Файл: ВК_комм_Симоненко_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 2500

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 18.1 КоАП).

Пункты пропуска через Государственную границу РФ предназначены для обеспечения международных сообщений Российской Федерации с другими государствами. Такие пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством РФ в морских, речных и рыбных портах, в аэропортах, на аэродромах, открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от Государственной границы РФ участках местности в пределах пограничной зоны и в иных местах. Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного и иных видов контроля, органы внутренних дел, а также транспортные и иные предприятия и организации, обеспечивающие работу пункта пропуска.

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей. Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере до одной тысячи рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.4 КоАП).

В соответствии с положениями КоАП РФ (ст. 18.5) нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Для осуществления транзитных пролетов через воздушное пространство Российской Федерации установлен разрешительный порядок. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выдаче таких разрешений определена в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации.

Воздушные суда при транзитном пролете через воздушное пространство РФ должны соблюдать запреты и ограничения, определенные в ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Такими ограничениями являются:

- пересечение воздушными судами Государственной границы по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в части двенадцатой статьи 9, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации; запрещаются (кроме оговоренных случаев):


а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из РФ, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Федерального агентства воздушного транспорта или Министерства обороны Российской Федерации, согласованным с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 306 <8> запрещается транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<8> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1702.


Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:

угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

любые маневры или учения с оружием любого вида;

любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности РФ;

любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность РФ;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;

подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;

погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством РФ;

нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.

Основываясь на положениях ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", к таким противоправным действиям можно, в частности, отнести:

посадку в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;

залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.

Субъектами правонарушения являются только юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.


Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.


Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации


Комментарий к статье 5


Статья уточняет круг отношений, который регулируется нормами воздушного законодательства Российской Федерации. Назначением норм воздушного законодательства является регулирование отношений, возникающих в связи с использованием воздушного пространства, с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации. Приоритетными нормами, выступающими в качестве "регуляторов" указанных отношений, Воздушный кодекс РФ определил нормы, предусмотренные международным договором Российской Федерации.

Участниками регулируемых воздушным законодательством отношений являются граждане и юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности, регулируемой воздушным законодательством и на которые возложена ответственность этого органа. В регулируемых воздушным законодательством отношениях участвуют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в зависимости от принадлежности имущества авиации.


Статья 6. Понятие уполномоченных органов


Комментарий к статье 6


Комментируемая статья дает понятие уполномоченных органов. На сегодняшний день такие органы определены. Это Министерство обороны Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация).

Министерство обороны РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации" <9> наделено правом осуществления полного государственного регулирования использования воздушного пространства.


--------------------------------

<9> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3077.


Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 395 <10>, является федеральным органом исполнительной власти, в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации). Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства воздушного транспорта.

--------------------------------

<10> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342.


Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности.

Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

1) правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

2) правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, за исключением сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;

3) формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации;

4) правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда;

5) условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам.

Федеральное агентство воздушного транспорта в соответствии с Положением, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 <11>, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

--------------------------------

<11> Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. N 32. Ст. 3343; Российская газета. 11.08.2004. N 170.


Федеральное агентство воздушного транспорта в указанной сфере деятельности осуществляет полномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.


Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет следующие полномочия:

1) организует в установленном порядке проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки (за исключением деятельности по обеспечению авиационной безопасности и аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации);

2) организует обучение и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню должностей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международными стандартами;

3) осуществляет:

- аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации;

- согласование и подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов (за исключением транзитных полетов иностранных воздушных судов через воздушное пространство Российской Федерации) в случаях, предусмотренных международными соглашениями;

- подготовку заключений о целесообразности установления пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на аэродромах и в аэропортах;

- ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственного реестра аэропортов Российской Федерации;

- обеспечение в установленном порядке участия организаций воздушного транспорта в перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2006 г. N 173 "О Федеральной аэронавигационной службе", Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) является специально уполномоченным органом, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания.

Росаэронавигация уполномочена самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

федеральные авиационные правила:

- сертификации юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

- осуществления радиосвязи;

- присвоения позывных радиосигналов гражданским воздушным судам;