ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4899
Скачиваний: 2
<1> СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2144.
4. По общему правилу по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист. Исключение составляют судебные акты, вынесенные в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также необходимость производства исполнения в различных местах. В этих случаях в выдаваемых исполнительных листах арбитражный суд должен точно указать место исполнения или ту часть судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу. Данная норма позволяет при наличии у должника нескольких банковских счетов производить исполнение судебного акта по всем или ряду счетов, что способствует исполнению судебного акта.
5. Солидарная ответственность должников выражается в том, что кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК).
Если арбитражным судом вынесено решение о взыскании денежных сумм с солидарных должников, то для исполнения судебного акта могут быть выданы исполнительные листы по числу солидарных ответчиков. В них указываются общая сумма взыскания, все ответчики и то, что они несут солидарную ответственность.
При исполнении данных судебных решений существует вероятность превышения пределов взыскания и нарушения тем самым прав должников. Предотвращению таких случаев способствовало ведение сводного исполнительного производства, которое предусматривалось п. п. 187 - 190 Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной Приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 г. N 22 <1>. Однако Приказом Минюста России от 29 декабря 1999 г. N 364 <2> названная Инструкция (в целях приведения нормативно-правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации) признана не подлежащей применению, что создало определенный пробел в правовом регулировании данного вопроса.
--------------------------------
<1> БНА СССР. 1987. N 11.
<2> Бюллетень Минюста России. 2000. N 1.
Представляется, что практика ведения сводного исполнительного производства, сложившаяся на основе указанной Инструкции Минюста СССР, выступающая в данных правоотношениях своеобразной гарантией от возможных нарушений прав солидарных должников, может применяться при такого рода взысканиях как не противоречащая АПК и Федеральному закону от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве".
При исполнении данных судебных решений существует вероятность превышения пределов взыскания и нарушения тем самым прав должников. Предотвращение таких случаев обеспечивается сводным исполнительным производством, порядок осуществления которого предусмотрен ст. 34 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
6. Положение ч. 7 ст. 319 АПК о недействительности исполнительного листа, выданного на основании не вступившего в законную силу судебного акта, базируется на ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", закрепляющей обязательность судебных постановлений судов судебной системы Российской Федерации, вступивших в законную силу.
На практике случаи, когда исполнительный лист окажется выданным не на основании вступившего в законную силу акта суда, могут возникнуть, например, при восстановлении после выдачи исполнительного листа срока на подачу апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции. Отзыв такого исполнительного листа судом согласно п. 4 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является основанием для окончания исполнительного производства.
Статья 320. Содержание исполнительного листа
Комментарий к статье 320
1. Исполнительный лист применительно к арбитражному процессу - это исполнительный документ, выданный арбитражным судом на основании судебного акта, содержащий указание о взыскании с должника в пользу взыскателя конкретного имущества, и (или) предписание должнику совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, которые подлежат принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае неисполнения вынесенного решения в добровольном порядке.
Исходя из роли исполнительного листа в ходе исполнения соответствующего судебного решения комментируемая статья, а также ст. 13 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" закрепляют обязательные требования, которым должен соответствовать исполнительный лист, и последствия нарушения этих требований.
Сравнение ст. 13 указанного Федерального закона и ст. 320 АПК показывает, что закрепленные в них требования к форме и содержанию исполнительного листа в целом совпадают. Вместе с тем они содержат и различные требования, которые суду необходимо учитывать при выдаче исполнительного листа, поскольку его несоответствие требованиям ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в силу п. 4 ч. 1 ст. 31 данного Федерального закона является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Чтобы избежать такого рода неблагоприятных последствий, целесообразно руководствоваться теми требованиями названных федеральных законов, которые направлены на указание в реквизитах исполнительного листа более полных сведений.
Однако в отличие от ст. 8 указанного Федерального закона комментируемая статья содержит дополнительное требование об указании наименования и места нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда. Это обусловлено тем, что действующий АПК законодательно закрепил право арбитражных судов Российской Федерации на признание и приведение в исполнение решений этих судов, принятых ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Сами по себе требования, предъявляемые к исполнительному листу, не нуждаются в особых разъяснениях. Однако при выдаче исполнительного листа необходимо соблюдать их максимально точно, учитывая при этом характер предстоящего взыскания.
Среди требований, предъявляемых к исполнительному листу, особое место занимает требование об указании в нем резолютивной части судебного решения. Она должна воспроизводиться дословно, содержать понятные формулировки и однозначные ответы по заявленным требованиям, а также полные данные о должнике и взыскателе. Если ими являются юридические лица, то сведения о них должны содержать точное и полное наименование в соответствии с учредительными документами, местонахождение, определяемое местом их государственной регистрации. Обязательными требованиями считаются подписание исполнительного листа судьей и заверение его гербовой печатью арбитражного суда.
