Файл: ВодК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2777

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комментируемая часть статьи 60 ВК РФ предписывает при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов учитывать их влияние на состояние водных объектов. Статья 34 Федерального закона N 7-ФЗ в качестве общих требований в области охраны окружающей среды устанавливает проведение мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности при рассматриваемых видах деятельности.

Статьи 37 - 40, 43 указанного Закона устанавливают конкретные мероприятия при отдельных видах рассматриваемой деятельности. Так, при проектировании (в данном случае - гидротехнических сооружений) должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Строительство и реконструкция должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Ввод в эксплуатацию возможен в случае выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды, причем запрещается ввод в эксплуатацию сооружений, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

При эксплуатации гидротехнических сооружений юридические и физические лица, осуществляющие данную деятельность, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.


Статья 40 Федерального закона N 7-ФЗ устанавливает требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики, к которым, в частности, относится такой вид гидротехнических сооружений, как гидроэлектростанции. В отношении последних данной статьей предписывается учитывать реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей.

При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов.

Следует отметить взаимосвязь предписываемого частью 1 статьи 60 ВК РФ учета влияния проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и внедрения новых технологических процессов и установленной статьей 32 Федерального закона N 7-ФЗ оценки воздействия на окружающую среду, проводимой в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Последняя проводится независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

В отношении вновь строящихся и реконструируемых речных и морских гидротехнических сооружений всех видов и классов применяются Строительные нормы и правила РФ 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", которые в разделе 4.4 "Охрана окружающей среды" устанавливают меры по охране водных объектов, а также комплекс конкретных обязательных мероприятий, осуществляемых при строении и реконструкции гидротехнических сооружений. Следует отметить, что СНиП РФ 33-01-2003 имеют техническое значение, однако они отражают существующее правовое регулирование в рассматриваемой области.

В соответствии с пунктом 4.4.2 СНиП РФ 33-01-2003 мероприятия по охране окружающей среды следует проектировать комплексно на основе прогноза ее изменения в связи с созданием гидротехнических сооружений. Так, при проектировании гидротехнических сооружений необходимо предусмотреть технические решения, которые обеспечат оптимизацию экологического взаимодействия их и природного комплекса и предотвратят недопустимые последствия этого взаимодействия. Должны быть разработаны биотехнические мероприятия по сохранению редких видов растений, рыб, животных, птиц на участках непосредственного влияния основных сооружений, водохранилищ, нижних бьефов, каналов и т.п. При этом должны рассматриваться как условия строительства сооружений, так и условия их эксплуатации. В проектах гидротехнических сооружений следует также рассматривать влияние хозяйственной деятельности и инфраструктур, сопутствующих их созданию, на окружающую среду и предусматривать мероприятия по нейтрализации отрицательных факторов.


Пункт 4.4.4 СНиП РФ 33-01-2003 устанавливает положение, согласно которому решение природоохранных вопросов должно начинаться на самых ранних стадиях проектирования объекта и выбора типа сооружений и учитываться при рассмотрении остальных технических вопросов. Разработка природоохранных мероприятий должна включать: изучение исходного состояния природной среды, составление прогнозов ее изменений, установление допустимого уровня антропогенного вмешательства, разработку мер защиты, а также способов контроля за состоянием каждого элемента среды и возможные дополнительные мероприятия по сохранению и улучшению экологической обстановки в процессе эксплуатации сооружений. Для выполнения требований указанных положений рассматриваемым актом установлена обязательность произведения оценок и прогнозирования различных показателей.

Следует также отметить, что СНиП РФ 33-01-2003 устанавливают отдельные специальные мероприятия по охране окружающей среды при выполнении различных работ, кроме того, они предписывают обязательную экологическую экспертизу различных объектов (например, материалов, используемых при строительстве).

Реализация положений части 1 статьи 60 ВК РФ осуществляется также через проведение государственной экологической экспертизы, под которой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (статья 1 Федерального закона N 174-ФЗ), и которая проводится на основаниях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 174-ФЗ.

Часть 1 статьи 60 ВК РФ устанавливает обязательность соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Статья 19 Федерального закона N 7-ФЗ устанавливает положение, в соответствии с которым нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В свою очередь, статья 35 ВК РФ указывает, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

На основании статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ субъекты хозяйственной и иной деятельности за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Так, одной из мер ответственности является обязательное полное возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. В соответствии со статьей 77 вышеуказанного Закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.


Часть 2 статьи 60 ВК РФ предписывает изымать земельные участки, расположенные в границах зоны затопления, при строительстве гидротехнических сооружений нового водохранилища в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Земельное законодательство указывает, что изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд возможно только в исключительных случаях, среди которых, в соответствии со статьей 49 ЗК РФ, размещение объектов федеральных энергетических систем, объектов энергетических систем регионального значения и объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 ЗК РФ, которая регулирует принудительное изъятие земельных участков, и путем выкупа. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. В свою очередь, пункт 3 статьи 55 ЗК РФ в отношении выкупа земельного участка содержит отсылочные положения к гражданскому законодательству.

Статья 279 ГК РФ указывает, что в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп земельного участка осуществляется РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Порядок выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд определен указанной статьей ГК РФ. Так, первоначально федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Причем указанное решение подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка собственник письменно уведомляется об этом органом, принявшим решение об изъятии, причем выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Законодатель не указывает, должно ли извещение о произведенной регистрации решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд происходить одновременно с письменным уведомлением об изъятии. Если собственник земельного участка согласен с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, то он и орган, принявший указанное решение, заключают соглашение, содержащее выкупную цену земельного участка, сроки и другие условия выкупа. Данное соглашение, в соответствии со статьей 281 ГК РФ, включает обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Выкупная цена земельного участка определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также всех убытков, причиненных собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Гражданское законодательство предусмотрело и возможность предоставления собственнику взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другого земельного участка с зачетом его стоимости в выкупную цену.


Статья 282 ГК РФ указывает, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

В отношении комментируемой части статьи 60 ВК РФ следует отметить, что порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется статьей 30 ЗК РФ. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков, определяются статьей 29 ЗК РФ. Выбор земельных участков для строительства, нормы предоставления земельных участков, порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства регулируются статьями 31 - 33 ЗК РФ.

Часть 3 статьи 60 ВК РФ предусматривает обязательность создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах при вводе в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами. Данное положение связано с государственным мониторингом окружающей среды, под которым в соответствии с пунктом 1 Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Поскольку сточные воды представляют собой воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории, необходим государственный экологический мониторинг, так как данные воды представляют опасность для благополучия окружающей среды и человека. Как указывалось ранее, часть 1 статьи 60 ВК РФ имеет характер нормы-принципа, устанавливая обязательность учета влияния хозяйственной деятельности при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов на состояние водных объектов. В части 3 статьи 60 ВК РФ данный принцип получает развитие в регулировании конкретного аспекта - ввода в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами.

Государственный мониторинг водных объектов является частью комплексной системы государственного мониторинга окружающей среды, он регулируется Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 219. В соответствии с пунктом 10 указанного Положения Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) в целях организации и осуществления мониторинга обеспечивает развитие сети пунктов наблюдений за водохозяйственными системами, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Росводресурсам, а также за состоянием дна, берегов, водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Таким образом, при вводе в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, Росводресурсы создает пункты наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах.