Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3030

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Недра предоставляются в пользование также для контроля за режимом подземных вод (ст. 6). Участки недр предоставляются в пользование для геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ; а также для добычи подземных вод - на срок до 25 лет (ст. 10). В качестве примера приведена только часть норм Закона РФ "О недрах", регулирующих деятельность по геологическому изучению, разведке, добыче и охране подземных вод. Стоит заметить, что в целом законодательство РФ о недрах достаточно поверхностно регулирует вопрос подземных вод как ресурсов недр.

Согласно Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод <66> (далее - Классификатор), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. N 503-ст, к подземным водам относятся питьевые (1, 2, 3 класса), технические, минеральные (бальнеологические, питьевые, лечебно-столовые), теплоэнергетические (низкопотенциальные, среднепотенциальные, высокопотенциальные) и промышленные подземные воды (бромные, йодные, йодобромные).

--------------------------------

<66> М.: Издательство стандартов, 2003.


В приложении "Б" к Классификатору даны пояснения наименований подземных вод, в соответствии с которыми сформулированы следующие понятия:

- воды подземные - сосредоточение вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

- воды подземные питьевые - воды, в которых бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения;

- воды подземные технические - воды, кроме питьевых, минеральных и промышленных, пригодные для использования в экономике;

- воды подземные минеральные - воды, компонентный состав которых отвечает требованиям лечебных целей;

- воды подземные теплоэнергетические - термальные воды, теплоэнергетические ресурсы которых могут быть использованы в любом секторе экономики;

- воды подземные промышленные - воды, компонентный состав и ресурсы которых достаточны для извлечения компонентов в промышленных масштабах.

Легальное понятие "полезное ископаемое" содержится только в главе 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 1 ст. 337) <67>, причем сформулировано оно как объект налогообложения налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), с учетом соответствия определенным стандартам качества и понимается как продукция, что несет в себе иную смысловую нагрузку (в Законе РФ "О недрах" это прежде всего природный ресурс, подлежащий охране и восстановлению). Понятие полезного ископаемого в НК РФ формулируется с целью максимально эффективного изъятия рентного дохода <68>.

--------------------------------

<68> В целях налогообложения добычи полезных ископаемых полезное ископаемое определяется как "продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия)".



При этом согласно ст. 35 Закона о недрах "основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ".

Подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды выделены в главе 26 НК РФ в качестве самостоятельного вида добытого полезного ископаемого (ст. 337 НК РФ).

При этом объектом налогообложения НДПИ не признаются подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; а также дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (п. 2 ст. 336 НК РФ).

Следует отметить, что категория "водные объекты" используется также в главе 25.2 НК РФ "Водный налог". В частности, одним из объектов налогообложения водным налогом является забор воды из водных объектов. В данном случае имеется в виду забор как из поверхностных, так и подземных водных объектов. Не признаются объектами налогообложения водным налогом забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; а также забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод (ст. 333.9 НК РФ).

Границы подземных водных объектов следует определять в соответствии с положениями ст. 7 Закона РФ "О недрах". Это зависит от того, в каком виде предоставляется участок недр в соответствии с лицензией на конкретный вид пользования недрами - в виде горного или геологического отвода.

Горный отвод представляет собой геометризованный блок недр, предоставляется для добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов; а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья <69>.

--------------------------------

<69> См.: Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; глава 26.4 НК РФ "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".


При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.


Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Геологический отвод - участки недр, предоставляемые в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых). В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

Также следует обратить внимание на положения ст. 19 Закона РФ "О недрах", согласно которым собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, необходимо иметь в виду существование Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <70> (далее - ФЗ N 26-ФЗ) и отграничивать его предмет регулирования от отношений, регулируемых водным законодательством и законодательством РФ о недрах. ФЗ N 26-ФЗ определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ. Природными лечебными ресурсами (в понимании ФЗ N 26-ФЗ) являются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

--------------------------------

<70> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.


К примеру, при предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны <71>.


--------------------------------

<71> См.: Постановление ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.


Статья 6. Водные объекты общего пользования


Комментарий к статье 6


Комментируемой статьей регламентируются вопросы общего водопользования, иначе говоря, общедоступности водных объектов. ВК РФ от 1995 г. подразделял водопользование на особое и специальное, закрепляя соответствующие понятия. Комментируемый Кодекс эти положения не воспринял. Однако НК РФ в главе 25.2 "Водный налог" признает в качестве налогоплательщиков водного налога организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Очевидно, что указанную статью необходимо привести в соответствие с действующим законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи водные объекты будут являться водными объектами общего пользования (общедоступными) в случае, если одновременно:

1) отнесены к поверхностным водным объектам,

2) составляют публичную собственность, а именно находятся в государственной или муниципальной собственности (сюда не могут быть отнесены пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, т.к. они будут находиться соответственно в собственности физического лица, юридического лица (см. комментарий к ст. 8 ВК РФ).

Согласно частям 2 и 3 настоящей статьи общедоступность водопользования (использование водных объектов общего пользования) включает в себя следующее:

1) право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования;

2) право каждого гражданина бесплатно использовать водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд;

3) обозначенные выше права реализуются в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также правилами использования водных объектов для личных и бытовых нужд;

4) общедоступное водопользование может быть ограничено самим ВК РФ и другими федеральными законами.

Общее водопользование следует отличать от пользования водными объектами на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. комментарий главы 2 ВК РФ). В частности, таким договором прописывается не только конкретный порядок водопользования, но и предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью (см. комментарий к ст. 20 ВК РФ).

Следует отметить, что предшествовали режиму общего водопользования положения о водном сервитуте, закрепленные в ВК РФ от 1995 г. Так, в ст. 43 ВК РФ в качестве права ограниченного пользования водным объектом признавались публичный и частный водные сервитуты.


Согласно части 3 комментируемой статьи использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии:

- с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (на сегодняшний день продолжает действовать Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах" <72> (далее - Постановление N 769));

--------------------------------

<72> СЗ РФ. 2006. N 51. Ст. 5469.


- исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Согласно Постановлению N 769 утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта РФ после их согласования (см. также п. 8 ст. 25 ВК РФ):

- с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ;

- с Министерством природных ресурсов и экологии РФ;

- с Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

- с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласование осуществляется в срок не более 1 месяца.

Также следует обратить внимание на доселе не отмененные Правила охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей <73>, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 г. N 351.

--------------------------------

<73> Документ опубликован не был.


Что касается правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, то, например, в Московской области на сегодняшний день разработаны правила в следующих муниципальных образованиях: муниципальные районы - Красногорский <74>, Люберецкий <75>, Серпуховской <76>; городские округа - Балашиха <77>, Домодедово <78>, Климовск <79>, Рошаль <80>, Фрязино <81>.

--------------------------------

<74> Решение Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 25 июня 2009 г. N 408/22 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования на территории Красногорского муниципального района" (документ опубликован не был).

<75> Решение Совета депутатов Люберецкого муниципального района Московской области от 1 июля 2009 г. N 393/46 "Об утверждении Правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории Люберецкого муниципального района Московской области" (документ опубликован не был).

<76> Постановление главы Серпуховского муниципального района Московской области от 10 февраля 2009 г. N 293 "О правилах использования водных объектов общего пользования, находящихся на территории Серпуховского муниципального района, для личных и бытовых нужд" (документ опубликован не был).