Применительно к делам о привлечении к административной ответственности также важно обращать внимание на необходимость указания в исполнительном листе срока его предъявления к исполнению. По делам данной категории следует учитывать положение ст. 31.9 КоАП, согласно которой постановление о назначении административного наказания (в нашем случае - акт арбитражного суда) не подлежит исполнению, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, закреплено право каждого человека, в частности при установлении объема его гражданских прав и обязанностей, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. В обеспечение данного права Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <1> предусмотрена ответственность виновных лиц за названные нарушения.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2144.
Требование об указании в исполнительном листе реквизитов банковского счета взыскателя, которому присуждена такая компенсация, облегчает процедуру исполнения принятого судебного акта, является дополнительной гарантией права заявителя на справедливое разбирательство дела в разумный срок.
Из буквального толкования п. 8 ч. 1 комментируемой статьи, после внесения в нее дополнения Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" <1>, следует, что требование об указании в исполнительном листе реквизитов банковского счета взыскателя касается судебных актов о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.
Представляется целесообразным указывать в исполнительном листе реквизиты банковского счета взыскателя и по другим делам, разрешенным арбитражным судом, как это предусматривалось в прежней редакции п. 8 ч. 1 ст. 320 АПК, что явилось бы дополнительной гарантией реализации права граждан на судебную защиту, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.
3. В случае несоответствия исполнительного листа предъявляемым требованиям он постановлением судебного пристава-исполнителя возвращается в суд, выдавший исполнительный лист. В постановлении указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений. При устранении нарушений в установленный срок исполнительный лист считается поступившим в день первоначального поступления. Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление о возврате исполнительного документа может быть обжаловано в арбитражный суд в 10-дневный срок.
Согласно ст. ст. 121, 122, 128 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя о возврате исполнительного документа может быть обжаловано в порядке подчиненности или в суд в десятидневный срок с момента его вынесения. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения исполнительных действий, жалоба подается в течение десяти дней с того дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении (отказе в совершении) исполнительных действий.
Статья 321. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению
Комментарий к статье 321
1. Установление срока для предъявления исполнительного листа к исполнению направлено на то, чтобы стимулировать взыскателя на совершение действий по исполнению судебного акта. Эта цель достигается предъявлением исполнительного документа к исполнению.
По общему правилу началом исчисления срока на предъявление исполнительного листа к исполнению является день вступления судебного акта в законную силу. Исключение из этого правила предусмотрено для судебных актов, подлежащих немедленному исполнению. Применительно к ним исчисление срока начинается со следующего дня после дня их принятия, а применительно к судебным актам, по которым судом предоставлялась отсрочка или рассрочка исполнения, - со дня их окончания (о вступлении решения в законную силу см. комментарий к ст. ст. 180, 181 АПК).
2. В ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи закреплены дополнительные гарантии прав взыскателя на предъявление исполнительного листа к исполнению.
Приостановлению исполнительного производства посвящены ст. ст. 39 - 41 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также ст. 327 АПК (см. комментарий к данной статье).
О прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению см. ст. 22 указанного Федерального закона.
Случаи возврата исполнительного документа, по которому исполнительное производство не возбуждалось, а также возврата исполнительного листа по возбужденному исполнительному производству предусмотрены ст. ст. 31 и 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Возврат исполнительного документа взыскателю не является препятствием для его нового предъявления к исполнению в пределах установленного законом срока. При возврате исполнительного листа в связи с невозможностью исполнения новый срок для его предъявления к исполнению исчисляется со следующего дня после его возврата. Однако данное правило не может применяться к случаю возврата исполнительного листа по заявлению самого взыскателя.
Статья 322. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению
Комментарий к статье 322
1. Истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению в силу п. 3 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Предоставляя взыскателю право на обращение в арбитражный суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока, а суду возможность его восстановления, законодатель закрепляет в ст. 322 АПК дополнительные гарантии защиты прав указанной стороны исполнительного производства.
2. Комментируемая статья лишь в общих чертах определяет порядок рассмотрения заявления взыскателя о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, отсылая к правилам восстановления процессуальных сроков, установленным ст. 117 АПК (см. комментарий к данной статье). Разрешение вопроса о восстановлении пропущенного срока относится к подсудности арбитражного суда первой инстанции, рассмотревшего дело по существу. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое в случае отказа в восстановлении срока может быть обжаловано взыскателем в порядке ч. 6 ст. 117 АПК.
Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность обжалования определения арбитражного суда, которым восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, выступая тем самым процессуальной гарантией защиты прав другого участника исполнительного производства в лице должника.
Статья 323. Выдача дубликата исполнительного листа
Комментарий к статье 323
1. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат. По своему содержанию он полностью совпадает с утраченным подлинником и отличается от него лишь тем, что имеет отметку "Дубликат".
Выдавая дубликат, суд указывает в нем сумму взыскания в соответствии с резолютивной частью решения по делу независимо от того, имело ли место частичное исполнение судебного акта или нет. Данное обстоятельство учитывается при исполнении судебного акта, а не при решении вопроса о выдаче дубликата исполнительного документа. По полностью исполненному судебному решению дубликат исполнительного листа не выдается. Обнаружение в дальнейшем утраченного исполнительного листа не отменяет юридической силы дубликата, и исполнительное производство должно осуществляться на основании дубликата.