Файл: АПК_комм_Фурсов_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4773

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 314. Принятие заявления к производству арбитражного суда


Комментарий к статье 314


В п. 1 комментируемой статьи закреплено общее правило о том, что заявление, поданное с соблюдением требований к форме и содержанию, принимается арбитражным судом к производству, а не соответствующее требованиям - возвращается заявителю (о требованиях к форме и содержанию заявления см. комментарий к ст. 313 АПК, о порядке возврата заявления - комментарий к ст. 315 АПК).

Содержание процессуальных действий, совершаемых судом при решении вопроса о принятии заявления к производству, не нуждается в комментарии. Все они направлены на обеспечение задачи по судебному разбирательству в установленный законом срок (п. 3 ст. 2 АПК).


Статья 315. Возвращение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам


Комментарий к статье 315


Комментируемая статья, действуя во взаимосвязи со ст. ст. 310, 313, 314 АПК, предусматривает основания для возврата заявителю поданного им заявления о пересмотре судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Положение о высылке копии определения вместе с приложенными к заявлению документами не позднее следующего дня со дня его вынесения направлено на создание заявителю дополнительной возможности в установленный срок, исправив недостатки заявления, повторно обратиться с ним в суд. Возможность обжаловать определение арбитражного суда о возврате заявления выступает дополнительной процессуальной гарантией права заявителя на судебную защиту, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации. Порядок и сроки обжалования определений регулируются положениями ст. 188 АПК (см. комментарий к данной статье).


Статья 316. Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам


Комментарий к статье 316


1. Комментируемая статья устанавливает общий для всех судебных инстанций месячный срок рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. В случае удовлетворения заявления новое рассмотрение дела, если оно не проводится в том же судебном заседании, может осуществляться в установленные ст. ст. 152, 267, 285, 289 АПК сроки (см. комментарий к указанным статьям). Судебное заседание проводится по правилам той судебной инстанции, в которой рассматривается заявление о пересмотре судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (см. комментарий к разд. II - VI АПК). По результатам пересмотра судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд принимает новый судебный акт.

2. Требование, содержащееся в ч. 2 ст. 316 АПК, является процессуальной гарантией реализации принципов осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 8 - 9 АПК). В ч. 2 комментируемой статьи, кроме того, реализуется присущий арбитражному судопроизводству принцип диспозитивности, выражающийся в том, что стороны самостоятельно распоряжаются своими материальными правами и процессуальными средствами их защиты (о надлежащем извещении см. комментарий к ст. 123 АПК).



Статья 317. Судебные акты, принимаемые арбитражным судом по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам


Комментарий к статье 317


1. Часть 1 ст. 317 АПК предусматривает три вида процессуальных документов, принимаемых по результатам рассмотрения заявления. Об отказе в удовлетворении заявления все судебные инстанции выносят определение. При удовлетворении заявления и отмене ранее принятого судебного акта суд первой инстанции принимает решение, а апелляционная, кассационная и надзорная инстанции - постановление.

2. Правило ч. 2 ст. 317 АПК необходимо применять во взаимосвязи со ст. 310 данного Кодекса, регулирующей вопросы подсудности дел по пересмотру судебных актов в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами (см. комментарий к ст. 310 АПК). Повторное рассмотрение дела после отмены судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, в частности, означает, что оно рассматривается в судебном заседании по правилам рассмотрения дела соответствующей судебной инстанции.

Предоставление права суду повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании направлено на реализацию задачи по судебному разбирательству в установленный законом срок (см. комментарий к ст. 2 АПК). Обязательным условием для этого является присутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, или их представителей, а также отсутствие с их стороны возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании.

3. Возложением на суд обязанности направить лицам, участвующим в деле, копии определения об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам обеспечивается право этих лиц на обжалование судебного акта. Решение или постановление, которыми удовлетворено заявление о пересмотре судебного акта по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, обжалуются в порядке, установленном для обжалования итогового решения соответствующей судебной инстанции. Определение об отказе в удовлетворении заявления обжалуется в порядке и в срок, которые предусмотрены ст. 188 АПК (см. комментарий к данной статье).

4. Пересмотр дела по новым обстоятельствам из-за изменения либо достижения определенности судебной практики на уровне надзорной судебной инстанции не может ухудшать положение лица, привлекаемого к публично-правовой ответственности.


Раздел VII. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ

С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ


Статья 318. Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов


Комментарий к статье 318


1. АПК регламентирует лишь некоторые процессуальные действия, связанные с исполнением судебных актов. Например, порядок выдачи исполнительного листа, его содержание, сроки предъявления к исполнению и некоторые другие. Значительная же часть правоотношений, связанных с исполнительным производством, регулируется другими федеральными законами и иными законодательными актами. К их числу прежде всего относятся: Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 49) <1>.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3748; N 5. Ст. 621.


