ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 2981
Скачиваний: 1
Согласно части 2 статьи 58 ВК РФ забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод. В соответствии с п. 15 ст. 1 ВК РФ под истощением вод следует понимать постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Истощение вод проводится путем их забора. К созданию угрозы истощения вод, следовательно, могут привести действия, меняющие в негативную сторону не только их количественные, но и качественные (например, снижение способности к самоочищению, помутнение и т.п.) характеристики. Действиями, которые создают такую угрозу, являются в первую очередь превышения лимитов забора воды, проведение строительных или иных работ, нарушающих естественный баланс, нерациональное водоотведение, изменение стока и т.п.
В рамках охраны ледников и снежников от загрязнения и засорения за нарушение данных норм предусмотрены административная и уголовная ответственность.
Статья 59. Охрана подземных водных объектов
Комментарий к статье 59
В части 1 комментируемой статьи установлены обязанности в отношении всех лиц (физических и юридических), деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов.
Обязанности состоят в необходимости:
- принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод;
- соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
Положения, касающиеся санитарной охраны водных объектов, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19 "О введении в действие санитарных правил - СП 2.1.5.1059-01" (вместе с "Гигиеническими требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001) <384> (далее - Санитарные правила для подземных вод).
--------------------------------
<384> Российская газета. 2001. N 172.
Указанные Правила разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <385> (далее - ФЗ N 52-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" <386>.
--------------------------------
<385> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
<386> СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.
Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарные правила) в ФЗ N 52-ФЗ понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в свою очередь, включают в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В Санитарных правилах для подземных вод установлено, что подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; латерального подтока вод иного (относительно фона) минерального состава, изменением условий питания и разгрузки, уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Степень опасности загрязнения может оцениваться с использованием гигиенической классификации (п. 2.2).
Система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает:
- гигиеническое нормирование состава и свойств подземных вод, используемых для питьевых и лечебных целей;
- организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны (ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- регламентирование порядка представления в пользование недр для добычи полезных ископаемых (включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод (включая источники нецентрализованного хозяйственно - питьевого водоснабжения), в том числе и на перспективу;
- санитарно-эпидемиологическую экспертизу технологий, проектов строительства, реконструкции объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние подземных вод;
- привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ за нарушение санитарных норм и правил (п. 2.4).
Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать:
- водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;
- предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты;
- герметизацию систем сбора нефти и нефтепродуктов;
- рекультивацию отработанных карьеров (п. 3.2).
В части 2 настоящей статьи особо отмечено, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.
В ст. 18 ФЗ N 52-ФЗ определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилам.
В Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <387> прямо указано, что запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (ст. 12).
--------------------------------
<387> СЗ РФ. 1998. Ст. 3009.
В части 3 рассматриваемой статьи определено, что использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 46 <388> были утверждены Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения, которые обязательны для организаций и специалистов, занимающихся проектированием и эксплуатацией земледельческих полей орошения. Под земледельческими полями орошения (ЗПО) понимаются специализированные мелиоративные системы, предназначенные для использования подготовленных сточных вод на орошение и удобрение земель и для осуществления естественной биологической их доочистки. Соответственно, на ЗПО могут быть использованы хозяйственно-бытовые, производственные и смешанные сточные воды городов, поселков, фермерских хозяйств, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции после соответствующей их подготовки на сооружениях механической и биологической очистки (п. 5.1). Запрещается использование на ЗПО: сточных вод отдельно стоящих предприятий по обработке сырья животного происхождения, боен, биофабрик (по производству вакцин и сывороток), лечебно-профилактических учреждений, предприятий по производству пестицидов, стоков, содержащих радионуклиды, и стоков гальванических производств (п. 5.2). При этом качество сточных вод и их осадков, используемых для орошения, регламентируется по химическим, бактериологическим и паразитологическим показателям (п. 5.4).
--------------------------------
<388> "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.7.573-96" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 46) // М., Информационно-издательский центр Минздрава России, 1997.
В части 4 особо отмечается, что в случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.
На пользователя недр также возлагаются обязанности:
- безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
- соблюдения утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- приведения участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования и др. (ст. 22 Закона РФ "О недрах").
К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и др.
Важно отметить, что в случае нарушения требований по рациональному использованию и охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством (ст. 23 Закона РФ "О недрах").
Согласно части 5 комментируемой статьи при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды. Данный факт еще раз подтверждает взаимосвязь всех видов водных объектов, особенно это касается разных форм негативного воздействия на них.
Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
Комментарий к статье 60
Статья 3 ВК РФ в качестве одного из основных принципов водного законодательства закрепляет приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Развитие данный принцип получает в комментируемой статье, которая во главу правового регулирования охраны водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов ставит влияние последних на состояние водных объектов. Данное положение (часть 1 статьи 60 ВК РФ) носит характер нормы-принципа, тогда как части 2 - 7 статьи 60 ВК РФ имеют прикладное значение и разъясняют частные случаи правового регулирования охраны водных объектов.
Следует отметить комплексное законодательное регулирование охраны водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы. Так, рассматриваемая деятельность, способная повлиять на состояние водных объектов, осуществляется в соответствии с положениями ВК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009, с изм. от 17.12.2009) "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.
Подлежит упоминанию и тот факт, что из области правового регулирования охраны водных объектов в новой редакции комментируемой статьи законодателем было исключено размещение гидротехнических сооружений. При этом глава VII Федерального закона N 7-ФЗ, устанавливающая требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, регулирует такие виды хозяйственной деятельности, как размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, способных оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Вследствие различных законодательных установлений складывается ситуация, при которой не ясно, регулируется ли охрана водных объектов при размещении гидротехнических сооружений. На наш взгляд, вследствие конституционного положения, гласящего, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, охрана водных объектов при размещении гидротехнических сооружений должна осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона N 7-ФЗ.
Часть 1 комментируемой статьи использует понятие "гидротехнические сооружения", в связи с чем целесообразно привести законодательное определение данного термина. Так, Федеральный закон N 117-ФЗ в статье 3 дает следующее толкование: "гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов". В свою очередь, Строительные нормы и правила РФ 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения" под гидротехническими сооружениями понимают "сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов и т.п. ".