Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3031

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При определении характера регулируемых отношений следует учитывать, что Водный кодекс РФ регулирует водные отношения, возникающие на всех категориях земель. Если водный объект находится не на землях водного фонда, то при регулировании отношений по использованию и охране такого объекта помимо водного законодательства применяются нормы иных отраслей законодательства (земельного, лесного законодательства, законодательства о водном транспорте и т.д.). Например, в случае, когда водный объект находится на землях лесного фонда, соответствующие отношения могут регулироваться нормами водного и лесного законодательства; отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством о недрах и водным законодательством.

Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Налоговые, бюджетные, административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в соответствии с общими положениями законодательства о налогах и сборах, бюджетного и административного законодательства.

В части второй комментируемой статьи закреплен принцип, в соответствии с которым имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным кодексом. Данный принцип соответствует другому общему началу водного законодательства, закрепленному в п. 1 ст. 3 ВК РФ, - принципу значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.


Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты


Комментарий к статье 5


К одному из основных понятий, используемых ВК РФ, относится понятие водного объекта. Согласно ст. 1 ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим, в свою очередь, определен как изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

В целях разграничения правового регулирования использования и охраны различных водных объектов часть 1 комментируемой статьи подразделяет водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей на два вида - поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Как отмечается многими исследователями, такого рода модель дифференциации была заимствована еще из ВК РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ <62> (далее - ВК РФ от 1995 г.). При этом ВК РФ от 1995 г. подразделял водные объекты не только на поверхностные и подземные, но отдельно выделялись внутренние морские воды, а также территориальное море РФ. Кроме того, объектам водных отношений была посвящена отдельная глава, которая содержала дефиниции ключевых понятий (определялись поверхностные водотоки, поверхностные водоемы, ледники и снежники, водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, естественный выход подземных вод).


--------------------------------

<62> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.


В современном ВК РФ понятия практически всех разновидностей и поверхностных, и подземных водных объектов отсутствуют, в ряде случаев дается лишь перечисление. Конечно, такое регулирование привносит много неясностей в правоприменительную деятельность, объекты водных отношений сложнее отграничить от всех иных, в том числе это касается и подземных вод. Проблема соотношения подземных вод как водного объекта и как ресурса недр и соответствующего разграничения законодательств будет рассмотрена ниже.

Систематизировать свод документированных сведений о водных объектах призван государственный водный реестр (см. комментарий к ст. 31 ВК РФ).

В соответствии с частью 2 настоящей статьи к поверхностным отнесены шесть групп водных объектов:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

1. К поверхностным водным объектам прежде всего относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), для анализа статуса и правового режима которых следует обратиться к положениям Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <63> (далее - ФЗ N 155-ФЗ).

--------------------------------

<63> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.


Согласно ст. 1 ФЗ N 155-ФЗ внутренние морские воды РФ - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. К внутренним морским водам относятся воды:

- портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Согласно ст. 2 ФЗ N 155-ФЗ территориальным морем РФ признается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Исходными линиями при этом являются:

- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

- прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;


- прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;

- система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В ст. 22 ФЗ N 155-ФЗ сформулировано понятие прилежащей зоны РФ. Это морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

2. Поверхностными водными объектами являются водотоки, к которым отнесены реки, ручьи, каналы. В действующем ВК РФ понятие водотоков отсутствует. Тогда как ВК РФ от 1995 г. под водотоками понимал поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К водотокам были отнесены реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов (ст. 10).

3. Следующий поверхностный водный объект - водоемы, включая озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища. Понятие водоемов также отсутствует. ВК РФ от 1995 г. водоемы определял как поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К ним относил озера, водохранилища, болота и пруды (ст. 11).

4. В отличие от ВК РФ от 1995 г., который относил болота к разновидности водоемов (воды находятся в состоянии замедленного водообмена), действующий ВК РФ выделяет болота отдельно, опять же не давая дефиниций.

5. Природные выходы подземных вод (родники, гейзеры) - это поверхностные водные объекты. Для сравнения следует отметить, что ВК РФ от 1995 г. относил естественный выход подземных вод, определяя его как выход подземных вод на суше или под водой, к подземным водным объектам (ст. 17).

6. К поверхностным водным объектам без соответствующих дефиниций также отнесены ледники и снежники.

ВК РФ от 1995 г. определял ледники как движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники - это неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части (ст. 13).


Согласно части 3 комментируемой статьи поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Что касается ВК РФ от 1995 г., то в нем было сформулировано понятие поверхностных водных объектов. Они определялись как постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Отмечалось, что они состоят из поверхностных вод, дна и берегов и имеют многофункциональное значение, а также могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно (ст. 9).

В части 4 комментируемой статьи установлены особенности определения береговых линий, т.е. границ водного объекта отдельно для 1) моря; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера; 3) пруда, водохранилища; 4) болота.

Границы водных объектов определяются следующим образом:

1) по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива (следует соотносить с понятием исходных линий в соответствии с ФЗ N 155-ФЗ, см. выше);

2) по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) по нормальному подпорному уровню воды;

4) по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Согласно части 5 комментируемой статьи к подземным водным объектам отнесены два объекта: бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Их дефиниция отсутствует. В свою очередь, ВК РФ от 1995 г. определял подземные водные объекты как сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К ним были отнесены три объекта: водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой (ст. 17). Следует отметить, что поверхностные и подземные водные объекты тесно взаимосвязаны между собой, в особенности это касается случаев загрязнения и иного негативного воздействия на водные объекты.

В части 6 комментируемой статьи прописано, что границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Хотелось бы отметить, что ВК РФ от 1995 г. наглядно демонстрирует двойственный характер ранее действовавшего правового регулирования отношений, связанных с использование подземных вод. К примеру, в ст. 5 ВК РФ от 1995 г. было прямо закреплено, что отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством РФ о недрах и водным законодательством РФ. Предоставление в пользование подземных водных объектов также должно было осуществляться в соответствии с водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах (ст. 91).


Комментируемым Кодексом такого рода положения восприняты не были, однако ссылки на законодательство о недрах присутствуют (при определении границ подземных водных объектов, форм собственности, оснований приобретения и прекращения прав пользования, сборе и хранении документированных сведений о подземных водных объектах, при установлении порядка использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых).

Такое "двухслойное" нормативное регулирование обусловлено тем, что подземные водные объекты, входя в предмет отношений, регулируемых водным законодательством, одновременно выступают объектом регулирования законодательства РФ о недрах, являясь специфическим минеральным ресурсом - подземными водами (это объект геологического изучения, разведки, добычи и охраны).

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <64> (далее - Закон РФ "О недрах") законодательство РФ о недрах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

--------------------------------

<64> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.


Однако недра - это "сложная природо-социальная система, представляющая собой и объект хозяйственной деятельности, и компонент экосистемы" <65>.

--------------------------------

<65> См.: Вылегжанина Е.Е. Международно-правовые подходы к защите окружающей среды при недропользовании // Нефть, газ и право. 2007. N 4. С. 41.


В связи с чем в ст. 1 Закона РФ "О недрах" прямо указано на то, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательное закрепление термина "недра" содержится в преамбуле Закона РФ "О недрах", где недра определены как "часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения".

Согласно преамбуле Закон РФ "О недрах" также регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной таких специфических минеральных ресурсов, как подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Недра содержат в себе множество полезных свойств, в том числе подземное пространство, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Все эти богатства, пока они содержатся в недрах, составляют государственную собственность (ч. 1 ст. 1.2 Закона РФ "О недрах"). После добычи полезные свойства по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ "О недрах").