ могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 8 ВК РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
9. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход).
Бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. В РФ устанавливаются двадцать бассейновых округов. Границы бассейновых округов утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 28 ВК РФ).
10. Регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.
Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (ч. 6 ст. 30 ВК РФ).
11. Регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.
При проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц (ст. 42 ВК РФ).
12. Гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.
13. Комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями. Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 ВК РФ).
14. Платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов: 1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; 2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна; 3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года (ст. 20 ВК РФ).
15. Экономическое стимулирование охраны водных объектов. При определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.
16. Использование водных объектов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления традиционного природопользования.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ органами исполнительной власти субъекта РФ устанавливается порядок использования водных объектов в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования (ст. 54 ВК РФ).
Базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов закреплены в Водной стратегии РФ на период до 2020 года (далее - Водная стратегия), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р. Основными факторами нерационального использования водных ресурсов в Водной стратегии названы: применение устаревших водоемких производственных технологий; высокий уровень потерь воды при транспортировке; недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета; отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.
Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством
Комментарий к статье 4
Комментируемая статья посвящена предмету водного законодательства - водным отношениям.
Четкое определение предмета способствует эффективной систематизации законодательства и на этапе правоприменения сводит к минимуму случаи столкновения норм различных отраслей законодательства. Последнее обстоятельство имеет особое значение для водного законодательства, которое самым тесным образом граничит с рядом отраслей российского законодательства, приводя правоприменителя к необходимости часто разрешать коллизии норм водного законодательства, с одной стороны, и с другой стороны - норм гражданского, земельного, лесного, экологического законодательства, законодательства о недрах, животном мире и т.д.
Несмотря на очевидное значение базовой категории "водные отношения" для развития водного законодательства, законодатель в комментируемом Водном кодексе РФ фактически ушел от определения понятия водных отношений, включив в текст Кодекса следующее положение: "Водное законодательство регулирует водные отношения" (ч. 1 ст. 4). Отметим, что в ранее действовавшем Водном кодексе РФ 1995 года определялись цели и задачи водного законодательства (преамбула и статья 3), а также содержался перечень видов отношений, регулируемых водным законодательством Российской Федерации (статья 5).
Содержание водных отношений в комментируемом Кодексе определяется не в статье 4, которая специально посвящена этому вопросу, а в статье 2, касающейся водного законодательства. В соответствии с частью 2 статьи 2 Водного кодекса РФ, водные отношения - это отношения по использованию и охране водных объектов. Данный подход к определению содержания водных отношений прослеживается и в региональном водном законодательстве. Так, закон, регулирующий водные отношения в Нижегородской области, в самом названии определяет такие отношения - "Об охране и использовании водных объектов в Нижегородской области" (Закон Нижегородской области от 3 мая 2007 года N 40-З).
Определяя предмет водного законодательства через использование и охрану водных объектов, следует иметь в виду, что:
1) под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами (эксплуатация, вовлечение в хозяйственный оборот) водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц (п. 14 ст. 1 ВК РФ);
2) охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п. 17 ст. 1 ВК РФ). Следуя определению природоохранной деятельности, содержащемуся в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <60>, охрану водных объектов можно представить как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление водных объектов, рациональное использование и воспроизводство водных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водный фонд и ликвидацию его последствий.
--------------------------------
<60> Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
В ранее действовавшем Водном кодексе РФ 1995 года при определении целей водного законодательства (ст. 3) устанавливалось, что данная отрасль законодательства Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. При этом особо отмечалось, что цели водного законодательства реализуются на основе принципа устойчивого развития, предполагающего сбалансированное развитие экономики и улучшения состояния окружающей природной среды. Иными словами, экономическое развитие не должно осуществляться ценой деградации природных ресурсов и ухудшения качества окружающей среды.
Водные отношения, урегулированные правовыми нормами, становятся водными правоотношениями, в структуре которых выделяются следующие элементы:
1) водные объекты.
Они представляют собой то, в связи с чем возникают водные отношения. Определение водных объектов содержится в п. 4 ст. 1 ВК РФ: "природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима <61>".
--------------------------------
<61> Водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ст. 1 ВК РФ).
Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства. Что же касается отношений, связанных с использованием воды, изъятой из водных объектов, то они регламентируются гражданским законодательством, санитарным и иным законодательством Российской Федерации;
2) участники водных отношений.
К ним в соответствии со статьей 7 ВК РФ отнесены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами;
3) содержание водных правоотношений.
Содержание водных правоотношений - это права, обязанности и ответственность его участников, закрепленные в соответствующих статьях Водного кодекса РФ (ст. ст. 39, 68 и др.).