ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2989
Скачиваний: 1
Часть 4 комментируемой статьи ВК РФ запрещает проектирование прямоточных систем технического водоснабжения. Прямоточные системы технического водоснабжения негативно воздействуют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и на состояние водных объектов, запрет их использования приводит к проектированию замкнутых систем водоснабжения, которые обеспечивают экологическую безопасность.
Часть 5 комментируемой статьи устанавливает ограничение на ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки в виде запрета ввода в эксплуатацию таких объектов без оборудования средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ. Поскольку нефть и продукты ее переработки представляют собой угрозу окружающей среде, безопасности водных объектов и здоровью человека, законодатель ввел данный запрет, развивая положения статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ, предусматривающей требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Так, статья 46 указанного Федерального закона указывает, в частности, что при вводе в эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Часть 6 статьи 60 ВК РФ направлена на эффективное правовое регулирование охраны водных объектов, для этого законодатель предусмотрел комплекс запретов при эксплуатации комплекса водных объектов, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений. Так, запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Для реализации данного положения устанавливаются санитарные правила, нормативы допустимого воздействия на водные объекты и нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов (об этом подробнее см. комментарий к статье 35 ВК РФ), а также технические регламенты и правила.
Далее, запрещается производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект. Данное негативное воздействие устанавливается на основании государственного мониторинга водных объектов и мероприятий по сохранению окружающей среды, и поскольку неправильное изъятие водных ресурсов может привести к нарушению экосистемы водного объекта и дальнейшему разрушению устоявшейся окружающей среды, то полагаем рассматриваемый запрет весьма целесообразным в рамках охраны водных объектов.
Законодателем был также установлен запрет осуществления сброса в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. В связи с рассматриваемым положением следует отметить следующее: несмотря на то что данный запрет в целом направлен на защиту водных объектов и здоровья человека, в части запрета на сброс сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций, он может привести к негативным последствиям для хозяйственной деятельности. Так, разработка и утверждение нормативных актов (в данном случае - содержащих нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ) является весьма трудоемким и длительным процессом, задержка с принятием данных актов может повлечь не только нарушение деятельности водохозяйственной системы, но и ее парализацию.
Частью 7 комментируемой статьи предусмотрены санкции за нарушение требований к использованию и охране водных объектов в виде ограничения, приостановления или запрещения эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВК РФ и другими федеральными законами. Федеральный закон N 7-ФЗ предусматривает общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Статья 34 данного Федерального закона предусматривает возможность приостановления и прекращения в полном объеме указанной деятельности по использованию водных объектов в случае нарушения требований в области охраны окружающей среды. В свою очередь, ВК РФ в статьях 10 и 41 предусматривает основания и порядок ограничения, приостановления и запрещения эксплуатации объектов водохозяйственных систем. Следует отметить разницу правового регулирования Федерального закона N 7-ФЗ и ВК РФ, так, первый из названных законодательных актов в числе санкций называет только приостановление и прекращение в полном объеме рассматриваемой деятельности, в то время как ВК РФ расширяет круг санкций, включая в него и ограничение водопользования.
Приостановление и ограничение водопользования осуществляется в судебном порядке или органами государственной власти, или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами. Основаниями приостановления или ограничения водопользования являются угроза причинения вреда жизни или здоровью человека, возникновение радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, причинение вреда окружающей среде, иные предусмотренные федеральными законами случаи. Основаниями принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда являются нецелевое использование водного объекта, использование водного объекта с нарушением законодательства РФ, неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Требованию о принудительном прекращении права пользования водным объектом предшествует в соответствии со статьей 10 ВК РФ вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта, обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Таким образом, реализация положений части 7 статьи 60 ВК РФ осуществляется во взаимосвязи со статьями 10 и 41 ВК РФ.
Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ
Комментарий к статье 61
Статья 61 ВК РФ устанавливает положения, направленные на правовое регулирование охраны водных объектов при проведении различных видов работ. В отношении проведения конкретных работ законодатель установил определенные требования по охране окружающей среды.
Часть 1 комментируемой статьи регулирует охрану водных объектов при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий. При осуществлении указанной деятельности водопользователи должны соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности, таким образом, рассматриваемые работы попадают также под сферу регулирования Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и Градостроительного кодекса РФ.