При этом необходимо учитывать, что в ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве" закреплен приоритет его норм перед нормами других федеральных законов, регламентирующих порядок и условия принудительного исполнения судебных актов. Это относится и к АПК, являющемуся кодифицированным федеральным законом, принятым раньше, чем Федеральный закон "Об исполнительном производстве".

2. Вступивший в законную силу акт арбитражного суда сам по себе не порождает для органов, организаций, банков, иных кредитных организаций, должностных лиц и граждан обязанности по его исполнению, если для этого требуются исполнительные действия уполномоченного органа. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 данного Федерального закона.

Не требуют какой-либо деятельности в рамках специального исполнительного производства, в частности, решения, которыми удовлетворены иски о признании права. Другим исключением следует признать решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта. В силу прямого указания закона признанный арбитражным судом недействующим акт или отдельные его положения не подлежат применению и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (см. комментарий к ст. 195 АПК).

3. С принятием Федерального закона "Об исполнительном производстве" в целях унификации форм исполнительных документов процессуальные кодексы дополнены (применительно к АПК - ч. 3 комментируемой статьи) положением о том, что формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством РФ. Таким актом является Постановление Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов", которым утверждены: форма бланка исполнительного листа, используемого в работе Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ; форма бланка исполнительного листа, используемого в работе иных федеральных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей субъектов РФ; Правила изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов. Во исполнение данного Постановления Приказом Минфина России от 17 июня 2009 г. N 237 утверждены образцы и описание бланков исполнительных листов (документ опубликован не был, находится в архиве Минфина России).


Статья 319. Выдача исполнительного листа


Комментарий к статье 319


1. Решение по существу спора может быть принято не только судом первой инстанции, но также и судом апелляционной инстанции, повторно рассматривающим дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам (см. комментарий к ст. 268 АПК). Поэтому ч. 1 комментируемой статьи в прежней редакции возлагала обязанность по выдаче исполнительного листа на тот суд из названных инстанций, который принял соответствующий (разрешающий дело по существу) судебный акт.


Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" <1> закреплено правило, согласно которому исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, выдается этим же арбитражным судом (ч. 1 ст. 319 АПК); исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в качестве суда первой инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4197.


Из приведенных взаимосвязанных положений следует, что независимо от того, судом какой инстанции по делу принят акт, окончательно разрешающий спор по существу, по общему правилу (если иное не предусмотрено АПК) исполнительный лист выдается судом первой инстанции.

2. В ч. 2 ст. 34 АПК предусмотрена категория дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (см. комментарий к ст. 34 АПК). Соответственно, по делам такого рода Высший Арбитражный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции и на основании принятых им судебных актов выдает исполнительные листы, что согласуется с новыми редакциями ч. ч. 1 и 2 ст. 319 АПК.

3. Под выдачей исполнительного листа понимаются его получение взыскателем в суде под расписку, высылка исполнительного листа на основании заявления взыскателя по месту его нахождения или направление исполнительного листа по заявлению взыскателя арбитражным судом непосредственно для исполнения, например в банк или иное кредитное учреждение.

Исключением из этого правила является исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в доход бюджета. В этих случаях арбитражный суд самостоятельно направляет исполнительный лист в налоговый орган или иной уполномоченный государственный орган, осуществляющий принудительное исполнение, по месту нахождения должника. При применении положений ч. 3 комментируемой статьи следует руководствоваться информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 сентября 2006 г. N 114 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами статьей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" <1>. В нем, в частности, указано, что согласно ст. 20 Бюджетного кодекса РФ взыскание денежных средств в доход бюджетов всех уровней осуществляют администраторы поступлений в бюджеты. В Информационном письме также отмечено, что в федеральном законе может быть установлено специальное правило о том, кому направлять исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета. Например, в соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП исполнительный лист на взыскание в бюджет штрафов за административные правонарушения направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю по месту нахождения лица, привлеченного к административной ответственности.


--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2006. N 11.


В п. 3.1 ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено дополнительное требование о приложении к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, заверенной судом копии судебного акта, в случаях, если взыскание обращается на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что согласуется с положением ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ. Помимо этого, ст. 242.1 указанного Кодекса дополнительно требует от взыскателя представить заявление с указанием реквизитов своего банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается самим взыскателем или его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Невыполнение указанных требований является основанием для возвращения документов взыскателю.

Статьей 52 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил. Следовательно, с просьбой о выдаче (направлении) исполнительного листа в арбитражный суд может обратиться и правопреемник стороны исполнительного производства.

Федеральным законом "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <1> предусмотрена ответственность виновных лиц за нарушение данного права, гарантированного ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2145.


Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <1> в ч. 3 ст. 319 АПК внесено дополнение, которым установлены особые правила выдачи исполнительных листов по делам такого рода. Они направляются на исполнение арбитражным судом в пятидневный срок со дня принятия решения независимо от наличия или отсутствия ходатайства об этом со стороны взыскателя.

--------------------------------