Установление требований по охране окружающей среды при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ связано с их опасностью для экосистем и человека, поскольку они влекут изменения в окружающей среде. Так, строительные работы направлены на создание зданий, строений, инженерных сооружений, а также сопутствующих им объектов, дноуглубительные работы связаны с углублением и расширением водных объектов путем выемки грунта, взрывные работы проводятся с использованием взрывчатых материалов при дноуглубительных работах, прострелке скважин под воду и т.д., в свою очередь, буровые работы разрушают горные породы с помощью специальной техники. Как видно из сущности рассматриваемых работ, они направлены на изменение природной среды, в связи с чем должны проводиться с тщательным анализом их последствий и соблюдением требований Федерального закона N 7-ФЗ, таких как, например, проведение мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Часть 2 комментируемой статьи предписывает водопользователям, которые осуществляют такой вид работ, как забор (изъятие) водных ресурсов, обязанность принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. Данные меры направлены на защиту водных объектов от загрязнения, сохранение экологических систем, а также санитарно-эпидемиологическое благополучие человека.
В отношении комментируемой части статьи 61 ВК РФ следует отметить тот факт, что хотя законодатель и установил обязанность водопользователей осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня, а также принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, конкретные действия водопользователей по охране водных объектов не названы. На наш взгляд, данное упущение придает декларативный характер комментируемой части статьи 61 ВК РФ. Данный Федеральный закон устанавливает более конкретные виды мероприятий по охране водных объектов и предотвращению загрязнения грунтовых вод в статьях 39, 42, 55 и 56.
Так, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, а также вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. В соответствии со статьей 42 ВК РФ при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима, то есть изменение во времени уровней, расхода и объема воды этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.
Часть 3 комментируемой статьи устанавливает обязанность осуществления мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей одновременно с проведением орошения, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушения и других мелиоративных работ. Подобное требование установлено также статьей 43 Федерального закона N 7-ФЗ, в соответствии с которой при осуществлении мелиоративных работ должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. Следует также отметить, что в рамках охраны водных объектов при проведении работ ВК РФ в статье 56 установил запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. При нарушений требований, установленных водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды, мелиоративные работы, особенно орошение, при котором используются сточные воды, могут привести к необратимым изменениям экосистем, загрязнению окружающей среды, нарушению санитарных правил, поэтому законодательное требование осуществления мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей является очень важным и развивает общие экологические нормы.
Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии
Комментарий к статье 62
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность водопользователей, использующих водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, соблюдать температурный режим водных объектов. Иными словами, предусматривает охрану водных объектов от теплового загрязнения, которое вызывается привносом подогретой воды в используемые водные объекты.
В силу того что температура в них повышается, а содержание кислорода уменьшается, токсичность загрязняющих воду примесей увеличивается. В результате нарушается биологическое равновесие, и осуществляется смена видового состава организмов. Кроме того, с повышением температуры в загрязненной воде наблюдается бурное размножение болезнетворных микроорганизмов и вирусов. Безусловно, привнос тепла, являясь одним из видов воздействия на водные объекты, влечет за собой серьезные негативные экологические последствия <389>.
--------------------------------
<389> Степановских А.С. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 148 - 149.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" разработаны Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (далее - Методические указания) <390>, которые устанавливают нормативы допустимого воздействия в отношении привноса тепла.
--------------------------------
<390> Приказ МПР РФ от 12.12.2007 N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" // Российская газета. N 62. 22.03.2008.
Согласно ст. 4 Методических указаний нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатываются и утверждаются по водному объекту или его участку в соответствии с гидрографическим и/или водохозяйственным районированием в целях поддержания поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, в том числе для:
1) обеспечения устойчивого функционирования естественных или сложившихся экологических систем, сохранения биологического разнообразия и предотвращения негативного воздействия в результате хозяйственной и иной деятельности;
2) сохранения или улучшения состояния экологической системы в пределах водных объектов или их участков;
3) сведения к минимуму последствий антропогенных воздействий, создающих риск возникновения необратимых негативных изменений в экологической системе водного объекта;
4) обеспечения устойчивого и безопасного водопользования в процессе социально-экономического развития территории.